lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: blincom: V BlinCom: Рефлексотерапия
blincom
blincom

(rojkov)
Рефлексотерапия
V BlinCom, 2009-12-18 14:14:13

Это отчет о Блинкоме и немножко про Зилант


Видеокамера - это проклятье. Весь Зиланткон я пробегал с камерой, снимая все семинары, которые подворачивались под руку. Затем перегонял в сжатый формат и выкладывал на http://video.rpg.ru. После чего организм счел выполненным информационный долг перед Зилантконом и отказался писать отчет. Собственно, все, что зафиксировала моя видеокамера, выложено в Сеть. Осталось лишь отметить самые интересные события. Их, откровенно говоря, было немного - семинар Глорфа по пожизневым играм на открытой воде и выступление театра Лориен. Жаловаться на судьбу я не буду. Зилант прошел вполне себе продуктивно, я успел везде. Это-то и удручает. Не секрет, что в последние годы теоретическая программа РИ-блока на Зиланте находится в глубоком кризисе. Посещаемость семинаров упала, а из-за этого туда перестали ездить интересные люди. Падает и качество традиционной программы Зиланта - балов и шоу. И хотя по-прежнему удерживает высокую планку Турнир на песнях, премьеры презентаций традиционно проходят на Зиланте, все-таки главному конвенту страны необходимы реформы. Зилант жизненно необходим ролевому сообществу, чтобы подвести итоги года, наметить и согласовать планы на следующий сезон. Да и к тому же Казань - отличный компромисс для встреч мастеров Востока и Запада.

Что необходимо реформировать? Прежде всего, чудовищно неудобный сайт. Это просто кладбище заявок. Мне ни разу не удалось найти даже свою заявку, не говоря уже о чужих. Хорошо, что в рассылке экспертного совета эти заявки публиковались и по ссылкам нужную информацию можно было найти. Но экспертный совет - это совершенно жуткий анахронизм. В нем заседают эксперты времен Очаковских и покоренья Крыма, выносящие суждения с высоты своего мезозойского мегаопыта. Экспертный совет возник в те далекие годы, когда семинары на Зиланте шли в 4-5 потоков, не хватало аудиторий и требовался контроль качества. Но те времена остались в далеком прошлом. И пусть сегодня ЭС бракует 2-3 мероприятия, настало время убирать даже такие низкие барьеры. Предположим,руководитель секции хочет пригласить Василия Пупкина провести семинар. Но механизм рассмотрения заявок требует прохождения через экспертник, и есть риск отказа в принятии подобной заявки.

Реформы, которые назрели :
- дать всю власть руководителям секций. Мнение руководителя направления должно быть важнее мнения ЭС. Апелляционная инстанция - Оргкомитет.
- перетряхнуть состав экспертника и сильно его омолодить. Например, оставив там ролевиков со стажем не более 5 лет. Я сам готов подать пример и отправиться на пенсию. А может быть, совсем разогнать нафиг эту структуру.

Я бы не стал делать таких резких заявлений, если бы не увидел на Блинкоме семинары высокого уровня и высокий интерес к ним ролевой аудитории. Если в 10 утра на семинаре по РИ негде сесть, ролевая теория жива и здравствует. Надо что-то менять в казанской консерватории.

К сожалению, предложенных выше реформ совершенно недостаточно. Ну свергнем мы экспертный совет, освободим мир от цензуры. Беда в том, что в пустынном пространстве заявок наличие или отсутствие цензуры не роляет. Необходимо активно формировать повестку дня.

Вот интересный опыт Блинкома - премия "Гвоздь сезона". Меня пригласили в жюри, и это был чистый эксперимент. Ни на одной из питерских игр я не был. Однако, это была небольшая проблема, предлагаю простой рецепт. Берем региональное расписание на сайте http://calendar.rpg.ru и просматриваем все сайты игр минувшего года. У меня для отбора игр-номинантов был достаточно простой критерий - количество и качество отзывов об игре ПОСЛЕ того, как она состоялась. Игры, которые спрятались за заборы защищенных форумов и в контактах из рассмотрения вылетели. Остался десяток вполне приличных проектов с массивом отчетов. Отмечу тех, кто запомнился. Лидером по интенсивности был "Fallout: ничто человеческое". Сообщество игры до сих пор живо, хотя игра давно закончилась. Очень облегчили жизнь бастильцы, аккуратно собравшие все отчеты про "Незнайку на Луне" на одной странице. Отмечу "Гарри Поттер и время волшебников", "Белую гвардию", "Кин-дза-дза". В жюри я вписывался за "Дневник эмигранта". После этой игры в Сети появились художественные тексты, что заставляет выделять ее из общего ряда. Еще я предлагал дать отдельный спецприз "Хогвартским сезонам" за создание стиля жизни. Увы, мы в жюри не пришли к общему знаменателю. В результате, было принято решение награду никому не давать. С формулировкой, что гвоздя сезона не было, я категопически не согласен. Не было безусловного лидера, вот как это должно звучать.

