lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: zoosad: : Про Золотой куб и частично Грецию
zoosad
zoosad
Про Золотой куб и частично Грецию
байки из склепа-рпг, 2013-03-20 14:01:58

Введу новый тег "Байки из склепа". Под ним буду публиковать бессмысленные и досужие рассуждения про РИ. Когда много букв и мало кому интересно. Ниже как раз пример такого.

Читая всё это помните, пожалуйста, что это лично моя и ни с кем не согласованная позиция. Которая состоит из подробного изучения и разбора. А также объяснения своего резко изменившегося в лучшую сторону отношения к ЗК (и пропаганды это среди тебя, читатель).
Буковок очень много, ибо текст писался хотя и урывками по чуть-чуть, но несколько дней.

На худкритическом (!) разборе Греции я сделал для себя один очень важный вывод. Наша игра действительно была настолько очень хорошей, что оказалась близка к шедевру (идеальной сферической игре в вакууме, в природе не встречающейся). Был ряд сложных моментов, где-то мы недоработали, не со всеми игроками удалось так, как хотелось, кто-то просто не попал в струю. Но доля этого крайне мала, и существенно меньше, чем у большинства великих игр прошлого. Я бы и Грецию назвал великой игрой, если бы не одно но.
  Греция не запомнится людям. А знаете, почему? Потому, что в ней не было скандала или чего-нибудь вроде "игры для ролевиков про ролевиков". Всё было хорошо, игра зацепила людей настолько сильно, что на постигровой сбор пришло рекордное количество игроков. Но из памяти она, всё равно, постепенно вытечет.
  Проще всего объяснить на примере кинематографа. Вспомните, пожалуйста, десяток очень сильных фильмов 2000ных и столько же 90х. А потом посмотрите список наград киноакадемии. Готов поспорить, что вы регулярно будете произносить: "Блин, как я мог забыть о вот этом совершенно гениальном фильме!", и таких фильмов будет вдвое, если не втрое больше. А всё потому, что в них не было перчинки. Если совсем утрировать, то все помнят факт существования "Горбатой горы", а вот того же года "Доброй ночи и удачи" вытекли из памяти.
  Или же нужен какой-нибудь супер-пупер авторский замысел. Типа того, что был в хорошей игре этого года "С чего начинается Родина". Я уверен, её будут помнить именно за идею, а не за качество или премию. Аналогично с Дорогой, а игроков там было всего 15 человек.
  Хотя, при этом, скандал на Греции был и огого какой. Точнее, развитие одного из авторских замыслов трёх тем. А именно третьей, когда Греция героев прямо на наших глазах, несмотря ни на что, "развилась" до Греции Евросоюза. Но этот скандал останется незаметным, ибо его как-то неинтересно вспоминать. Ведь хорошо же поиграли! Ну вот и всё.
  Я не против. Просто немного расстраиваюсь, что хорошо и с удовольствием играть человек предпочитает на классических играх, а вот вспоминать потом другие, у которых, якобы, присутствуют элементы высокого искусства (о чём прикольную цитату привёл Мёрфи). Вплоть до того, что два (!) худкритических разбора Греции по загадочным причинам в головах худкритиков убрали её из списка художественных произведений. Но это такое свойство отношения человечества к культуре и искусству, пора к нему привыкать.

А теперь подробно разберу результаты "Золотого куба". Из этого станет понятно, почему я считаю, что премия на верном пути к репрезентативной. Правда, популяризацией хорошего в описанном в Положении ключе она всё равно никогда не станет, но, как говорится, это уже совсем другая история.
Буду разбирать каждую номинацию. Список номинантов короткого листа буду корректировать, дополнять из длинного или даже из незаявленных игр. И сразу предупрежу, что разбираю далеко не каждую игру.

1. За вклад
  Сложно понять, что же такое "Вклад". Я склонен согласиться с Варпо, что тут речь должна идти о чём-то таком, что много лет делало вклад, а нам это ярко видно через призму многих лет, прошедших после этого вклада.
  В номинанты на Комконе вышли Зилант, Бочарова и ЗЛ. Про ЗЛ и Бастилию сложно, т.к. заметный вклад есть, но в геологическом масштабе он начался сравнительно недавно, как раз тогда, когда у Зиланта и Лоры он закончился. Таким образом, среди 4х номинантов есть более юная и более древняя партия, и я согласен с вручением Зиланту. Вклад начался давнее, а у Лоры уже есть такая премия от Зиланта :-)
  Про КС и Наррентурм пока слишком рано судить, есть ли вклад. А про девок из ЯТ скажу, что они являются частью самой сильной из известных мне МГ. В зависимости от того, как считать, мы сделали 4 очень удачных игры из 4х, или же 5 из 5, или же 6 из 6. Но про вклад сложно сказать. Есть ощущение, что разработанные ими методы сюжетной работы кто-то для себя тоже разработал самостоятельно, а все остальные не пользуются. Изменили ли наши игры игры мир? Не знаю. Мы старались, но видно будет только потом.
  Итого в номинации очень разумные номинанты и правильный победитель.

