lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: rojkov: Бредни престарелого ролевика: Кнутпункт неофициально
rojkov
rojkov
Кнутпункт неофициально
Бредни престарелого ролевика, 2013-04-22 15:08:29

Кнутпункт неофициально

Обещал написать про политическую составляющую Кнутпункта. Некоторые вещи я не готов публиковать в журнале или на rpg, но высказаться хочется.

Игры в Палестине
В этом году палестинская делегация приехала в составе 4 человек – отчитывались за год работы
"Зачем мы делаем ролевые игры?" Есть несчастная страна Палестина, которая разделена на части, в которой нет единого культурного пространства, а многие палестинцы уехали за границу, в соседние страны. Для восстановления культурного пространства, общих ценностей, ощущений и веры требуется средство.
Ролевые игры таким средством являются. Основные направления деятельности – игры в образовании, некоммерческие организации, университеты. Необходимо охватить еще и уличных детей. План работы – обучить ролевым играм как можно бОльшее количество человек – подготовить группу мастеров.
Еще одна цель – представление палестинской культуры другим народам.

В 2011 году норвежские ролевики встретились с палестинскими энтузиастами в кафе для безработных и начали интенсивно дружить. Подготовили первую игру на три дня – свадьбу, в которой принимали участие скандинавы. В 2013 году уже сделали первую игру фэнтези на 30 игроков и 6 мастеров. Боевка неконтактная, танцевальная. Количество ролевиков в Палестине еще не перевалило за сотню, но уже больше 50.
Вообще северный формат довольно сильно замедляет процесс. Он требует прописанных персонажей, что новичкам делать трудно.
Я спросил, нельзя ли делать большие игры с батальными сценами и мягким оружием в пустыне. Но с этим есть проблема. В пустыне слишком много народа ходит по своим делам. Что-то многовато там минных полей .

У скандинавов с палестинцами впереди большие планы. В ноябре в Финляндии палестинцы будут делать алаверды – игру Halet Hesar. А в октябре будет первый конвент Grenpalestina с традиционной неделей в столице – Иерусалиме.

Неофициальный кусок.
Вокруг Палестины на Кнутпункте второй год идет большой шум. Похоже, там есть государственное финансирование на уровне реализации политических программ. Скандинавские ролевики ездят в Палестину, проводят летнюю школу ролевых игр для палестинских и белорусских коллег с бесплатным участием. Эффективность этого безобразия крайне сомнительна, потому что за год по сути сделали две игры. Зато отлично покатались и погудели на "палестинской свадьбе".
Чувствуется, что отчет палестинской делегации шел по накатанной – есть набор штампов из отчетной документации, и их явно возили к большим дядям, чтобы рассказать про страдания палестинского народа и волшебную палочку, которая этот народ от страданий избавит. У меня ощущение, что тут пахнет грантоедами. Палестинцы сели на поток денег и внимания, и не слишком напрягаются созданием игровой инфраструктуры. Очень любят рассказывать, как трудно научиться создавать персонажей. Не знаю, насколько в доле норвежские коллеги.

Демократические эффекты от ролевых игр

Вообще-то политической стороной программы я несколько разочарован. В прошлом году запала на преобразование мира у скандинавов было значительно больше. Видимо, реальность оказала сопротивление – результаты достаточно скромные.

Я упоминал выше игру про свадьбу в Палестине. По этому поводу Хильда Левин сделала доклад, основным тезисом которого было – игра не позволяет достичь демократии сама по себе. С ее помощью можно посмотреть на реальность с разных сторон, покатать культурные различия между разными группами людей и поговорить об их проблемах, понять противоположную сторону. Запустить процессы демократизации через игры оказалось не очень просто.

Безусловный демократический эффект от игр конечно есть. Там надо взаимодействовать с людьми и принимать решения, что само по себе способствует демократизации – производству активных людей. Но об этом более подробно говорили на панельной дискуссии про политические ролевые игры.