И здесь мы переходим к очень спорному семинару Вани Корсара о кризисе перепроизводства ролевых игр. Зрителям была продемонстрирована статистика сайта "Когда игра", где отчетливо виден ежегодный рост количества заявленных игр и опережающий рост количества отмен. Увы, традиционный вывод из статистики - "лучше меньше да лучше" - качество игр падает, идет нечестная борьба за игрока. И конечно, традиционные предложения. Дескать, давайте не будем делать плохих игр, подвергнем моральному осуждению динамщиков, честно и прямо будем обличать недостатки и низкую квалификацию мастерских групп.

Я с чувством огромного удовлетворения выхожу на бой с этой негативной концепцией - буду смело писать против ветра. Чернушное мышление не приведет нас к новым вершинам. Как говорят в армии - докопаться можно и до столба - не там стоит. Обосрать можно любое, даже самое лучшее дело. А вы попробуйте найти в этом проекте самое лучшее - божью искру, которая его питала.

Меня очень порадовала статистика "Когда игры". Мы растущее сообщество - игр становится с каждым годом больше. Значит, кто-то съездил на игру и с горящими глазами пытается повторить это чудо. Но увы, вовремя осознает, что нет - в этот раз не хватает сил, проект придется отложи ь. Ничего страшного, все впереди!

Переколбасим Толстого : Все игры плохи одинаково, но каждая прекрасна по своему. Когда мы ругаем игру, мы в знакомых терминах пытаемся обхъяснить окружающим, что мастера сделали не так : провалили организацию, не раздали вводные. Мы открываем склад граблей и классифицируем замеченные недостатки. Это совершенно не творческая задача. Зато похвалить игру - требует труда. Надо придумать слова, чтобы описать нечто, что вы уловили и поняли, а теперь пытаетес выразить. Поэтому я твердо верю, что хорошие отзывы сильнее продвигают нашу ролевую теорию, чем плохие. Не бойтесь сказать людям добрые слова, а про недостатки им ннайдется кому сказать и без вас.

Возвращаясь к премии - сколько раз я видел моральные страдания : вот, мы придумали приз и не знаем, кому же его дать. В результате не дадим никому - не заслужили. На этом и вянут премии, поскольку каждый мнит их страшно важными и ценными. На самом деле премий должно быть много. Обращусь к авторитету Кожаринова. Когда проходит детский ролевой чемпионат, он раздает десятки наград за самые разные вещи :
- победу в игре
- самое красивое решение игровой задачи
- командный дух и т.д.
Для каждого находится поощрение. Меня особенно поразила номинация "этический позитивизм" - за соблюдение моральных принципов в рамках игры, даже если это себе в ущерб.

Так и у нас в ролевых играх - должно быть множество критериев успеха. Не надо искать один еденственный гвоздь, наградите всех, кто этого достоин. Тем более, что культурная столица породила много хороших проектов!

Мне понравилась в прошлом году идея - выбрать для себя фаворита сезона будущего года и следить за его судьбой. В прошлом году я выбрал "Сказки старой Англии", но увы - проект умер сразу после проведения. Ни одного отзыва, ни одного отчета. В этом году я буду присматривать за игрой"Трудно быть богом". Надеюсь увидеть их в номинантах на премии 2010.

В этом году на Зиланте благополучно прикончили премию "Самая популярная игра" по версии Кольца Конвентов. Последний призер - Апокриф-Север - игра сезона 2008. Увы, премия себя изжила - появились накрутки и
способы ее получить. Да и вручалась она по результатам опросов на конвентах без всяких экспертных заключений. В общем, организаторы устали ею заниматься.

Я уже предлагал Кольцу Конвентов проект "Надежда сезона". Каждый конвент выдвигает проект, который считает самым перспективным в предстоящем игровом году. А затем на Зилантконе происходит смотр надежд (отличный термин услышал на семинаре Корсара - тырмарка игр). Игры показывают свои результаты - художественные отчеты, Спектакли по мотивам, фотовыставки, семинары по игротехнике и т.д. У нас сразу появляется повод для серьезного разговора на конвенте. Да и игра не закончится с прощальным парадом, а продолжит свою жизнь. Нет у игры продолжения на конвенте - у нас есть несбывшаяся надежда.

Здесь я хочу перейти к очень полезному начинанию - художественной критике. Этот проект поддерживают Игры Будущего и сайт "Когда игра". Суть его в том, что отзывы на ролевую игру надо писать по определенным правилам. Примерно так, как это делается в литературной и театральной критике. Мне прекрасно известны возражения, почему это невозможно. Но мы неразрешимых задач не боимся. Даже без выезда на игру мы обладаем немалым информационным массивом : правилами игры, сайтом, исторической вводной. Уже до игры можно сделать немало суждений о ней. А после можно рассмотреть отчеты игроков, прочитать ранее секретные личные вводные.