2. За инновацию
  По моему мнению, инновация - это что-то такое, что
- либо на самой игре было впервые обкатано с однозначным положительным результатом и что уже сейчас явно будут везде внедрять;
- либо за пару лет обкаталось до нужного транслируемого результата. Или когда кто-то продвинул тему, которую раньше вроде бы двигали, но без влияния на тусовку.
  Для начала, я считаю, что зря туда не взяли "Бездну". Да, это делает пока только Ксинг, но, во-первых, всё доведено до нужного состояния и можно иметь от маленькой коробочной бездночки до гигантского инфрастуктурного Котла. И, во-вторых, технология транслируема. Пока никто не делает сам лишь потому, что можно позвать Ксинга :) но начнут и сами.
  Два временных потока "Понедельника" были хороши для игры, но пока непонятно, есть ли в этом что-то ранее не встречавшееся, что уже стало технологией и можно применять. Про маркеры с "Lex Talionis" я не понял, в чём особенность и новизна.
  Музыка на "Доме" оказала действительно очень большое влияние, и хотя раньше пытались делать звуковое сопровождение игры, тут оно вышло на новый уровень. Тем не менее, не очень понятна транслируемость технологии. Ибо предыдущее её менее масштабное применение, на игре "За рулём", не оставило особого следа в прикладном игрострое. Но говорят об этом много, да. Я за то, чтобы начать считать результат "Дома" очень крутой инновацией в тот момент, когда он выйдет из нишевости. И, тем не менее, определённая значимость есть.
  Нарративность "Гипериона" записываем однозначно, ибо это новая, более крутая, форма применения старой технологии словесок в полевых РИ. Вплоть до качественного изменения. С медициной-на-телефонах "Чужих" сложнее, мне кажется преждевременно записывать, много детских болезней. Но после следующей пробы точно. А так и сейчас круто. Идеология-на-бобах "No pasaran!" не очень понятно, выстрелила ли. Я прочёл много отчётов про это, часть игроков пишут, как они круто в это поиграли, а часть что толком этой борьбы не видели. Поэтому идея отличная, а реализация не очень понятно, насколько крутая. Похоже тоже детские болезни. Или же дело в том, что в модель круче всего поиграл тот, кто был к ней ближе всего.
  Зря, зря я постеснялся засунуть мягкую боёвку с Греции в лонг-лист. Послушал тех, кто говорил, что мол и раньше так много делали. Да, а после предыдущих игр, когда много делали, Комкон тоже был наполнен огромным количеством гуманизированного оружия и специальным, не мной придуманным, круглым столом на эту тему? Согласен, что тут огромен так же вклад "Вархаммера", но игры пока ещё не было.
  Итого, если моё занудство про "пока не инновация" не считать, то совпадение из заявленных по двум номинантам из трёх, я бы только маркеры на нарратив заменил. Если добавить Бездну и Грецию, получается 5. Кто круче - не знаю. За Грецию не позволяют говорить остатки совести :) Победил "Дом", это спорно, но альтернативу не назову.

3. АХЧ
  Тут ключевой проблемой является то, что есть относительный масштаб и есть абсолютный. По абсолютной шкале сделанного мастерами всех переплёвывает "Чёрное пламя", даже при наличии определённых проблем с АХЧ. Можно взять относительную шкалу, в пересчёте на игрока. Тогда если не брать один огрех (задержку по времени) всех уделывает Дорога. Просто потому, что на ней было 15 игроков. Наверное, надо взять ещё один тип относительности : насколько уровень организации для игры одного размера был выше стандартного уровня организации для игры такого размера. Плюс важно учитывать соотношение обещаний и замаха, и реализации. Было ли в этом сезоне что-нибуд ЭДАКОЕ в плане АХЧ в дважды относительной шкале?
  Про "Равнику" и "Тёмную башню" просто не знаю. Судя по описанию в заявке, всё было очень круто. В отчётах про это говорится мало. Если всё правда было так, как в заявках, то очень большие молодцы, я хорошо знаю, какой кровью всё это даётся. Но думаю, что местами аккуратное правильно расставление акцентов в заявках есть.
  У "Достоевского" всё было ОК, по отчётам чётко видно, что было сделано ровно столько, сколько нужно, но на хорошем уровне. По Греции я считаю, что мы сделали больше, чем в среднем на крутых в плане АХЧ играх такого размера. При этом взяв с игроков очень мало денег.
  Ещё всё было хорошо организовано у "Задверья", но там случился ряд недоработок. И ещё очень круто было у Чужих, но всё это "круто" надо рассматривать в другой номинации, о чём ниже. "Дорога Токайдо" взяла очень хороший разбег и много в нём сделала, но, к сожалению, многое и недоработала.
  Победили "Зомби". Полностью согласен, что даже для игры такого размера у них всё было ааах и огого. И вот тут возникают сложности со сравнением. Можно ли менять их на Равнику, ТБ или Грецию - не знаю, у каждой были свои преимущества. Надо было выбрать конкретное преимущество, по которому оценивать.

