lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: merlin_nsk: merlin_nsk: Откопал в своем архиве дельную статью о магии...
merlin_nsk
merlin_nsk
Откопал в своем архиве дельную статью о магии...
merlin_nsk, Про РИ, 2009-10-07 04:47:40


Автор - Антон Карелин (Саратов), доклад был прочитан 8 октября 1999 г. в Казани. Публикую здесь целиком, так как материал имеет отношение к разработкам магии в "Кузнеце". Да и вообще, к магии в ролевых играх - очень уж нетривиальные аспекты создания этой самой магии там получаются. Мне также будут интересны ваши соображения по сути написанного в докладе.

 

МАГИЯ В МИРАХ FANTASY

Определение Магии пытались дать многие. В общем-то, сделать это несложно. Говоря неуглубленно, «Магия – это способ взаимодействия с окружающий миром, основой которого является манипулирование каким-либо из видов энергии тем или иным способом.» Гораздо сложнее структурировать всю глубину, массу и мощь, стоящую за сказанными «каким-либо из видов» и «тем или иным способом». В данном докладе я не ставлю перед собой задачу привести исчерпывающую классификацию, но считаю необходимым наметить пути, по которым, возможно, исследования литературной Магии будут продолжены.

С самого начала нужно поставить один акцент: исходя из данного определения, и из традиции классической (вопреки сложившейся игровой и, отчасти, литературной), жречество, друидство и иные типы сверхъестественного я так же причисляю к магии в целом, рассматривая их в единой системе, – хотя, в одной из приведенных ниже классификаций каждый из типов магии рассматривается отдельно.

1.

Классифицировать начнем с классики. Магия – это Наука, Искусство или Хаос, – но не Сапковский сказал это первым, а люди, исследовавшие литературную магию гораздо раньше и углубленнее, чем он: на страницах одной из книг игровой системы AD&D задается именно такой вопрос, именно такими словами. И даются различные ответы на него, включая и тот, что приведен в самой книге: Магия, – это все, вместе взятое.

Позволю себе раскрыть суть данной классификации, более углубленно и широко.

Магию, как Искусство рассматривают очень нечасто, и практически никогда эта функция магии не является главенствующей в том или ином мире. Магия-искусство отчасти заметны у Толкина (мастерство, вплетенное в создание и украшение земель, картин, зданий, практически любых вещей), у Желязны (карты, Лабиринт), у Ле Гуин (здесь это, в основном, иллюзии, творимые на праздниках), у Сапковского (некоторая часть эльфийской магии), и так далее, – но практически ни в одной известной мне книге fantasy нет Магии-искусства, как такового, и одним из единственных исключений являются «Витражи Патриархов» Олди. Трилогия про чаропевца так же может быть отнесена к живописующее этот подход. Но отличительной особенностью данного вида Магии является отнюдь не только моделирование каких либо видов искусств, – как пение, сложение стихов, рисование картин, – а еще и изначальная направленность на красоту формул, знаков, выражений и эффектов, изящество в построении, в использовании заклинаний. Для мага в данной системе главное – талант. И именно наиболее талантливые достигают вершин.

Магию, как Науку (что является вариантом, в fantasy наиболее распространенным), рассматривают Сапковский, Ле Гуин, Перумов, Хайнлайн, Джордан, Муркок, Глен Кук, все «TSR’овские» писатели, и многие, многие другие. Основным в данном подходе является постулат о доступности Магии изучению, структурированию и Разуму в целом. Любой, имеющие время, средства и терпение, способен овладеть ей и познать ее.