Особенно интересна тема мастерского замысла игры. Откуда мы знаем, что замышляли мастера на своих тайных собраниях? Уважаемые мастера! Терпите, как терпят это режиссеры и писатели. В свое время я посмотрел ролевого "Моцарта и Сальери", а затем удосужился прочитать критиков Белинского и Минкина, писавших об этой миниатюре Пушкина. Собственно, критики и занимаются домыслами на тему "а что хотел сказать автор"? Получается интересно. Критика - это такой специальный вид искусства. Нам тоже было бы неплохо вырастить плеяду критиков в своей среде. Пусть мастера узнают, что же они на самом деле думают о теме игры. А заодно мы поправим терминологический аппарат.


Вы дочитали поток моих благоглупостей до середины? Вы герой, уважаемый читатель. Потому что от общих рассуждений мы перейдем сейчас к содержательной части.

Легко заметить, что Блинком во многом был посвящен рефлексии - послеигровому обмену мнениями. С семинара Макдуфа по этой теме и началась теоретическая программа Блинкома.

Модная в современном мире классификация делит игроков на четыре крайности : модельщик, театрал, атмосферщик и экзистенциалист. Вот пример : персонаж-крестьянин влюбился в принцессу - потенциал игровой ситуации в социальном неравенстве. Перечисленные игровые абсолюты будут решать проблему по разному.

Модельщик в рамках игры устроит революцию и уравняет социальные статусы. Театрал пойдет на пролом и громко признается в любви. Атмосферщик насладится об ситуацию мира. Экзистенциалист же накопит переживания в себе.
Кстати, по мастерскому вероисповеданию я модельщик, а по игроцкому - атмосферщик.

Но вот игра кончилась, а переживания остались. Куда их деть? Есть традиционный ответ - превратить их в текст - отчеты, стихи, рассказы. Но этот ответ не единственный. Вот примеры:

Раймон и Лустберг проводили игру-рефлексию по играм 20 века. Мир - нечто вроде чистилища, в котором бродят души персонажей. Задача игрока - реализовать самое яркое свое воспоминание в виде короткого фильма или театральной сценки. Эта реализация открывает ему путь куда-то дальше. Он может отдать свой шанс другому игроку, разбудив его воспоминания, но тогда остается среди неприкаянных душ и забывает себя.

А вот еще один пример . Игра-водевиль "Гусарская баллада" прошла настолько удачно, что игроки потребовали продолжения. Мастера же исходят из принципа, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Тогда была устроена безыдейная вечеринка в костюмах. Увы, такие вечеринки принижают, опошляют изначальную идею, зато хорошо снимают напряжение.

Рефлексию еще можно назвать умным словом "транслятор" - способ в игровой или текстовой форме выразить накопившийся эмоцииональный потенциал.

Еще одна тема про рефлексию, которую я резко не приемлю. Был заявлен доклад о сказкодраме, разновидности психодрамы. Тема собственно в том, что человек, утонувший в своих переживаниях на игре, может свихнуться и прикончить свою тонкую душевную организацию путем суицида. Участники семинара считали крайне важным присутствие профессионального психолога на игре, мониторинг психического состояния игроков, психоотстойники и прочую лабуду. Честно скажу, что считаю это бредом. Профессиональный психолог на нашем ролевом материале может написать пухлую диссертацию, поставить нам всем диагноз и объяснить, почему мы ненормальные. За умными диагнозами обратитесь к Антону Медику. Он профессионал, но при этом такой же сумасшедший в хорошем смысле слова. Наука психология находится только в самом начале своего пути. Обнаружены лишь первые закономерности человеческого поведения. Понятна и маркетинговая политика психологов, пытающихся доказать миру свою нужность и обладание тайненьким знаньицем. Очень похоже на наши попытки социализации РИ - доказывание нужности обществу. Сейчас по зомбовизору при каждой катастрофе показывают десанты психологов, которые по научному снимают стресс. В наши дни без пачки дипломов к пострадавшим и не допустят. Но на самом деле эта культура помощи пострадавшим существовала всегда. Есть старое русское слово "утешить", можно разделить горе. Раньше с подобной деятельностью справлялся священник, да и просто неравнодушный человек.

Умные слова психологов про то, как переживание перевести в опыт и сколь нужен при этом наставник с дипломом, я слышал неоднократно. Но давайте поймем, что наши ролевые игры - это ослабленная форма переживаний из жизни. Жизнь ставит перед людьми гораздо более сложные проблемы. Если же переживания на игре повергают ролевика в ступор, переезд, то тут я выступаю с позиций социал-дарвинизма. Притча во языцех ролевых психологов - Сильмариллион-экстрим. Так вот, обычная российская армия гораздо жестче.

