lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: rojkov: Бредни престарелого ролевика: Клубы любителей фантастики : со-обществоведение часть III
rojkov
rojkov
Клубы любителей фантастики : со-обществоведение часть III
Бредни престарелого ролевика, со-обществоведение, 2020-12-30 15:37:54

КЛФ Часть третья.

Лобарев. дальше по вопросам кинофантастика в рамках нашей истории. Отслеживались ли стадии потому что на некоторый взгляд заметно что ее в какой-то момент было много но куда я как она потом выпала из нашего кино. Я не уверен что и вот мы про советский период говорим, да про советско-российский в смысле прошлого именно в нашей стране. Я не уверен что ее в какой-то момент было сколько-нибудь много. Если попробовать основные стадии озвучить, были эксперименты тех же 20-х годов примерно параллельно и потому что делал Мурнау в Европе. У нас Дзига Вертов снимал какую-то фантастику, еще кто-то из великих культовых первых кинорежиссеров снимал фантастику. Но все это точно также кануло в недрах НЭПа и точно также не сохранилось большинство пленок. Только в отличие там от европы где пленки не сохранились в основном в силу какого-нибудь бытового бардака и время от времени все таки всплывают, у нас все это уничтожалось вполне целенаправленно и вряд ли всплывет.

Соответственно дальше был период воцарения вот этого самого реализма и в кино тоже, когда фантастике просто не было места на киноэкране. Насколько я понимаю отчасти причина в том что кино гораздо более деньгоемкий институт. И если разрешить написать и опубликовать фантастическую книжку в общем-то издательству стоило допустим x денег, то пробить и снять фантастический фильм в кино стоило там 100 x денег. И в условиях все-таки дефицита ресурсов в молодой советской стране все ресурсы кино были направлены на соцреализм. Я примерно для себя так объясняю - это вот все что было вокруг войны.

Соответственно с конца пятидесятых с начала шестидесятых можно счесть происходящее неким всплеском, неким увеличением количества фильмов по-моему примерно тогда начали создавать какую-то подростковую кинофантастику типа Москвы-Кассиопеи. В датах фильмов я могу очень сильно плавать. Совершенно точно примерно тогда была снята великая планета бурь Клушанцева - настолько великая, что ее купил голливуд, и кто там чуть ли не кубрик рассказывал как он учился у советского режиссера Клушанцева. Или Лукас, не помню в общем, кто-то из вот этих вот икон. Но опять же вот здесь можно на мой взгляд предположить что фантастика в союзе не получила развитие потому что не возникло как раз индустрии, не возникло возможности привлечь большие финансы. Государственное регулирование ну по умолчанию с чего бы давать вам больше денег. А на имевшим место финансирование не получалось ни спецэффекты развивать, ни что-то еще делать. Почему советское кино в тот период не пошло по формату малобюджетки - ну есть огромное количество фантастических сюжетов, зрелищность которых достигается не за счет спецэффектов. Есть прекрасный хотя бы существенно более поздний фильм по 5 ложкам эликсира Стругацких, там почти весь фильм это один разговор шестерых человек в закрытой комнате с редкими-редкими флешбеками и за счет просто подбора актёров - там гундарева, там олег борисов, там ульфхакк так по моему фамилии не помню вот в общем прекрасные актеры они этим разговором держит зрителя в напряжении просто непрерывно, от экрана оторваться невозможно. И сюжетов которые позволяют снимать фильмы так довольно много. почему это не было сделано я не знаю. Был выбран путь большей условности, декорации то есть путь фильмов спектаклей, путь телеспектаклей. Соответственно таких тоже было довольно много. В результате все это пошло в направлении не выбора адекватных сценариев а просто демонстративно малобюджетного кино, которое уже в свою очередь вызывало интерес у зрителя не потому что оно было хорошо сделано а уже только потому что оно было фантастическим. И когда появилась альтернатива, когда хлынула западное кино разумеется вся советская кинофантастика с треском эту конкуренцию проиграла.

На мой взгляд можно сказать что был момент возможного взлета 60х, который уперся в низкобюджетность, и пожалуй вот именно тогда оказалось определена судьба советской кинофантастики. Все 70 там какие-нибудь Петля Ориона, попытка экранизировать Лунную Радугу - это все уже было довольно убого, и нельзя было на экране никакую фантастическую идею хорошо представить, не получалось, ни чего-то ещё.

Может быть я сам себе ответил, что сценарий требующие только актерской игры допустим не требующие особых спецэффектов, которые сейчас попробовал повспоминать, они все лежат в русле не одобряемых поджанров фантастики, то есть это либо социалка, либо что то еще подобное. Научную фантастику таким способом не снимешь. В советском государстве именно она единственная была легитимна.