Но существует один удивительный, потрясающий и просто страшный при данном подходе к определению магии факт, практически не учитываемый авторами книг fantasy. Он не имеет прямого отношения к данной классификации, однако, я упомяну о нем, как о вопиющем. Представьте себе магию не мгновенную, придуманную лишь для украшения художественных сцен и сюжета, а магию реальную, пронизывающую описываемый мир, и давайте вместе попробуем увидеть, что в этом случае происходит. При своем хотя бы столетнем развитии в любом (подчеркиваю: в любом) нормальном мире совмещение магии и технологии практически гарантирует повышенное, настолько быстрое и полное развитие всех пластов культуры этого мира, что при подробном рассмотрении его становится жутко. Чтобы понять эту мысль, осознать ее до конца, подумайте о том, что мы, несчастные, на своей Земле, имели в своем распоряжении лишь одну вторую от доступного жителям мира fantasy с более или менее развитой магией: только чисто-материальную технологию. И до каких высот мы дошли за последние три-четыре века, за последнее столетие, когда качественный скачок в развитии наук технологий был совершен…

Рассматривая сколь угодно бурные времена в среднестатистическом романе/сериале fantasy, мы понимаем, что рано или поздно они сменяются гораздо более продолжительными и плодотворными периодами спокойствия, а затем представьте себе, как именно работают маги научного подхода. Понимая, что только постоянное, неуклонное совершенствование обеспечит им большой доход, стабильность, почет и безопасность, большую часть времени они проводят в лабораториях, забыв о поединках и склоках, зачастую даже о личной власти, привилегиях и политике, и занимаясь основным – создавая новые заклинания, улучшая старые, производя магические вещи на все случая жизни, и так далее, и тому подобное: то есть, занимаясь Магией.

При этом наибольший спрос, идущий от государства, народа и собственно условий жизни каждого мага, будет на разработки не боевые, защитные, иллюзорные и даже не на магию познания, – а на БЫТОВЫЕ заклинания. На то, что облегчает труд, улучшает производительность, увеличивает комфорт, – так как всякое развитие, какой угодно научной структуры и следующей за ней технологии, происходит в первую очередь исходя именно из этих требований, из данной мотивации.

Неудивительно, что столетие такого развития спустя в стране, правительство которой первым создало условия наибольшего благоприятствования для развития магии и магов, всеми доступными способами структурируя их в единый, подчиненный правительству орган, всю тяжелую физическую работу, не требующую интеллектуальных способностей, будут выполнять анимированные скелеты (и никакой, прошу прощения, дебил даже не заикнется о том, чтобы запретить некромантию, а лишь законодательно ограничит ее использование, – как и использование боевой магии, и многих других отдельных видов-подвидов Магии свободными, независимыми магами), на всех улицах будет освещение, сделанное с помощью простейшего из магических приемов – создания света/магических огоньков, для чиновников, правительства, богатых и просто ценных для государства людей и грузов будет действовать разветвленная система стационарных и телепортов, в экстремальных случаях способная переместить, например, из столицы на окраину легион или два, а наиболее заслуженные из деятелей тех или иных отраслей будут (как, например, в романе Джека Венса) получать продление жизни лет в среднем на пятьдесят.

Я не говорю о более позднем периоде, подразумевающим развитие магии в мире на протяжении примерно трехсот-пятисот лет, – ни о силовых стенах, окружающих города, ни об армиях, вызванных с иных планов бытия (хотя это-то как раз есть у того же Перумова, – боевая и военная магия по понятным причинам разработаны в fantasy гораздо лучше, чем всякая остальная), ни даже о сложных, но вполне доступных клонировании, фактическом бессмертии, многоразмерных городах, спрятанных в иных измерениях, летающих крепостях, о создании специальных рас для тех или иных видов деятельности, о трансмутировании материалов и познании мира более совершенном и полном, чем наше…

Можно перечислять далее, но смысл, вложенный мною в это описание, думаю, вам уже ясен. К сожалению, писатели fantasy редко исследуют различные системы магии, тестируя их на долгий временной срок, на нашу, земную историю, на политику, государственность, психологию, мотивацию и просто на здравый смысл. А потому не задумываются о возможностях развития магии-науки, и не пытаются либо показать их «в полный рост», либо объяснить, почему у них в книге подобного развития нет (что, в общем-то, никакой сложности не представляет). В общем и целом, особенности, возможности и проблемы, связанные с развитием магии, как науки, можно обсуждать плодотворно и долго, – что, надеюсь, станет темой чьего-нибудь доклада или романа.

Но вернемся к классификации номер один из представленных в этом докладе, и рассмотрим третью из ипостасей Магии в мирах fantasy.

