lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: kat_bilbo: Очередная рабочая тетрадка: Мой мемуар про ХИ-90
kat_bilbo
kat_bilbo
Мой мемуар про ХИ-90
Очередная рабочая тетрадка, практика игры-вести с полей-хроники, 2015-02-01 21:43:28

Меня тут намедни Агни растрясла на интервью про первые ХИ. В последнее время у народа интерес проснулся к тем временам. "Мемориальная фаза" РИ, как сказал бы Миша Кожаринов. :-)
Но вообще это здорово, что есть этот интерес, и пора уже заняться сохранением памяти о том, как всё это было в те годы, пока есть, кому это делать. Опять же, во времени сначала теряются, а потом и находятся всякие клёвые и полезные вещи.

Кстати, у других коллег в работе ещё одно моё интервью на эту тему, более сосредоточенное именно на особенностях и стиле игры. Я думаю, что очень скоро (возможно, что прямо на днях же) оно в том или ином виде выйдет в свет, следите за новостями!

Оригинал взят у ambergi в Интервью с Кэт Бильбо про первые ХИ для "Зеленого свитера" Хэлки Ровенион

С 4 по 11 августа 1990 года под Красноярском, на реке Мане, по инициативе красноярского КЛФ (клуба любителей фантастики) состоялись первые Хоббитские игрища, положившие начало долгой ролевой истории. Сегодня мы поговорим с Кэт Бильбо, участником ХИ-90 - и вспомним, как Все Начиналось.

Агни: В 2014 году прошли 25-е, юбилейные Хоббитские Игры. 25 лет назад началась история ролевых игр на союзном пространстве, и теперь многим интересно - как это было?
Насколько удачный отыгрыш получался при том, что весь полигон играет в первый раз? Какие были смешные, или наоборот - особенно удачные драматические моменты?

Кэт Бильбо: Слова такого - "отыгрыш" - тогда ещё не знали. Если говорить о внешнем антураже и "театральщине" - этого было немного. Если говорить о воплощении образов в поведении и в поступках - то это было, в большинстве случаев, убедительно. Очень искренне, в первую очередь. Не могу сказать, что все образы понравились лично мне, но атмосфера была вполне средиземская.

Самая смешная байка, пожалуй, о Сауроне. Она довольно известная. Полигон у нас был почти весь линейный, по дороге вдоль реки: Раздол, Пригорье, Гондор, Мордор (два острова через брод от берега) и Лориэн (тоже остров). А Ородруин и Мория были вообще на другом берегу реки.
Ну и вот представь себе: раннее-раннее утро. Из Лориэна в Гондор по дороге мимо Мордорских островов движется сборный отряд светлых сил (я как раз была в том отряде). Слева - река, справа - почти отвесный склон горы. Двигаются осторожно, ждут, что сейчас с мордорского брода-то орки с назгулами ка-ак выпрыгнут! Но вдоль всего Мордора - сон и тишина. Туман над речкой. Из тумана тихое бряканье посуды у костра. И на самом дальнем конце острова стоит Саурон с удочкой!

Честно скажу, на мой взгляд - драматичных моментов было больше, чем смешных. Расскажу о том, который больше всего поразил своей красотой и завершённостью лично меня.
Это случилось в тот момент игры, когда Дэнэтор (Алексей Алликас) был изгнан из Гондора и скитался одинокий по Средиземью. Часть гондорской команды, пройдя через Царство Мёртвых, вышла Серым отрядом и тоже где-то бродила. В Гондоре оставалось совсем немного людей. И вот настал момент, когда на другом берегу реки помощь понадобилась отряду Хранителей. Фарамир с кем-то из бойцов перешёл через большой брод и стал у переправы ждать союзников. А на высоком берегу реки остался, почти без защитников, Гондор - несколько палаток, стена из жердей и алликасовский индейский типи в роли Белой Башни. А я в тот момент как раз была временно убитая (все именные персонажи там умирали только временно) и полезла в реку купаться. Последующую картину я наблюдала с середины реки, как в кино.
Я вижу, как на опустевший Гондор из леса налетает пёстрая толпа орков. Короткая схватка - и орки вываливаются на обрыв: "Гондор пал! Живых нет! Вы слышите - живых нет!!!"
На другом берегу реки молча поднимаются Фарамир и его бойцы. Поднимаются на ноги и безмолвно смотрят через реку на Гондор. Одинокие черные фигурки на зелёном берегу под смеркающимся предгрозовым небом. Тревожно рокочет на перекате уже набухающая дождями река.
Орки продолжают бесноваться. И тут я вижу, как через поле к крепости движется высокая худая фигура. Дэнэтор. И с ним - воины Серого Отряда. Ещё одна короткая схватка, и пёстрый ком орков укатывается в сторону Страны Мёртвых. Дэнэтор и дунаданы выходят на высокий берег, салютуют мечами и кричат через реку: "Гондор стоит!!!" И с другого берега им отвечает салют и ликующий крик Фарамира и его воинов…

Агни: А кому в голову пришла эта идея - собрать вместе толкинистов и сделать полевую игру?

