lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: marta_tellas: Я знаю, что делаю: К вопросу о нистанизме - в копилку мнений
marta_tellas
marta_tellas
К вопросу о нистанизме - в копилку мнений
Я знаю, что делаю, глубокомысленное-игры, 2010-10-28 19:54:59

Сразу скажу, что перечитала всё, что нашла в исследованиях ролевиков по запросу "нистанизм", но даже в самых обстоятельных из них почему-то не оказалось гипотезы, которую выдвинули как-то мы с [info] style=vertical-align:haf_of_hemtar.

(Дальнейшее, скорее всего, будет интересно только ролевикам. На всякий случай, для тех, кто не знает, нистанор (это множ. число, а единственное - нистано) - это самоназвание девушек из ролевой среды, ассоциирующих себя с героями-мужчинами и говорящих о себе в мужском роде).

Однако, увы, я не буду воспроизводить здесь весь ход наших рассуждений. ЖЖ - пространство своеобразное, и чтобы теория не превратилась в повод для придирок и выяснения отношений, это должен быть научный текст, написанный по всем правилам, со всеми ссылками и цитатами. На это у меня сейчас нет времени. Поэтому изложу суть - как можно короче - а если научный текст окажется кому-то интересен, я постараюсь привести теорию в надлежащий вид.

Большая часть исследователей сводит нистанизм к транссексуальности, хотя есть и другие гипотезы. Но отчего-то нигде это явление не рассматривается с социологической и культурологической точки зрения. Мы попробовали, и получилось, что нистанизм связан не столько с полом, сколько со статусом.

Вкратце. В архаических культурах существует чёткое разграничение двух зон - сакральной (дом) и маргинальной (свободное, дикое, "ничьё" пространство, место возможной встречи с врагом). Некоторые пережитки этой системы деления пространства сохранились до сих пор - например, в запрете здороваться через порог.

Все героические поступки, войны, поединки, "квесты" и прочие приключения происходят в маргинальной, дикой зоне, в доме им не место. Например, человек, ворующий в своей деревне - подлец и преступник. Но увести, например, хитростью коня у врага, в "чужой" зоне - подвиг.

С зоной дома связаны определённые социальные статусы, прежде всего статусы хозяина и хозяйки дома. С маргинальной зоной тоже связан определённый статус - и это статус юноши, не прошедшего инициации (посвящения во взрослый статус). Собственно, подвигами в этой самой дикой зоне он себе этот статус должен заработать: убить и ограбить врага, добыть женщину или, как вариант, овладеть десятком-другим женщин, в общем, наприключаться и доказать свою удаль. Почему именно в дикой зоне - понятно: убивать и насиловать своих - не подвиг, а преступление. Древние знали что делали и убивали двух зайцев, отправляя юношей подальше от дома: где-то их агрессия всё равно должна найти выход. Ну, причины здесь не так важны, важен факт.

Причём герои саг и прочих эпических произведений в этой "юношеско-маргинальной" фазе остаются навсегда. Там, где герой женится, сага заканчивается (вспомним сказку: "и стали они жить-поживать и добра наживать"). Больше подвигов нет и не надо: на взрослом мужчине лежит слишком большая ответственность, чтобы рисковать собой, и если он и вступает в бой, то только для защиты своего дома.

Женщина, в отличие от мужчины (во всяком случае, в традиционной культуре - как русской, так и западной), принадлежит к зоне дома всю жизнь. Даже незамужняя девушка в "героическую" зону не выходит, просто ограничения для неё не такие строгие, как для замужней (и то не всегда. Лучше сказать - просто другие). Она должна беречь себя.

Вывод напрашивается сам собой - в архаической культуре (которую обычно и описывает фэнтези) приключения - удел исключительно мужчин. Неудивительно, что девушки берут себе мужские роли, когда женских "героических" ролей в первоисточнике просто нет. Причём их нет не потому, что автора не интересовали "героические" женщины. Их даже придумать нельзя, потому что они не вписываются в систему.

Что в итоге? Во-первых, традиционные схемы не разрушились полностью, а только размылись. Во-вторых, ролевики - люди, имеющие возможность не просто познакомиться с архаическим образом мышления, а почувствовать его на себе. И вполне естественно предположить, что человек, знакомый с "героическим" статусом по играм, может попытаться перенести его в реальную жизнь. Путешествия вообще, походная жизнь, свойственная многим ролевикам, хорошо соотносится с этим статусом, а лес во многих культурах считается дикой, маргинальной зоной. Сама по себе игра есть путешествие в такую зону, и оно несовместимо со статусом женщины и очень плохо совместимо со статусом девушки.

С учётом всех этих фактов нистанизм - скорее попытка оказаться "по жизни" в героическом, юношеском статусе, а не принадлежать другому полу. Особенно если учесть, что среди нистанор, в отличие от транссексуалов (случаи пересечения, понятно, не берём), нет стремления найти себе супругу и воспитать с ней детей - ни по жизни, ни даже по игре. Персонажи нистанор - не отцы семейств и даже не мужья, то есть не мужчины, а юноши-приключенцы, герои, не стремящиеся к инициации - ни к женской, ни к мужской.
Комментарии: 294