Резюме данного пассажа : психологов обязательно надо пускать на ролевую игру, они куют великую науку будущего. Но они - ученики на этом празднике жизни. Никаких психоотстойников и служб психической помощи. Мы сами справимся с нашими чувствами.

Ну и конечно, семинар про кросспол, который вели Макдуф и Капель. Психологи несомненно найдут в нас массу отклонений от нормы. Оказывается, можно полтора часа говорить о смене пола в игре и ни разу не коснуться темы сексуальности. Авторы подготовили отличный обзор с примерами кросспола в искусстве.

Традиционный вопрос такого семинара - может ли женщина хорошо сыграть роль мужика. Традиционный ответ мужиков - нет, потому что непонятно, в какие части тела ее, бедненькую, бить можно.

И здесь я опять пойду против ветра и вступлюсь за женщин. Давайте скажем честно, роль для них подобрать значительно сложнее. Их дело по жизни - держать дом и пасти детей. Заниматься тем же на РИ - а оно им надо? Я слышал от мужиков массу рецептов, куда пристроить девушек в игре. Большинство из них сводится к свежей идее "ну давайте для них что-нибудь придумаем".

Проблема кросспола для мужиков совсем не так остро стоит. Во первых, это бывает редко, а во вторых это почти всегда эпатаж, идущий только на пользу ролевой игре.

Главный аргумент против кросспола - выбивание мужиков из игры. Дескать, девушки не могут нормально сыграть мужиков. Это правда. Притвориться - ппожалуй, на некоторое время. Нету у них некоторых важных деталей - в голове, а не там где вы подумали. Но так ли хороши ролевики в своих ролях? Мы мало видели плохих Гэндальфов? Пожалуй лучше всего мужикам удаются роли бронемишек - штыком коли, прикладом бей, таймстоп. Что до кросспола в фэнтези, то, мужики, мы действительно теряем взгляд на декольте, но зато средневековый мужской костюм отлично подчеркивает фигуру.

Смелые эксперименты игр со 100% кроссполом показывают - это интересно и забавно. В минувшее десятилетие мы вытеснили ролевые игры в понимании искусства любви глубоко в глубь поисковиков. Теперь даже Яндекс понимает, что ролевые игры это сайт http://www.rpg.ru. Осталось нанести последний удар по обывательской ментальности консерваторов и ортодоксов. Кросспол - в массы.

Я забрел на литсекцию потому, что там были писатели и обсуждали тему играбельности. Эту тему довольно успешно обмозговывали пару лет назад на том же Зиланте. Тогда Святослав Логинов выдвинул тему, что играть можно и по учебнику арифметики. Это правда, вспомним середину 90-х и жесткий модельный подход. В этот раз нам на язык попалась таблица Менделеева. Правила - учебник неорганической химии.

Идея, между прочим, богатая. Представьте себе девушек - атомы водорода, за которыми все охотятся, неприкаянного и одинокого Гелия, агрессивного Хлора. Стабильный Железо стоит на воротах, но Хлор сгоняет Водород и под принуждением, таща несчастных за руки, бросается на железо соляной кислотой. Железо падает в смертельном объятии с Хлором, превратившись в соль, и только освободившиеся водородинки воспевают его подвиг. Это только начало, ведь мы не раскрыли тему свободных радикалов, любовный треугольник Кислорода и Озона, а также тяжелый характер трансурановых элементов.

Ярмарка игр была богатой на проекты. Наши питерские друзья собираются весной провести чисто ярмарку, без конвента. Идея интересная, я бы рекомендовал московским мастерам обратить внимание на Питер. Мы очень близко друг от друга. Да и статус культурной столицы Питер на данном конвенте в очередной раз подтвердил.

Я не люблю слово "конкуренция" в контексте ролевых игр. Бизнес-терминология приводит к привнесению бизнес-этики в наше сообщество. В последнее время есть хорошая тенденция объединения мастерских групп при работе над проектами. Мы не конкуренты, а партнеры. Между Москвой и Питером - Тверь, мощный ролевой регион, который в минувшем году здорово выручил Москву. В Новгороде тоже зарождается новый конвент.

По законам жанра здесь должен быть пламенный призыв к объединению. Только запускать его в воздух поздно - процесс сотрудничества идет полным ходом без всяких призывов. Поэтому заменю его приглашением. Дорогие соседи. Загояните в календарь http://kogda-igra.ru И посмотрите, что творится на противоположном от вас конце Октябрьской железной дороги. Найдете много вкусного. Я вот на Блинкоме блинов наелся.


Комментарии: 10