lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте  Добавить блог  Последние активные (0)
Поиск
Sites: 68, articles: 7361
Last scan: 2019-11-21 07:07:33
lenta.larp.ru: rojkov: Бредни престарелого ролевика: Зиланткон 2019
rojkov
rojkov
Зиланткон 2019
Бредни престарелого ролевика, ролевые игры-Зиланткон, 2019-11-05 07:24:53

Зиланткон 2019 : 1-4 ноября 2019 года, Казань.

Зиланткон 2019 прошёл хорошо. Звезды удачно легли, и на конвент я зазвал дорогих гостей.

Риад Мустафа

Гость первый - Риад Мустафа - ролевик из Палестины. К ним эту заразу занесли норвежцы в рамках своих социально-политических программ. Риад занимается тренинга и личностного роста и попал на larp summer school в Литву. С тех пор он заботливо выращивает сообщество в Палестине. Результаты с одной стороны скромные - количество арабских ролевиков исчисляется немногими сотнями. А с другой стороны - изданы две книжки по играм на арабском языке, зарегистрирована ассоциация и достигнута независимость от западных грантов. Взрывного роста, как в России, не получилось. Палестинцы у себя занимаются интерактивный биатлоном с израильтянами и своими более радикальными собратьями. Адреналина и так хватает. Поэтому ролевики в Палестине больше занимаются играми образовательными и социальными.

На Зилант Риад привез игру "Убит во имя чести". Сюжет - как в обществе жестокого матриархата расправляются с юными невинными мужчинами, допустившими прелюбодеяние до брака. Лекция про игры в арабских странах есть на видео. Зилант на Риада произвёл впечатление своими размерами и многообразием деятельности. Это вам не сушеный Кнутпункт.


Альтернативное прошлое


Второй дорогой гость - Сергей Борисович Переслегин - известный футуролог и мыслитель. Он прочитал лекцию по психоистории и на примере Азимовского Основания разобрал метод мета-пиктографирования. Материал сложный, но перспективный. Есть графический язык для записи конфликтов, балансов и отношений - гораздо более мощный, чем шестеренка. Видео я выложу, но по хорошему надо всерьёз разобраться, почитать и понять. Постараюсь к Комкону подготовить более простое описание языка на близких нам примерах.

Нам с Иллет очень повезло. В этом году, по мотивам идей Переслегина, я замутил тему футурологической секции - анализ прошлого методами исследования будущего. Если совсем вкратце суть : враг футуролога - это когнитивные искажения - собственное и общественное мнение, заблуждения, недостаток кругозора и просто политическое давление. Поэтому личное экспертное мнение обычно не даёт предсказаний хорошей точности. Если собрать в группу много людей и организовать между ними коммуникацию (игру или форсайт), то часть когнитивных искажений можно сгладить. Причём эта форма коммуникации не должно быть традиционной дискуссий или спором. Наоборот, спор ставит человека в положение обороняющегося, заставляет его защищать определённую точку зрения, отбирать под неё аргументы и отбрасывать противоречащие его точке зрения факты. Игра поэтому лучше, поскольку предлагает не конфликт, а кооперацию в решении общей проблемы.

С прошлым все обстоит не лучше, чем с будущим. Во первых, когнитивный искажения там такие же, как при взгляде в будущее. Во вторых, исторические события и их объяснения сильно давят на исследователя, а факты часто искажены или просто скрыты победившей в давнем конфликте стороной. А новые исследователи выпускают на волю такие химеры, что волосы шевелятся.

Вот, например, татарское иго. Термин этот придумал польский историк Ян Длугош только в 1479 году. Понятно, что версия понравилась и стала официальной. Только в 20-м веке мы дожили до Гумилева, который говорил о симбиозе Орды и Руси. Но потом появился Бушков, который распознал в Батые Александра Невского. А перед Зилантом я нашёл ещё одну версию - что иго придумали, чтобы скрыть геноцид при крещении Руси. Там население при насильственной христианизации сократилось с 12 до 3 млн человек, так что иго придумал Госдеп в пропагандистские целях.

Если историки такую пургу гонят, чем мы хуже. С помощью игры мы можем проверить исторические версии на прочность. Иллет пригласила меня попробовать её игровым методом конструирования реальности исследовать начало первой мировой войны. А тут Переслегин приехал - он в этом периоде эксперт. Прогнали пару тактов по материалам исторических событий и послушали лекцию от Сергея Борисовича про то, как было в действительности, а не на самом деле.

Метод сыроват, и знания фактуры не хватает. У Дании при попытке заминировать проливы не оказалось морских мин - они не успели доехать из России. Я, играя за Болгарию, уговорил Румынию и Грецию объединиться в Новую Византию, поделить Сербию и наехать на Турцию. Но увы, оказалось, что для вывоза сербских солдат с оккупированных нами территорий, нет вагонов. А англичане быстренько поддержали сербов и турок - так что влёт стать императором не получилось.