Кэт Бильбо: Во-первых, не толкинистов. В те времена толкинистов было раз-два и обчёлся, они сидели по кабинетам и их никто не знал.
Одна такая матёрая толкинистка - переводчик Валерия Александровна Маторина (ВАМ) - приехала на ХИ-90 с Украины, и мы на неё смотрели открыв рот, как на небожителя: она так много знала, она привезла в распечатках переводы неизвестных нам ещё текстов! Мы лихорадочно читали их у неё в палатке, передавая листочки из рук в руки.
А из Москвы прибыла переводчик Наташа Григорьева, один из авторов известного впоследствии перевода “Властелина Колец” Григорьевой-Грушецкого.

И ролевиков тогда тоже не было. Некоторые молодые педагоги (например, в Москве) использовали ролевые игры в работе с детьми и сами, конечно, любили поиграть. От них на ХИ-90 приехал целый один человек! Это был Боря Батыршин, который перед игрой устраивал консультации для мастеров и тренировки на мечах для игроков.

А основной аудиторией ХИ-90 были фэны - представители КЛФ (Клубов Любителей Фантастики). И организаторами игры - тоже фэны, из красноярского КЛФ "Вечные паруса". Годика за полтора до первых ХИ они уже слышали, что где-то в далёкой Буржуиндии люди играют по книжкам. И решили - а почему бы не поиграть по книге Толкина, которая всем так нравится? "Властелин Колец" к тому моменту уже ходил по клубам в распечатках и первых робких изданиях.

В общем, по КЛФ страны разлетелись письма из Красноярска, и понеслось…

Агни: Бумажные письма... Могу себе представить темпы предыгровой подготовки. Как ты сама узнала об игре?

Кэт Бильбо: Ну, примерно около года мы готовились. Нормально. Письма летят, подготовка идёт. В процессе подготовки красноярцы рассылали по клубам бумажную газету "Палантир" - формат А4, 8 полос! Там публиковались новости подготовки, правила игры, блиц-интервью с будущими участниками... И стихи. Такие новые для нас прекрасные стихи по Толкину, которые позже станут песнями, любимыми до сих пор: "Серебром о серебро" Сэнты, "Попытка к бегству" Ирины Шубиной...
Я узнала в нашем КЛФ, конечно же. Мы уже были увлечены толкиновской темой к этому времени, у нас в клубе пытались снимать самодеятельный фильм по мотивам Властелина Колец, исполнители ролей носили книжные имена, уже была написана большая часть "Песен Алой Книги". Мы сразу решили, что едем!

Агни: "Песни Алой Книги" писали вы? Фантастика. Какова судьба фильма?

Кэт Бильбо: "Песни Алой Книги" писали фэны из уфимского КЛФ "Плеяды" - Лена Яхина, Алексей Алликас, Света Хвостенко, Гена Валявин. Саша Мичурин подключился уже после, к 1992 году. Собственно, сама идея фильма была основана на песнях - авторы всей затеи понимали, что снять полноценную экранизацию при помощи любительской кинокамеры, пары десятков фэнов и какой-то там матери - нереально. Но есть же ещё волшебная сила искусства! Фильм планировали сделать в виде клипов по "Песням Алой Книги", перемежая сами клипы - отдельными, небольшими, но атмосферными сценами по мотивам книги: разговор у костра... идущий по дороге отряд Хранителей... нападение орков... и т.д.
Часть материала была отснята и смонтирована, но потом у нас исполнительница роли Фродо Лена Яхина (теперь уже Сорокина) как раз вышла замуж и "ушла в декрет", процесс приостановился, да так и заглох - в стране грянули перемены.

Агни: Вообще, как в те времена проходил кастинг? Времена меняются, но двадцать заявок на короля эльфов вечны, я уверена.

Кэт Бильбо: Кастинг на ХИ был прикольный, за ним следили через всё тот же “Палантир”, затаив дыхание, несмотря на то, что далеко не всегда лично знали кандидатов. Какими мы их увидим - хоббитов, Арагорна, Элронда, Галадриэль, Саурона, назгулов, Горлума?.. К мастерам со всей страны шли заявки. На ключевые именные роли типа Арагорна или Саурона, конечно, было по несколько заявок. Мастера выбирали по собственному усмотрению. В этом им слегка помог смотр-встреча будущих участников на фестивале фантастики "Аэлита-90", куда многие из нас съехались, чтобы обсудить предстоящую игру. Но не обошлось и без казусов.
Например, когда на игру приехал уже утверждённый было ранее по переписке Саурон - Саша Архипов из Чебоксар, - внезапно выяснилось, что ему только 18 лет. Мастера жутко перепугались, что он, в силу молодости и неопытности, завалит роль, и уговорили его сыграть одного из назгулов. А на Саурона сговорили взрослого дяденьку, известного фэна Владимира Борисова из Абакана. А Борисов-то до этого готовился играть эльфа! И к игре попытался обесцветить свою чёрную шевелюру и бороду. С двух попыток ему удалось добиться восхитительного ярко-жёлтого цвета... Саурон Золотистый, как в итоге его в шутку называли. Это был мудрый и добродушный Саурон. Но мог и жару дать, когда требовалось!
А Пиппина, к примеру, играл 13-летний Паша Левчук из Горловки, который так умотался с непривычки, что проспал половину игры.
Но если кроме шуток - нас тогда не было так много, чтобы хватило по 20 претендентов на каждого эльфийского короля. Тем более, что не у всех желающих получилось приехать, и некоторые именные роли в процессе подготовки переходили из рук в руки. Даже роль Арагорна!
А вообще, тогда гораздо проще к этому вопросу относились. Мы не "творили произведение" на полигоне и не разыгрывали стратегичку. Мы просто играли в любимую сказку, без звериной серьёзности. В первой игре было очень много от подлинного карнавала.