Политические игры или игра как средство политики

Под них собрали большой круглый стол, и палестинская игра была совсем не в центре внимания. В дискуссии принимали участие мастера шести проектов. Перечислю темы политических игр :
- феминизм. Игра про борьбу шведских женщин за право голосовать в 1918 году
- тема про норвежских женщин, спавших с немцами во время войны
- игра про оккупированную страну и отношения победителей и побежденных
- OB7 – политическая тюрьма. Повторение стэнфордского эксперимента на материалах политической тюрьмы в Швеции 70-х и базы Гуантанамо
OB7 - политическая тюрьма в 70х в Швеции и Гуантанама.
2027 – игра-прогноз про победу либертарианского социализма в Швеции.

Обсуждали вопросы :
- что делает игру политической. Тут все игры немного политические, потому что учат людей принимать самостоятельные решения и позволяют обсуждать любые темы без цензуры, с разных точек зрения. В традиционной дискуссии никто не будет защищать позиции фашистов, а в игре это возможно.
- в политических играх есть политическая повестка на заднем плане. К примеру, постапокалиптические игры всегда имеют составляющую – как обустраивать общество с нуля.
- Игры как средство осознать проблемы другой стороны конфликта – попробовать на своей шкуре тяжелую жизнь мигрантов. Путь к толерантности и мультикультурализму.
- Сделать игру, которая пропагандирует идею, не очень просто, потому что идея в игре неподвергается довольно жесткой критике и испытанию виртуальной реальностью.
- много где делают игры по парламентаризму для детей – чтобы вовлечь их в управление страной на более позднем этапе.
- Можно вспомнить старые идеалы и показать, как правильно себя вести на примере великих предков. Национальный романтизм – борьба за правильные идеалы.
- Ну или наоборот, попробовать на своей шкуре ценности, которые ты пытаешься внести в общественную жизнь. Игра как способ подумать про проблему с той стороны, с которой ты ее еще не думал.
Понравился тезис «Хорошая пропаганда все равно пропаганда, хороший диктатор все равно диктатор». Долго спорили о том, является ли ролевая игра пропагандой. Мастера от этого всячески открещивались и говорили, что игра демократична по своей сути. Правда, аудитория с ними не согласилась. Образовательные игры являются чистой пропагандой и доносят до детей ценности правительства. Опять же палестинской проект сознательно делается для того, чтобы донести демократические идеи Скандинавии до простых палестинцев. В конце концов простили себя за пропаганду, потому что это не война – рассказывать про свою точку зрения лучше, чем за нее воевать.
Кстати, министр социального развития Норвгии – ролевик.
Во время подготовки игры про суфражисток-феминисток ролевики копались в архивах и обнаружили закрытые на 100 лет материалы. Отличный повод пободаться с правительством за раскрытие информации.
В процессе обсуждения вспомнили еще одну игру про дележку ресурсов политиками из разных стран. Политики находятся в ситуации, когда решение надо принимать рационально, ихсодя из пользы для своей страны. Но это не означает общей пользы. Тут из зала вылезла девушка-социалистка и мощно задвинула про классовые интересы.
Замечание не в бровь, а в глаз. Игра как средство пропаганды крайне неэффективна – очень маленький охват людей. Расчет только на то, что в процессе игры могут возникнуть новые зажигательные идеи, в которые люди поверят и понесут их дальше. Тут пообсуждали вопрос насколько этично транслировать свои политические взгляды через игры.
Затронули и метод политического разговора : сатира или утопия. Мнения разделились. Северный подход и immersion не дает игре быть сатирической, быть ироничным в игре трудно. С другой стороны игра «Mad about the boy» является все-таки сатирой. Моделирование общества не упомянули, зато тезис про то, что институции общества надо отображать институтами в игре сказали.
Куда же без дискуссии о том, хорошо ли манипулировать игроками? Про это будет отдельный семинар – как не надо делать ролевые игры.
Написание игр – это социальное хакерство. Мастер общается на уровне простого человека и ищет обходы в социальных структурах. Писать игры для чужой среды достаточно тяжело – разный культурный контекст. Это было видно в Америке, хотя культуры близкие. Это было еще сложнее в Палестине. Чтобы писать игры для другой страны, там надо некоторое время пожить.
В общем, по сравнению с предыдущими Кнутпунктами секция была достаточно беззубой, без размаха и огонька.


Все, остальное в МоеКе.

Комментарии: 3