Почему современная Россия не снимает хорошей кинофантастики? Ну не знаю, потому что Бондарчук пытается подражать голливуду не понимая чему именно подражает. Помимо упомянутого фильма по 5 ложкам эликсира был очень хороший фильм по булычеву. Александр Морозов режиссер, кстати учитель Бондарчука.У Булычева очень много таких бытовых рассказов, с простой бытовой сюжетной завязкой, они отлично ложатся на экраны, есть несколько неплохих экранизаций. Это в основном короткий метр, правда, поскольку рассказы такие не растянешь.

Задача это то о чем мы уже спорим. На мой взгляд речь идет о том что появлялось много отдельных человеков которым хотелось бы решить эту задачу. Не все из них имели такую возможность, не все из них имели вообще представление о том как какие задачи решаются, но всем из них хотелось чтобы такая задача была решена. В этом смысле у задачи нет актора, но есть много людей с вектором. Им хотелось бы что-то поделать в этом направлении, и вот они делают, хотя бы собираются говорят об этом. Иногда кто-то понимает как сделать что-то чуть больше там, мастер понимает как сделать ролевую игру, там человек занимавшийся распространением самиздата понимает как издавать книжку, и так далее.

Байку про коллективное подсознательное я уже заправлял - про про то как предсказывать читательский спрос. Могу затравить еще раз. Вот эта история о том что я в 2004 году писал доклад по ролевым играм на фестивале Роскон. Фестиваль фантастики и было понятно что фантастам как таковым ролевые игры сами по себе неинтересны ни хрена. Нужно было сначала что-нибудь про презерватив, а потом уже натягивать его на глобус. Вот у меня пришла в голову гипотеза, она требовала проверки статистикой, я ее проверил. Гипотеза опровергнуто статистикой не была. Поскольку мы все живем в каком-то более менее едином культурном пространстве, материальном состоянии и так далее, то можно говорить о том что у нас у всех есть собственно коллективный запрос. Он почти никогда не осознается, но он достаточно общий у многих людей именно потому, что эти многие люди живут в обстоятельствах сходных по массе параметров. Так вот если обычный человек общается с этим условным коллективным запросом, к которому и он тоже принадлежит, в формате не, чего то это все я уже читал, это все не хочется, чего-то хочется другого почитать, о чем я не знаю, то человек умеющий в ролевые игры берет и делает про что-то такое ролевую игру. На нее приезжают еще сколько-то человек, которым это тоже интересно. И в процессе этой ролевой игре они с этим своим не осознаваемым коллективным запросам, а на самом деле не только своим, а глобальным коллективным запросом как-то работают, как то его проясняют, исследуют, пробуют на слабо и так далее. Вот таким образом я сделал предположение, что анализируя тематику ролевых игр одного двух предыдущих сезонов можно с достаточно большой степенью предположить, какие книги будут востребованы в течение следующих пары лет. Доклад происходил в 2004 году, и я тогда озвучил что вот что-то : знаете дорогие фантасты, ролевики последние пару лет как нанятые играют постапокалипсис. Вася, напомни пожалуйста в каком году стартовала серия stalker.

Где-то вот примерно в середине нулевых уже прилавки начали заполняться всякого рода Сталкерами, Зонами - примерно это где-то середина нулевых начало этого пути.

Фетисов. Серия stalker стартовала после выхода одноименной игры 2004 вот да я проверить у меня оно где-то там есть.

Лобарев. Я помню в 2007 уже соответственно серия была вполне популярно. До этого статистика в какой-то момент начала очень много рассказывать о играх на воде, играх в пиратов. Но у нас это в книгах по моему никак не реализовалось у нас это реализовалась в том что какие-то совершенно рекордные рекордные сборы были у пиратов карибского моря. На тот момент аномальные рекордные

Владимирские. Сталкер первый “тень чернобыля” в 2007 году ушла в и соответственно книжки пошли.

Лобарев. соответственно сейчас у меня инструментов анализа статистики тем по темам игр нету. В 2004 году это все было гораздо проще, игр было на порядки меньше, и как бы ресурсов где можно было про это почитать было на порядки меньше... в разы

Задачи ни перед кем не стоит есть вот некий до коллективный запрос некие коллективные хотелка.Это было иллюстрация коллективной хотелки