Тем не менее, если хорошо готовиться, можно получать более-менее похожие на прошлое результаты или альтернативную реальность. Ещё раз смысл упражнения : коллективные размышления в формате игры позволяют сгладить когнитивные искажения или получить новую версию событий.

После игры Переслегин прочитал лекцию о начале Первой мировой, которую можно посмотреть на ютубе.



Игра как понижение ставок реальности


Ещё один семинар на площадке футурологии был посвящён игре как способу понижения ставок в реальности. Запустить его меня подвигла статья Cапожника. Суть её в том, что на планете расплодилось изрядно количество людей, и надо как-то учиться выживать, заменяя смертельные и жестокие формы противостояния на игровые. Мы ролевики, и игры - наш рабочий инструмент, надо эту тему покрутить в голове.

Вот, к примеру, суд. Это игра, где упражняются в красноречии прокурор и адвокат, а судья и специально отобранные зрители решают, кто из них круче, и выносят решение. Не факт, что оно будет действительно справедливым, но мы согласились признавать результаты таких игр.

Или выборы. Кандидаты рассказывают нам всякие побрехушки, а мы, опуская бумажки в урну, вверяем им настоящую власть над нами.

Примеров таких много. Охоту на зайца заменили охотой на покемона, разведение детей на воспитание тамагочи. Есть довольно распространённая точка зрения, что спорт является альтернативой войне. Тут и выброс агрессии, и своя-чужая стая. Что замечательно, без аннексий и контрибуций.

У войны есть другие альтернативы : компьютерные игры, к примеру. Ещё в лохматых 80х годах я читал фантастический рассказ про геймера, который мочил инопланетян на компьютере. Он вдруг вырвался на новый уровень и всех там покрошил. Потом геймера вызвали в Пентагон и вручили награду. Дескать на планету Земля напали Рептилоиды, его компьютер подключили напрямую к командным центрам землян, что позволило одержать сокрушительную победу.

Тут есть ещё одно рискованное социальное следствие. Более развитые государства могут играть с менее развитыми - расстреливать цели с беспилотников, в том числе солдат на поле боя. Для более продвинутой стороны это превращается в увлекательную компьютерную игру "застрелил партизана". Правда, как показали последние события в Саудовской Аравии, палка опять оказалась о двух концах, и нефтяные заводы взлетели на воздух.

Посмотрим на ещё одно явление - митинг. Он является игрой в восстание. Прогулки на свежем воздухе, кричалки, шарики и красочные плакаты - просто праздник какой-то. Чем больше народу собралось - тем больше готовность к восстанию - это смотр сил. Если противник отказывается играть в эту игру, то ставки повышаются. Беда в том, что они повышаются для обеих сторон. У наших соседей гибель небесной сотни привела к бегству президента Януковича. Сирийская гражданская война тоже перешла в горячую фазу после разговора с оппозицией через танковый прицел. Увы, демократические игры ещё не превратились в столь же устоявшийся институт, как судебная система. Очень уж велико искушение почитерить и остаться у власти, а игровые методы принуждения не работают. Если что, я Эво Моралеса имею в виду.

Возвращаемся к вопросу, а для чего этот семинар. Для того, чтобы нащупать в недалеком будущем области геймификации. Одну нащупали - это криптовалюты. Раньше в основе мировой финансовой системы лежало золото, потом чипы американских президентов, а теперь и этого не будет - вместо денег поток ничем не обеспеченных электронов. Это такая масштабная игра, что непонятно, как за неё схватиться. Я уже пробовал и проиграл.

Расскажу про более мелкую задачку. В связи с приездом нашего палестинского гостя мы встречались с казанским бизнесом и говорили про исламский банкинг. Давать деньги в долг под проценты и на то, чего ещё нет, в исламе запрещено. Поэтому исламские банки не дают в долг, а входят в долю в предприятии. Вместо ипотеки они покупают тебе квартиру, за которую ты постепенно расплачиваешься. Риад обмолвился, что в Палестине западные банки открывают дочки, которые работают по правилам, одобряемым шариатом. И мулла в мечети говорит, что с такими ребятами стоит иметь дело.

В России 30 млн. житиелей считают себя мусульманами. Перспктивененький рынок. Мы обсуждали вопрос, как через игры популяризировать Исламский банкинг. Но ещё не сделан первый шаг - на рынке нет такой услуги. Будучи настоящим ролевиком - безответственным дилетантом, который считает, что во всем разбирается, предложил Риаду пойти в иорданский банк (в Палестине местных банков нет). Пусть напишут письмо Грефу и выйдут на российский рынок с совместным продуктом. А тут и мы с нашей игрой подтянемся - будем учить предпринимателей работать, как завещал Пророк.