4. Антураж
Антураж ваще непонятно, как оценивать. Вижу как минимум три варианта:
- Точное совпадение геморроя по созданию антуража и получению нужного уровня, т.е. без перебора и недобора;
- Или же можно учитывать влияние антуража как одного из элементов атмосферы. Но атмосфера ещё создаётся деятельностью игроков и мастеров. И надо ли учитывать эффектный ход, автоматически создающий антураж, или же только усилия по созданию его игроков и мастеров?
- Ещё вариант - просто картинка в комплексе. Тут выглядело огого, а тут средне.
Если брать последний пункт, то в номинанты надо добавлять Токайдо, Достоевского и Дом. У остальных в длинном листе тоже было много крутого, но здесь уровень выше. Хотя у последних двух для достижения уровня было существенно меньше геморроя.
  Я согласен с вручением Чужим, ибо у них локация была везде обантуражена равномерно круто. На Греции и Токайдо, например, было менее равномерно. Но у Чужих был слабее игроцкий антураж, хотя на картинку это и слабо влияло.

5. Общие правила
Важным, по-моему, критерием тут являются:
- действующие на всех правила;
- новые или принципиально по-новому раскрытые старые;
- отлично сработали;
- желательно отлично сработали непосредственно на идею игры.
Я не очень согласен с выбранными номинантами, ибо на No pasaran бобы идеологии сработали спорно, а на Доме крутизна комплекса правил определялась не комплексом правил, а музыкой, о чём речь идёт скорее в инновациях. Но да, значимый эффект был и там и там. С Гиперионом то же самое. Круто и стержневое, но давайте это либо сюда, либо в инновации.
  Кого стоило бы добавить:
  Если рассматривать правила как модель, а не как формализацию взаимоотношений с игроками, то очень крутой была наука на "Понедельнике". Правда сработала не совсем так, как надо, но тут просто в процессе была небольшая мастерская ошибка в участии модели в игре, а потом игроки потеряли мораль из-за воздействия внешнего мира. А так модель действительно позволяла заниматься интересной научной деятельностью.
  У Lex правила были хорошие, но хорошо обработанные старые, с небольшими добавками. Мне кажется, что номинировать надо было прошлую игру, когда уже исчезли детские болезни, но правила ещё были новыми. Нуменорская демография очень крутая и я для себя как мастер в ней много интересного почерпнул про решение проблем вторых ролей. Но это скорее не правила, даже не паттерновые. Это определённая система, которую да надо отметить и подчеркнуть, просто не в этой номинации.
  Считаю, что в шорт-лист надо добавить комплекс правил Греции. Сочетание Речей, Боёвки и ещё ряда правил было инновационное и отлично работало.
  Итого не согласен ни с номинантами, ни с победителем, но здравое зерно есть, просто в длинном ряду были совершён выбор по другому принципу.

6. Специализированные правила
  В номинанты надо добавить "Ночь в тоскливом октябре". У остальных то сработали правила странно, то были не очень новыми (просто хорошо проработанными). Кто из четырёх круче - не знаю. Все крутые :-)

7. Предыгровая подготовка
  Про ТБ сказать не могу, написано в заявке хорошо, но не видел про это в отчётах (хотя и мало смотрел). Стоит добавить в номинанты Дом и Зомби, т.к. много было сделано, но тут мы снова утыкаемся в вопрос масштаба, планки и т.п. Если чуть меньше учитывать фактор планки и чуть больше количество работы, то Греция круче. Если не учитывать, то сравнивать надо между тремя небольшими играми и непонятно, кто круче.

