lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: vadpol: Записки фехтовальщика: Харад. Социальный фундамент
vadpol
vadpol
Харад. Социальный фундамент
Записки фехтовальщика, РИ-Харад-ХИ-Метода, 2010-08-12 07:47:09

Философия
Нужно и Должно.
Записки одного путешественника

Уклад жизни Харади во многом определяют две ключевые силы – Нужно и Должно. Мечта и Подчинение.

Харади, как и все, слышат песню Рока. Когда в крови – Рок, его не спутаешь ни с чем. Все существо твое подчиняется его зову, все помыслы направлены по одному руслу. Энергия в тебе кипит, как горный поток (или журчит тонким ручьем) – но направление ее предопределено руслом. Не возникает вопроса, что делать. Ты делаешь то, чего жаждет твое сердце, чем занято сознание, куда несут тебя ноги и тянутся руки. Ты воплощаешь Мечту и все подчиняешь Мечте. Нужно – это Рок, это Жребий, это Предназначение, это насущная потребность сделать жизнь лучше здесь и сейчас. То, что заставляет твое сердце петь, превращает кровь в огненную смесь и заставляет мысли нестись бешеным галопом. Ты не сомневаешься, стоит ли, возможно ли, и не думаешь о последствиях. Тебе – Нужно. На воплощение Нужно строится личное счастье харадримов и их общественное признание.

Должно же, будучи кардинально противоположной силой, тем не менее гармонично дополняет Нужно, становясь краеугольным камнем общественного уклада Харади. Влияние Должно на сложившийся уклад жизни харадримов сложно переоценить. Именно из него проистекает не раз отмеченное впервые столкнувшимися с этой сложной культурой, исключительно взвешенное отношение Харади к собственным словам и обещаниям, очевидная открытость и готовность что-то делать для других – без деления на сословия и иерархии, а также крайне запутанная система отношений внутри общества.

Что же такое Должно? Состояние долга возникает тогда, когда один Харади оказывает услугу другому, которую тот принял. Об этой услуге может быть спрошено, но она также может быть оказана по доброй воле оказывающего. После чего оказавший услугу может произнести ритуальную фразу: Нар ха дин! (ты мне должен!)

Состав, объем и степень ответной услуги определяет тот, кому должны. В этом кроется основная сложность понимания этого концепта чужеземцами. Если вам оказали услугу и вы Должны, вы не вправе решать, когда и чем вы оплатили долг – это решает ваш партнер.
Здесь проходит очень тонкая грань, которую сложно поймать. Вам может казаться, что вас долг уже заплачен сполна, но это не вам решать. Важно, что долг всегда конкретен, персонален и измерим. Эфенди должен сделать четко определенное дело: «Ты принял от меня услугу и ты мне за это должен, поэтому мы сделаешь то-то, чтобы этот долг избыть».

У каждой палки, как говорят, два конца. С одной стороны, платящий долг обязан заплатить сполна. С другой – Харади может счесть, что с него спросили чрезмерно. И произнести ритуальную фразу в ответ на требование превосходящего платежа. Исторические книги повествуют о многолетних историях исполнения Должного, когда стороны никак не могли прийти к согласию и выровнять счета. Сейчас такие истории – редкость, так как за многие века существования этой традиции у Харади выработалось тонкое чувство меры и соразмерности. Стребовать сверх полученного считается верхом дурного тона и аморальным поступком, за который с тебя же взыщут Должное.

Удивительно, но все, что человек совершает должного, как бы не было велико свершение,  не ставиться ему в заслугу. По мнению Харади, избывание должного – это то, что делает человека человеком. Существо же, долги не платящее, человеком не является, и, чаще всего, подлежит уничтожению, т.к. чем больше оно живет, тем больше вреда наносит человеческому роду.  Ибо, как бы не был беден или лжив человек с него всегда можно взять его жизнь.

Влияние концепции Должно можно наблюдать как в организации социальных институтов – при формировании армий и выборах правителя, так и на бытовом уровне. К примеру, большинство Харади предпочитают платить вперед, а в редких случаях появления денежных долгов крайне щепетильны с возвращением их в срок. Они также исключительно сдержаны, принимая внимание и подарки и услуги других – за все приходится платить, и если вам оказывает услугу малознакомый человек, вы никогда не можете быть уверены в том, что ваши ощущения соразмерности совпадают. 

С годами вошло в традицию, что многие достойные люди, взыскание должного стали доверять Дивану Дракона, т.к. сами не испытывали надобности в чем-либо, но пеклись о процветании общества. Также поступки многих людей, свершенные по их пониманию Нужного,  фиксировались на глиняные таблички. Чаще всего эти деяния превосходили то, что с них могли потребовать для избывания Должного. Поэтому такие свидетельства часто брали, тем самым полагая долг уплаченным. Так возникла своеобразная национальная валюта: «жанчи» (свидетельство), которая с одной стороны является лишь описанием какого-то достойного поступка, а с другой стороны является лучшим способом избыть Должное.  Следует сказать, что к золоту и серебру у Харади достаточное пренебрежительное отношение – сущее меряется не в деньгах. Достойный Харади, стремительно избывает Должное другим и быстро определяет Способ избыть Должное себе.  Но посвящает свою жизнь созданию Нужного, что рождается в глубинах его сердца.  И, если это не приносит горя и скорби, но возвеличивает и очищает дух человеческого рода, Диван Дракона с гордостью запечатлевает этот свершение в жанчи, как пример и назидание потомкам.