Владимирский. Я не знаю Лин насколько это верно и насколько это в тему у меня вот, пока ты говорил особенно байку свою, у меня возникла мысль о том какая функция собственно говоря перед современным фэндомом вот именно традиционным стоит. Одна из главных задач - ты сказал что мы все живем примерно в одном информационном пространстве, это не так. У нас в зависимости от таких уклонов увлечений все-таки по-разному настроены фильтры, мы часто не видим каких-то интересных важных вещей которые происходят буквально вот за стеной. Сейчас задача именно сведения людей из разных сказать по вселенных пузырей как это назвал Андрей Рубанов в своем замечательном романе Финист ясный сокол. Да вот который все ругают, а мне нравится. И соответственно вот я сейчас например смотрю есть комиксисты и есть переводчики. У них у всех своя русская тема, свой узкий коридор. Но вот я facebook открыл и допустим Доброхотова и Майкова, из лучших наших переводчиков фантастики, если не лучший. Вот сейчас она переводит комиксы для издательства Азбука. Вряд ли где ее это заинтересовало вот просто самоходом и соответственно вряд ли АЗбука догадалась обратиться за переводом комиксов как доброхотовой и майковой, если бы их как-то не свели в рамках вот этого самого большого нашего фандома. Не факт что это произошло на петербургской фантастической ассамблее, потому что Доброхотова в общем-то к нам приезжала один раз не так давно, но такая вероятность есть.
В рамках фэндома это абсолютно точно так. люди фэндомные подумали и решили, почему бы нам к Майковой не обратиться. Она почитала, полистала... То есть люди открывают для себя какие-то смежные интересные ниши благодаря деятельности фандома. ну для меня это например одна из главных задач. Я не помню ты вписал в свою теоретическую работу вот установочную. Это одна из главных функций, главных задач которые стоит сейчас перед фэндомом, если он хочет жить.Я сейчас это запишу - трансгрессия, пересечение границ.

Лобарев. Это да мы когда-то рассуждали про структура информационного пространства опять же в благословенные советские времена. Не подумайте, что я всерьез. Информационное пространство было крайне однородным, то есть грубо говоря, там были Алла Пугачёва, Юлиан Семенов которых знали абсолютно все вообще без исключений, а в остальном люди достаточно оперативно собирались вокруг той или иной темы, то есть сеть клубов любителей фантастики вот эти вот несколько применительно к фантастике эти несколько оазисов. Они саккумулировали практически всю активную аудиторию и уже там вот к концу восьмидесятых для того чтобы покрыть практически всех активных любителей фантастики достаточно было сделать рассылку по адресам клубов любителей фантастики, все. Это было исчерпывающе.

С какого-то момента пространство стало крайне разнородным крайне дробленым, и
мне это все близко применительно к продвижению литературных текстов поэтому вот я на таком примере скажу, что-то пример человек обожающий поэзию Игоря Иртеньева (известный поэт сатирик 90 годов двухтысячных) может например вообще не знать о существовании Евгения Лукина, который никак не худший поэт сатирик и имеет много общих черт. Или там человек обожающий сказки Феликса Кривина, тоже такие ироничные довольно пародийные сказки может, например слыхом не слыхать про Петра Бормора, который в общем пишет ну крайне сходные по уровню, по качеству и по стилистике вещи. И так далее, то есть сейчас совершенно непонятно как покрывать но это мы уже заходим в сторону продвижения целевых аудиторий и т.д.

Егор Семенов. Вопрос есть. Фэндом возник непонятно как, самозародилось насколько я понял тебя. Вот потом фэндом начал решать свои вопросы по поводу нового чтива и вообще как бы своего развития. После чего когда произошла перестройка к появились ресурсы, фэндом выплеснул вот эти вот все свои задачи по поводу чтива, по поводу всего остального, и вроде бы как по твоим словам ну перешел в анабиоз, ну предсмертную такую стадию. Так все-таки фэндом же зародился именно для того чтобы насколько я понимаю люди делились мыслями по поводу прочитанных книг. Тогда почему его смерть связана именно с решением уже последующих возникших вопросов.

Лобарев. Смотри, дело в том что обсуждать книги на тот момент было единственно доступным способом для человека как-то вообще взаимодействовать с фантастикой. Человек мог либо писать фантастику, либо читать фантастику либо обсуждать. Когда писать не могу, а читать недостаточно, единственное что остается это обсуждать.

дСлава. Можно я чуть-чуть дополню просто как современник того лохматого времени советского значит дело в том что потребность была не столько в обсуждении сколько в книгообмене. Книги были вот это сейчас очень трудно в это поверить, но книги были недоступны. Тираж в 100 тысяч экземпляров это ни о чем. И поэтому книгами люди менялись книга стругацких например у спекулянтов ее не было в магазине она стоила 20 рублей при зарплате 120 рублей какого-нибудь инженера да то есть это как бы было жизненная необходимость для того чтобы хоть как-то эту фантастику читать.

Егор Семенов. То есть основная функция это все-таки обмен книгами, а не общение по фантастике.
ДСлава. Быд вопрос по поводу других жанров, были другие жанры, только они сидели. Самиздат не только фантастической литературой исчерпывался. Там диссидентская печать да и как бы люди там реально сидели в тюрьмах а Солженицыных высылали. Это тоже родственное увеличение, фэндом был в общем достаточно безобидным.

