lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: seminar_rpg: Мартовский семинар РПГ: "Другие" ролевые игры
seminar_rpg
seminar_rpg

(ventrue)
"Другие" ролевые игры
Мартовский семинар РПГ, 2011-02-11 11:10:14

В последнее время мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда игроки, приехав на игру, чувствуют себя обманутыми. Игра не оправдывает их ожиданий. И не потому, что команда мастеров действует раскоординированно, кастинг плох, а на полигоне нет питьевой воды. А из-за того, что приехали они играть совсем не в то, во что им нравится играть. Мастера всё сделали по совести (допустим, что это так), но - совсем не то, чего ждали игроки. При этом другие игроки (очень часто - аудитория, уже знакомая с играми данных мастеров) поиграли прекрасно. Из-за чего же возникает такое обидное недопонимание? Я считаю, что причина кроется в том, что ролевые игры уже давно разделились на принципиально разные направления, имеющие между собой очень мало общего (хотя и происходящие из одного корня). В итоге люди часто приезжают на другие ролевые игры - не те, что им привычны и интересны.

Очевидно, что точки зрения на ролевые игры различаются у разных мастеров и школ игроделания кардинально. По сути, в настоящее время явление ролевых игр представляет собой три совершенно разных направления. Разных по подходу, задачам и имеющие общий генезис и частично - инструментарий.

В данной статье я отвлекусь от определения РИ, и поведу речь обо всём комплексе явлений, который принято так называть сейчас. Хочу предложить очень простую классификацию РИ, которая может помочь решить проблему взаимного непонимания мастеров и игроков.

Очень простая классификация

1. Драматические (театральные, сюжетные) ролевые игры. Это - игры, в основе которых лежит отыгрыш ролей. Представляют собой интерактивные спектакли, в которых важнейшую роль играет сюжет, прописанность персонажей (мастерами, игроком или первичным сеттингом, из которого он пришёл) и определено место каждого персонажа в сюжетной конструкции. Очень важны мотивации и особенности психологии персонажей, которые играются вовне. Очень важно, чтобы каждый персонаж при этом проявил себя во взаимодействиях с другими ролями, иначе он не является необходимой частью общего сюжета. Таким образом, ключевой элемент подобных игр - ролевой отыгрыш.
Примеры подобных игр: игры МГ “Ромул и Рем”, МГ “Академическая общественность”, “МГ Black&White”.

2. Модельные ролевые игры. Здесь ключевое слово - “игра”. В играх подобного типа люди именно играют - в достижение определённых целей и в модели. Т.е. в такой игре не модель делается в помощь сюжету, а сюжет обслуживает модель или фактически отсутствует. В таких играх легализована игра на победу, мотивация персонажа максимально совпадает с мотивацией игрока, хотя отыгрыш роли имеется в наличии. Ключевым понятием такой игры является преобладание моделей над сюжетом. Примеры таких игр:
- Страйкбольные РИ
- Экономические РИ
- Военно-тактические РИ

3. Психологические ролевые игры. Это - игры, являющиеся психологическими и социальными экспериментами. Важной их чертой является то, что в них важна настоящая личность игрока, помещаемая в некоторые условия, а не прописанная роль, радикально от личности отличающаяся. В подобных играх решающее значение играют личные качества игрока, но не качества персонажа. Максимально важно не то, как игрок сыграл вовне, но то, что он пережил внутри себя. В психологической игре внутренние переживания персонажа и извлекаемый из игры опыт самоценны, необходимость транслировать их вовне не является основной задачей. Потому в таких играх мастерские завязки и вводные не играют важной роли, равно как и модели. Социальные роли и навыки персонажей проявляются в них на основании не мастерских прогрузов, а личных качеств игроков.
Яркий пример игр подобного типа: игры про абстрактный концлагерь, подводную лодку или тюрьму. Из известных существующих игр: “Хогвартские сезоны” и другие игры Лоры Бочаровой.

Само собой, классификация приведена по “чистым” случаям игр, почти всегда они бывают смешанными: модельно-драматическими, психо(логическо)-драматическими и модельно-психологическими. Более того, игры можно расположить на координатной плоскости с тремя осями, каждая из которых означает ориентированность на определённый тип игр. Если продолжать развивать классификацию, то мастер может сказать, насколько его игра является драматической, насколько - модельной, а насколько - психологической. Например, всё те же “Хогвартские сезоны” я бы назвал на 60% психологической, на 10% модельной и на 30% драматической игрой.

Итак, приведя данную классификацию, позволю себе вернуться к началу статьи. Игрок, привыкший и любящий играть в драматические РИ, приехав на игру психологическую, ругается на отсутствие прописанного сюжета и завязок. Любитель психологичек, посетивший модельную игру, считает игру слишком оцифрованной и неинтересной. А модельщик на драматической игре негодует из-за того, что ему ограничивают возможности играть на выигрыш.

Чтобы снизить количество недовольных игроков, предлагается ввести данную классификацию, и мастерам в анонсах игр и работе с игроками чётко указывать ту или иную ориентированность игр согласно ей. Важно, чтобы мастера сами понимали, что за игры они делают, какой подход им близок и, соответственно, на каких игроков им стоит ориентироваться в создании своих проектов.

Игрок перестанет чувствовать себя обманутым, если будет знать, куда он едет, и не будет смущаться ничего толком не говорящими словами “ролевая игра” в названиях мероприятий, имеющих между собой крайне мало общего.
Комментарии: 123