Магия, как Хаос, показана не так уж и бедно, хотя значительно уступает в этом плане магии-науке. Прежде всего, магия-хаос частично представлены у Муркока (практически все создания Хаоса и все, чем он занимается, есть именно она), Сапковского (он сам рассказывает об этом устами то одного, то другого героя, живописуя «уродов, наделенных Силой»), Желязны (большинство Отражений, все процессы «янтарного» мироздания, связанные с ними) и многих других. Практически всегда основными чертами магии-хаоса являются относительная или абсолютная неуправляемость, изначальная деструктивность, непостижимость, алогичность (или логичность абсурда), непредсказуемость эффектов и постэффектов воздействия. Часто персонажи, обладающие способностями, всего лишь реализуют свою дурную наследственность или являются от природы талантливыми экстрасенсами. Сила и вершины мастерства здесь зависят, в основном, от случая, и весьма сложно повышать свои способности привычными способами. И хотя иногда вопреки всему некоторые герои резко повышают свои способности в минуты экстремальные, спасая таким образом сюжет, мир и самих себя, определение возможности/невозможности всякой из таких реализаций уже на совести каждого конкретного автора.

Надо отметить, что магия-хаос имеет еще две очень важных и интересных особенности. Во-первых, это изменения в процессе изучения. То есть, в данном конкретном романе она может быть представлена в образе хаотической, а в следующем – уже в образе магии-науки или магии-искусства, и объясняться это будет не ее хаотичностью, а тем, что в романе номер один герои только познавали ее, и она казалась им хаосом, а теперь качественный скачок совершен, и магия видится героям и читателю в том или ином более стационарном виде. Типичным примером данного случая может служить дилогия С. Ланье о монахе Иеро. Во-вторых, магия-хаос чаще, чем все остальные, исходит от сил одухотворенных, хотя зачастую и безликих, – то есть, от Богов и подобных им сущностей; так же она часто представлена в виде псионики (или, вернее, наоборот: псионика весьма редко бывает частью магии-науки или магии-искусства).

Вроде бы, на этом первая классификация заканчивается… но если посмотреть на нее внимательно, можно с громким восклицанием заметить: «Не-е-ет! Еще не все!» Действительно, не все. И Сапковский, и разработчики от фирмы «TSR», в той или иной степени разделяющие магию, как вид деятельности, присущий конкретно магам, и все остальное сверхъестественное, не включили в данную классификацию огромный, важнейший пласт, сравнимый по мощи, частоте использования и воздействию на мир с воздействием магии-науки, и в некоторых случаях даже превосходящий ее. Это пласт магии, как Чуда. Как Дара. Исходящая от высших сил любого типа, он, в отличии от обычных жреческих/друидских/шаманских/и так далее стабильных заклинаний и сил, эта магия неподвластна конвейеру кастования (от английского «casting»), и всегда предстает перед нами, рассматривается с позиций личных качеств каждого ее носителя и пробуждающего. Магия Чуда характеризуется относительными непознанностью, неожиданностью и уместностью, мудростью во всех проявлениях, действует часто незаметно, не прямо, посредством событий совершенно немагических, таких, как предвидение Богами поступков смертных и направлением их. Магия-дар всегда зависит от личных качеств носителя, и даруется тому, кто раскрывает или познает принципы веры, особенности Сил, которые осеняют героя светом или тьмой Чуда. Высшего развития, как носитель или пробуждающий магию чуда, достигает герой, моральные и нравственные качества которого соответствуют образу дарующих Сил, и развиваются по ходу повествования. Типичным примером магии-чуда является вся трилогия «Властелин Колец», большая часть того сверхъестественного, что происходит в Нарнии, некоторая немалая часть происходящего в «Саге о Копье», и так далее, и тому подобное.

2.

Следующей, более подробной классификацией, является видовая ( в отличии от представленной выше типологической). В ней Магия в целом структурируется на 8 различных видов. Думаю, подавляющее большинство из нмих нет надобности никому объяснять, поэтому ограничусь краткими характеристиками на каждый из видов.

