lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: merlin_nsk: merlin_nsk: Волшебное и религия
merlin_nsk
merlin_nsk
Волшебное и религия
merlin_nsk, Про РИ, 2009-10-07 05:39:36

В размышлениях о волшебном неизбежно выходишь на взаимоотношения его с религией.
 


Хотя религия во все монотеистические века была активно против и боролась с проявлениями волшебного костром и топором, - а в наше время иногда высказывается СОЖАЛЕНИЕ (!), что цивилизация воспрещает столь эффективный и эффектный способ, как, видите ли, негуманный! - с религией понятно, почему она так против. Это острый конкурент за человека, его душу, его сознание,
его разум. Но сама ярость этой конкуренции, сам факт настолько тяжкой борьбы говорит о том, что религия ПРИЗНАЁТ не только наличие волшебного, но и его большую силу в мире над человеком, настолько большую, что она способна оттеснить религию.

Почему? Потому что волшебное и религия чётко разграничены.

РЕЛИГИЯ - опирается на страх смерти, порождена мечтой о бессмертии и являет собой отношения между человеком и потусторонним миром, где человек будет после смерти. Сами отношения чётко заданы в виде религиозных догматов, отклоняться от которых недопустимо и влечёт за собой очень вероятное наказание в этом мире (если поймают) и неотвратимое в "том".

ВОЛШЕБНОЕ - опирается на жажду жизни и необыденности, порождено мечтой о необычайном и являет собой отношения между человеком и тем миром, в котором он сам живёт и где он "сейчас". Сами отношения очень сложны, многогранны и не догматизированы, т.е. обладают большой свободой.

Это - конкурентные сушности!

Религия борется с волшебным и сейчас. В частности, с языческими культами, потому что эти культы, как более древние и политеистические (об анимизме, тотемизме, фетишизме и шаманизме пока помолчим), не отрицают, а признают наличие и силу волшебного и симбиотичны ему. Монотеизм же - антагонист. В контексте расцвета волшебного в конце ХХ века можно рассмотреть и сам расцвет языческих культов, почему он происходит, что представляет собой каждый такой культ для его приверженцев и ПОЧЕМУ они его приверженцы.

Отметим, что само-то волшебное как раз не отметает религии и там, где удаётся, в религию прорастает, да так, что сами простые верующие и религиозные деятели этого уже не замечают. Там же, где происходит борьба, она односторонняя. Волшебное не является противником религии, но религия - противник волшебного. Почему так происходит?

Возможно, потому, что волшебное и религия - в своей основе сущности разноуровневые, при этом "уровень волшебного" глубже, более базовый, чем "уровень религии".

***

С одной стороны, если не человечество, то конкретный человек без религии обойтись может точно. Совсем. И если подлинно атеистических ГОСУДАРСТВ покуда не возникало, то это потому, что на макросоциальном уровне (этнос, социум, государство), наверное, без религии трудно, если вообще возможно (не знаю, прецедентов нет), но на микросоциальном уровне (отдельный человек, семья, малая группа) - возможно и даже широко представлено. Без религии можно. А вот без волшебного - нет (я вполне осознаю, что тезис спорный).

С другой стороны, я не случайно приводил в качестве юмористического, но наглядного примера "запрет на дыхание" от государства. Теперь представим, что это запрещает религия: "Дышать - это от дьявола!" И запрещает под угрозой отлучения и преследования инквизиции. Инквизиторам, ради исключения и благого дела, разрешается. Шутки шутками, но есть исторический факт, что в Западной Европе христианство одно время объявляло грехом и дьявольским наущением мытьё тела водой. Но если без мытья, хоть и плохо, жить было возможно (это не базовая потребность), то без дыхания - извините, уже никак. Без мытья люди жили десятилетиями (Людовик XIV гордился тем, что мылся в жизни всего три раза, а прожил он 77 лет - видимо, когда грязь достигала толщины сантиметра, то сама отваливалась), а без дыхания человек живёт не более нескольких минут. При этом дыхание
абсолютно, ну ничем не мешает вере в Бога, принятию догматов и отправлению религиозных обрядов!

Дыхание - это базовая биологическая потребность. Присутствие волшебного - это базовая социальная потребность. Религия - не базовая. Базовое - скорее "вера во что-то" (верить, в конце концов, можно единственно в себя и свой пистолет). И религия - это лишь один из вариантов, во что может быть вера, а главное, оформления этой веры. Но что такое вера? Это - априорное признание истинности чего-либо (Бога, собственной счастливой судьбы, ценности дружбы...) как постулат, не нуждаясь в подтверждении и доказательстве. Напротив, всё остальное из постулата выводится и на его основе доказывается.