8. Организация игрового процесса
  Про "Баллады Шотландии" мы много лет спорим с ЗБ и Марасом про специфику их игр, и хорошо, что скоро прекратим спорить. Я много читал и слушал после этой игры и могу сказать, что организация и управление игрой были, но не всегда игрой и нередко на среднем уровне.
  В номинанты надо добавить отсутствующих в лонг-листе Зомбей. И, по-хорошему, вручить приз, полученный Грецией, им. Ребята вели игру железной рукой вперёд, это даже не рельсы, это что-то новое. Если же часть про управление игрой трактовать в другом ключе, то всё с вручением ок :-)

9. Сюжет
  Вообще-то я это слово просто нормально в ключе разработки игры не воспринимаю. Сюжет на игре есть тогда, когда игра закончилась и можно посмотреть, какие интересные случились сюжеты. А всё то, что не завершилось, должно иметь какое-то другое название.
  Соответственно, не вполне понимаю, о чём идёт речь в премии. Но то, за что наградили Дорогу, должны были наградить в "Лучшей идее". А в остальном не могу сказать чётко, кто слабее, кто сильнее. При разных трактовках слова "сюжет" должен быть разный набор номинантов и победителей. При этом я считаю, что лучшими сюжетотехниками в том смысле, который я вкладываю в это слово, на момент лета 2012 являлись девки из бывшей МГ "Ярмарка тщеславия". Пора становиться Флораном :-)

10. Лучшая идея игры
В номинанты надо добавить Понедельник. И из этих четырёх не знаю, кто лучше. Плюс ещё можно добавить в номинанты Дом, но судя по отчётам, его идея выстрелила не настолько ярко, как у первых четырёх.

11. Камерная игра
Весь лонг-лист молодцы, правда "Mortal Kombat" были слабее и про ТБ просто мало чего слышал. Кто круче - не знаю. И это хорошо, что была конкуренция!

12. Классическая игра
  В лонг-листе есть ещё Равника и 1898. И про то, и про то слышал много хорошего, но всегда специфически. Равника имела сильное влияние модельности, гонкой за выигрышем в плохом смысле этого слова и т.п. 1898 имела сильный флёр поттеровости.
  В номинанты надо добавить "60е" и убрать оттуда хороший, но нередко спорный No pasaran. Кроме того, в сезоне было много хороших классических игр, просто лично я не могу вспомнить какие-то ещё особенно удавшиеся. Хотя, скорее всего, это эффект из начала моего поста. Поэтому остановимся на 2х играх. Но 60е получили приз в Питере, поэтому пусть будет Токайдо :-)

13. Лучшая эпическая игра
Ибо Греции место именно тут.
  Перед началом ролевого сезона я решил поговорить с несколькими десятками активных игроков и лидеров мнений, подойдя с к ним с определённым вопросом. Как правило, происходил следующий диалог:
- В сезоне 4ре крупных игры - ЧП, Нуменор, Греция и Шотландия. Какая лучше всего получится по твоему мнению?
- Греция.
- Поедешь?
- Не уверен.
И в результате часть людей выбирала другие крупные игры, где, как им казалось, они получат что-то эдакое, чего не будет на Греции. Временами они оказывались правы, но почти все после сезона сказали мне, что жалеют, что не приехали. А Греция оказалась меньше размером, и где-то это сработало в плюс, а где-то в минус. Например, на игре побольше градус конфликтности стал бы выше. Но, при этом, энергия, раскрученная для игры размером в 350 (на момент апреля) человек досталась 230 игрокам.
  Тут я хорошо понимаю чувства Рыжего Сакса после церемонии. И хочу выразить своё уважения, т.к. находясь в сложном моральном состоянии, он не только подошёл поздравить за премию, но потом ещё и участвовал в обмывании. Хорошо, что мне такое вряд ли предстоит - премия успокоила внутреннего демона, а когда я в следующий раз буду главмастером и буду ли вообще - не знаю.
  Получается, что про лучшую из 4х игр эпическую мнение было не только моё и не только опрошенных игроков, но и академиков, изучивших этот вопрос наиболее внимательно.
  И, всё-таки - стоило ли выбирать из трёх игр лучшую? Временами хороших, а временами с немалой долей фестивальности и даже неигровухи? Очень зависит от подхода к вопросу. Однажды из "Волков-Одина-4", "Времени королей" и "Эпохи славы" тоже не выбрали никого, но те игры были совсем феерические. Давайте сравним с прошлым годом. Если брать за эталон получивший премию крайне спорный Аквамарин, то да, из трёх номинантов этого года надо было выбирать. Если же нет, то я скорее за "не вручать", т.к. вручение любой из игр официально объявило бы подход мастеров к созданию РОЛЕВОЙ игры правильным, а он далеко не всегда такой.

И, напоследок. Основной мессадж в том, что существующее достаточно серьёзное соревнование между хорошими играми в сезоне было замечено и правильно отмечено академиками, а значит премия на верном пути. И только что до меня дошло, что истЕрия при выдвижении, когда многие из нас выдвигали самостоятельно и просили всех друзей, внесла в это ощутимый полезный вклад. Хотя и добавило академикам работы :-)


Комментарии: 612