Лобарев. Но при этом да, он вторгался вот с этой вот безобидной нуждой он вторгался в очень опасную зону.

дСлава. Как бы ты выстраиваешь отличную инфраструктуру для того чтобы подпольно издавать книжки, печатать их на печатной машинке. Да ты сегодня перепечатал стругацких с официального издания а завтра ты перепечатал хроники текущей политической жизни. Поэтому конечно это для советской власти фэндом представлял серьезную опасность а как бы люди которые вопреки тайком редавали друг другу вот вот этот самиздат, они естественно ощущали свою общность. Такой тайный орден масонский.

Егор Семенов. Хорошо так все-таки там прозвучало что в восемьдесят седьмом году начал начался конец фэндома. Это связано с тем что фэндом решил свои задачи. Так вот обмен книжками что перестал быть в восемьдесят седьмом году?

Лобарев. Для этого перестал быть нужен фэндом

дСлава. В восемьдесят седьмом году у меня как раз кончились деньги, я не смог купить все книги фантастические которые вышли. Я хотел собирать все. То есть лин правильно сказал что как бы выходила 6 книжек в год. Вот в восемьдесят седьмом году появилась, восемьдесят восьмом появилось много книжек. Да книгообмен перестал быть нужным, потому что ты мог пойти в магазин и купить книжки. Сейчас вспомню еще какая-то мысль пробегала. А слушайте вот чего знаете какая мысль какую штуку стоит почитать на самом деле чтобы лучше понять происходящее вот в Советском Союзе. 451 по фаренгейту

Лобарев. Не но это жестковато

дСлава. Это жестковато да но как бы то почему люди общались.

Лобарев. Нет есть гораздо более четкий текст, есть такой рассказ у Бориса
Штерна - шестая глава Дон Кихота. Вот там прямо прямым текстом про все это и очень эмоционально, так что вживаешься. Там история о том как умер старенький любитель фантастики живший в небольшом городе, состоявший в переписке там со всеми. и так далее и никому из соседей не нужна его библиотека. И просто сжигают во дворе его библиотеку. И там рассказывается про все эти книги, н рассказывается там не энциклопедически, а вот на уровне вот передается эта эмоциональная привязанность - насколько дорогая и ценная была каждая книжка фантастики добытая в советские времена.

Вот возвращаясь к вопросу егора просто действительно фэндом как форма самоорганизации перестал быть нужен для решения этих задач, вот и все. вася правильно меня поправил что там вот еще в нулевые годы на самом деле у него оставалось как минимум еще вот задача как бы таких полуофициальных деловых связей, точнее неформальных. То есть они были абсолютно официальными, но при этом по каким-то причинам они более эффективно реализовывались в неформальной обстановке. А дальше действительно усилилась институциализация книгоиздания, монополисты появились, там писатели оказались окончательно приписаны к своим... хотел формулировку по аналогии с крепостным правом, запутался короче, к своим барам. Вот и в общем вот это вот этот не формальный метод делового общения оказался тоже уже не нужен

Лена. Этот тезис подтверждается. Директор издательства пишет о том, что дорогие друзья если вы хотите куда-то пригласить наших авторов, пишите вот на эту почту, а не прямо авторам.

Лобарев. Ну то есть это не ситуация, когда автор выбрал себе литагента и делегировал ему разгребаться со всей этой рутиной.

Лена. Нет, совсем другая ситуация на какое-то время уступил издателю право на свое произведение но и практически на свое тело.

Владимирский. Сейчас вообще ну не знаю а если я напрямую напиши автору меня Копьев побьет ссаными тряпками?

Егор Семенов.Это наша корова и мы ее доим.

Лобарев В данном случае скорее это наш конь он нам денег должен.

Лена. Еще один я хотела обратить внимание по крайней мере в издании массовой литературы, которая давно не массовая, но какое-то время была массовой. Любовный роман не в том числе фантастика. Да когда стало можно фэндом очень много сделал для становления издательской индустрии. У истоков многих издательств стояли люди фэндома. Но большая проблема мне кажется в свое время фэндома в том что они хотели дарить счастье всем и бесплатно, и пусть никто не ушел обиженным, а бизнес делать не умели. И тогда на это место пришли люди, для которых это бизнес.

Владимирский. Лин тоже об этом сказал правда двух словах это другая история

Лобарев. Ну да, я через формулировка эффективных менеджеров упоминал об этом событии.


Так еще вопросы комментарии идеи планы захвата власти.

Фетисов Не скажу

Лобарев. Знаю, что он у тебя есть, но ты не поделишься