Разграничение волшебного и религии имеет практическую ценность тем, что отметает возможность приклеить исследователям волшебного ярлык сектанства. Потому что это - НЕ религия!

Кстати, ЧУДО - это явление, пограничное между религией и волшебным. Чудо тоже выводит человека из состояния обыденности и погружает его в ощущение необычайного, и в этом качестве относится к сфере волшебного. Но оно также относится и к сфере религии, ибо это проявление в нашем мире потустороннего высшего мира. Таким же пограничьем является и ДЕМОНОЛОГИЯ - проявление низшего потустороннего мира (опустим дебаты, есть ли эти сущности - рассматривая религию, мы должны рассматривать и декларируемые ею сущности).

Поскольку потребность в волшебном базовая, она есть у каждого человека. Но у разных конкретных людей она очень по-разному проявляется, ибо "на разной удалённости полки запихана". Ибо потребность эта социальная, а не биологическая, а потому конкретный человек о ней способен "на время забыть". Вот дышать, пить и есть забыть он не может, организм ему об этом напомнит "весомо, грубо, зримо" и, главное, скоро - ибо отсутствие сего ведёт к быстрой смерти. Секс, например, это тоже базовая потребность человека, и не только биологическая, но и социальная - но без секса человек прожить может, хотя и плохо, это негативно сказывается и на физиологии, и на психике - за редким исключением просветлённых, которые умеют сами создавать себе базовый комплекс потребностей и жёстко контролировать себя.

Социальные потребности вообще так устроены, что человек способен о них забывать или откладывать их в долгий ящик, когда условия жизни не способствуют. Но они есть, никуда не исчезают. И если это потребность базовая, то, "положив её на дальнюю полку", человек, конечно, не умирает, но негативные последствия обязательно будут. Они скажутся на психике, на самосознании, я
бы сказал, на духовности этого человека. Хуже всего то, что последствия эти будут сказываться очень постепенно (это вам не дышать перестать!), но почти необратимо. Человек в каком-то смысле будет разрушаться, и особенно будет он разрушен в пожилом возрасте, когда, по идее, должен был бы обрести гармонию. Ан нет.

Задумаемся, скольких пожилых людей в конце 90-х внезапно поразило ощущение внутренней пустоты и бессмысленности прожитой жизни. Ну, это им казалось, что внезапно, на самом деле они к этой пустоте и бессмысленности шли всю жизнь. И как они стали массово буквально ударяться в религиозность - почему?! А вот потому, что у человека что-то базовое тут быть должно, а религия себя в качестве базы предлагала всегда, а в России 90-х особенно. Ну, и все резко уверовали! Чудо? Конечно. Хорошо, если это действительно даст им базу, а не будет наспех схваченным эрзацем.

Религия всё-таки действительно один из наиболее глубинных уровней, он почти базовый, но уровень волшебного всё-таки глубже.(Эх, это бы доказать... )

***

Вполне возможно, это так сложилось потому, что, когда ещё в палеолите томительно неспешно, долго, сотнями тысячелетий выкристаллизовывались верования (их достоверный след - неандертальские ПОГРЕБЕНИЯ умерших, обсупанных красной охрой, обнаружен в ээмийских слоях предпоследнего межледниковья 140-115 тысяч лет назад), смешанные и переплетённые ещё
с волшебным, религия всё же сложилась позднее. Может быть, даже сильно позднее. А то, что складывается раньше и дольше, то и есть более базовое. То, что позже и меньше - это менее базовое и на каком-то уровне перестаёт относиться к базе.

Но базовое - это не то, что человек в этом качестве себе сам же и придумал. Например, что это религия или материальное благосостояние (гм... или что волшебное... :0) ). База - это потребности, существующие независимо от представлений о них человека. Выше базы лежат потребности, от представлений человека зависящие. Рискуя прослыть Марксовичем, назовём их надстройкой. Она тоже "многоэтажная". Отвергание надстройки ведёт к ограничениям, но не к деградации. Отвергание же базы, как биологической, так и социальной, приводит именно к деградации - физической, психической и/или духовной.(Это не пирамида Маслоу - это ближе к модели Вита Ценёва.)


Комментарии: 18