Телемост

"РИ от тайги до британских морей" - телемост провалился с благожелательным треском. По замыслу мы должны были поговорить с конвентом "Восточный экспресс" через Скайп и рассказать про историю РИ в своих регионах. Люди с двух сторон экрана сочувственно смотрели, как я пытаюсь наладить связь. Кое-как поговорили без всякого удовольствия. После телемоста нашли причину, но поздно уже было. Через год попробуем ещё, подготовившись получше.

Великая сила искусства.


Отлично Поспал на концерте Лоры и Чешира. Прям отключился как сел в кресло. Со мной это частенько случается. Я спал в обеих парижских операх и лондонском королевском театре но тут проснулся на последней песне бодрый и свежий, потом весело скакал до трех ночи. Все-таки родные корни сил придают.


Прапалитику в РИ


И напоследок заострю вопрос об отношениях в сообществе.

Как заметил мудрый Ланс, шеймить сейчас стало просто. Если точка зрения оппонента выглядит пристойно, надо сказать, что он не искренний, или им магипулируют, а на самом деле имеется в виду какая-нить мерзопакость. У явления, о котором я буду говорить, есть и благообразная, и непристойная стороны. Обе они сосуществуют, но непонятно, в каких долях.

Общим местом сейчас является фраза, что ХИ - не игра. И что Зилант давно не ролевой конвент, а фестиваль обо всем и сразу. Меня вот это всегда удивляло : что сделал Зилант для того, чтобы перестать быть ролевым? Это ведь мы его делаем таковым, за содержание отвечают участники. Орги конвента отвечают за организацию площадки, проекторы и расписание - тут всё в относительном порядке.

Если на конвент не едут ролевики, то свято место пусто не бывает. ДК Ленина стоит дорого, и команде оргов в 200 человек надо чем-то заняться. Вот и поехали после размежевания на Зилант артистические фехтовальщики, футурологи, танцоры да рестлеры. А поскольку у них своего комьюнити нет, то пришлось Зиланту добирать зрителей с городских улиц. Сегодня у Зиланта 850 участников с бэджами и по 400 в день приходят с билетами - это горожане.

А где же ролевики? Они на "Восточном экспрессе". Мастерский конвент это концентрированный фан от общения. Никого лишнего, чистая ри-теория, пир разума. Раньше хоть политес соблюдали - держали разницу в датах в пару недель. А теперь апофегей - на те же даты поставились.

Началось разделение в сытые времена, когда ролевиков было много. Зилант и Ведьмак в 2005 году собрали под 3000 человек. Комкон и Зилант конкурировали за внимание публики, появился у Комкона и свой Мастерский конвент, "Красная стрела", который затем превратился в "Восточный экспресс". Ничего не скажешь, поездатые конвенты всегда содержательно и эмоционально были круче Мастер-зиланта. Если про то, какая не-игра ХИ, говорили с 1994 года, то про Зилант как не-ролевой конвент стали так говорить примерно с 2005го. Кто-то вбросил ради победы в конкурентной борьбе, и стало по слову его.

А после 2008го это усугубилось кризисом - ролевики не поехали в Казань. Апофеозом разделения стал 2015-16 год. Комкон засушился в Мастерский конвент только для умных, а Зилант стал совсем уж концертной площадкой. Так и сидим по углам : одна Тусовка всех теоретиков собрала и скрипит мозгами в кулуарах, вторая поёт и пляшет. А тем временем наша целевая аудитория бродит неприкаянная и расползается по другим Движухам.

Времена меж тем изменились. В 2005 у ролевых игр конкурентов не было - мы были самой доступной и массовой движухой. А сейчас кормовая база сильно сократилась за счёт конкуренции с другими видами развлечений, и за счёт демографических обстоятельств - молодёжи стало меньше, взрослеет поколение, родившиеся в 1990х.

Не только Зилант экспериментировал с привлечением внешних к сообществу людей на конвент. Блином это делал, Толкон. Зарубежные товарищи часто устраивают открытые фестивали с ролевой компонентой. Там как раз семинарская программа сразу дохнет - никто не приходит. Экспериментально подтверждено, что привлечь в РИ-сообщество через конвент новых людей - не получается, они приходят к нам через игры.

Пару лет назад ДК Ленина на ремонт закрыли. Зилант был только для своих, в КАПО. Цивилов не брали. И этот конвент вспоминается как лучший за много лет. В будущем году Зиланту 30 лет. После обещана реформа, или завершение проекта. В 2020м ничего не случится : пройдёт традиционная ХИшка и Зилант по старым лекалам.


В 2021м году у нас есть шанс вернуться в прекрасное прошлое. Для этого надо сделать Зиланткон закрытым для внешней аудитории конвентом и провести в Казани на Зиланте "Восточный экспресс". А дальше посмотрим.
Комментарии: 45