1. Рунная Магия – воздействие на мир с помощью воздействия на матрицу, содержащую Суть существа, явления или вещи, отображенной в виде визуального символа и изменяющейся во взаимодействии с миром либо другими символами-рунами;
2. Магия Истинных Имен – основой ее является звук, вибрация, содержащая в себе Истинную Суть объекта; здесь матрица изменяется более вариативно, часто и полно;
3. Песенная магия – типичная магия-искусство, в которой основной формулирование воздействия происходит с помощью поэтических метафор и описаний, создающий и целенаправляющих образ грядущего изменения мира;
4. Магия заклинаний – конвейерная магия стабильного типа, где всегда после набора определенных действий (чаще всего включающих четыре компонента: вербальный, соматический, материальный и ментальный) происходит одно и тоже действие;
5. Жречество – по структуре может быть каким угодно, неизменным остается лишь факт: энергия, даруемая жрецам, не добывается ими самостоятельно, а передается им Божеством;
6. Друидство – по сути, тоже самое, что и жречество, однако выделено мною в отдельную графу, так как при более углубленном исследовании оказывается, что используемая энергия и некоторые принципы совершенно отличны от обычных жреческих;
7. Шаманство – магия обрядов, с помощью которых идет обращение в тот или иной план с призывом того или иного существа/информации. В общем и целом, входит в блок жреческой магии, и поставлено отдельно из-за специфики сил, к которым идет обращение;
8. Псионика – магия человеческих способностей, энергия для которой собирается и трансформируется собственно человеком; отличие от магии заклинаний в том, что типичный маг не производит энергию из резервов собственного тела, а типичный псионик – да.

Вот, собственно, и все с данной классификацией. Думаю, при хорошем размышлении ее вполне можно дополнить, – и уж точно структурировать полнее, описав каждый из представленных видов подробно. Но это является темой для доклада отдельного.

3.
   
Третья из представленных в данном докладе классификаций рассматривает магию с позиций функциональных, и каждый из представленных выше видов может быть рассмотрен с этой точки зрения. Существует * видов магии, если рассматривать ее с данной позиции.

1. Боевая магия
2. Защитная магия
3. Магия познания
4. Магия целительства
5. Магия призыва
6. Магия создания
7. Магия чар
8. Магия энчанта («закачивания» магической силы в тот или иной объект)
9. Магия трансформации
10. Магия бытовая (сюда входят, например, и погодная магия)
11. Некромантия
12. Метамагия (магия, в основном, воздействующая на другую магию).

В трудах по системе AD&D все вышеприведенные виды представлены достаточно полно и подробно. Объяснять каждый из них в этом докладе смысла, я думаю, нет.

4.

Четвертая из классификаций наиболее сложна для исследования и наименее необходима рядовому читателю/писателю. Это классификация видов магии, исходя из видов энергии, которую она использует. Концепция энергий и планов, однако, занимает слишком много места, чтобы приводить данную классификацию в этом докладе. Поэтому я перехожу ко классификации пятой.

5.

Последняя из рассматриваемых в данном докладе, эта система препарирует магию с немного непривычной точки ее социального и культурного положения. Каковы отношения к магии у тех или иных рас, слоев населения? Как происходит взаимодействие магов и государственных структур? Как маги относятся друг к друг, в какие коалиции они объединены, и по каким принципам ведут сотрудничество или борьбу?.. Но, опять-таки, затронутая тема слишком обширна, глубока и важна, чтобы сейчас резюмировать по ней хоть что-то. Скажу лишь одно: любому из авторов fantasy не помешало бы создать такую классификацию для себя, учитывая хотя бы опыт развития и взаимодействия с миром того же ордена Тамплиеров, – чтобы описываемые в их произведении события, связанные с магией напрямую, выглядели правдоподобно.

На этом представлении стольких лакомых для исследователя кусков магии в мирах fantasy я хотел бы закончить свой доклад. Представленный подход ко классифицированию Магии в мирах fantasy, как уже было сказано, не претендует на полноту, а потому, надеюсь, будет расширен и дополнен дальнейшими исследованиями в этой яркой, интересной, многообещающей области, крайне важной для развития фантастики в целом.


Комментарии: 17