Агни: А ты тогда играла Бильбо? Неужели кросспол?

Кэт Бильбо: На первые ХИ в Красноярск уфимские фэны из двух КЛФ, и я в том числе, поехали командой Гондора. Я ехала рядовой и даже безымянной гондорской лучницей. А там, на игре, не было игрока на роль Бильбо. И мастера, услышав, что меня так называют среди своих, предложили мне эту роль сыграть. Я согласилась при условии, что персонаж будет женского пола - для сюжета это вроде бы неважно, а я не была морально готова играть мужика, потому что была тогда в глубине души очень стеснительная. И вместо дядюшки Бильбо получилась Тётушка Бильбо. Что для сюжета и в самом деле оказалось неважно.
А насчёт кросспола... тогда вообще не заморачивались на этом вопросе. Кто что хотел, тот то и играл. У нас в Уфе, например, все хоббиты и Горлум были девчонки - потому что в нашем КЛФ тогда пытались снимать самодеятельный фильм по мотивам Властелина Колец, и на хоббитов брали девочек - они помельче и не так брутальны. Нормальный актёрский подход.

Агни: Значит, тебя так звали еще до первых ХИ? Откуда появился ник?

Кэт Бильбо: Из книжки Профессора Толкина. :-) Любимый герой с детства, очень близкий мне душевно. У меня есть подробный мемуар на эту тему, можно почитать в ЖЖ: http://kat-bilbo.livejournal.com/1343224.html

Хэлка: Ты сказала, что изначально ехала безымянной лучницей. Почему? Вы ведь долго готовились.

Кэт Бильбо: Для нас тогда даже простое определение "гондорский копьеносец", "оруженосец Дэнэтора", "эльф из Раздола", "орк мордорский" - это уже была роль и образ, и уже от этого захватывало дух. Нам даже в голову не приходило, что нужно что-то большее. Это были не столько какие-то другие, отличные от нас личности персонажей, сколько мы сами - на месте вот этих эльфов и орков. Наше собственное перемещение в Средиземье. Кстати, во многом именно здесь я вижу особенность и уникальность первой игры. Этот эффект в какой-то мере сохранялся и на нескольких последующих ХИ, затем понемножку начал затираться, постепенно сошёл на нет и заместился персонажной игрой и "отыгрышем".

Агни: Сколько примерно человек приехало на первые ХИ? Наверняка есть люди, которые, как и ты, стали активно мастерить впоследствии - назовешь имена?

Кэт Бильбо: Мастера говорят, что было выкуплено 130 путёвок. В памяти - около 120 человек, включая мастеров и туринструкторов из группы обеспечения.
Да, ряд участников ХИ-90 в самом деле стал динозаврами ролевой тусовки - активными игроками и мастерами: Борис Батыршин (Торин) и Сергей Яковлев (Куковлев) из Москвы, Женя Кучма (Женя Балрог) из Кургана, наши Алексей Алликас, Руст Якупов и Юрий Сорокин (Юрис) из Уфы, Саша Финогенов (Фродис) и Миша Натуральный из Красноярска, Тутов Александр (Брасид) из Котласа, Татьяна Кулакова (Тай) и Костя Ананич (Назгул в Красных Штанах) из Новосибирска, Юра Колобаев (Элронд) из Иваново, Слава Хабаров (Балин) из Казани, Игорь Солунский (Ингвар) и Женя Левинштейн (Дисс) из Харькова... и это я называю только самых известных из тех, кто всё ещё в деле, чьи имена и дела на слуху и сейчас. Кстати, отдельно отмечу, что только что названные ролевые ники тоже все остались с первых ХИ.

Агни: Похоже, игроки действительно собрались со всего СССР. А по возрасту, по роду занятий, по отношению к Толкину, в конце концов, сильный был разброс? Собрались только энтузиасты, или случайные люди тоже оказались там?

Кэт Бильбо: Мы как-то не спрашивали друг у друга род занятий, нас в то время это интересовало в последнюю очередь. Но в подавляющем большинстве это были фэны из КЛФ - студенты, интеллигенция, увлечённые литературой люди. Основной возрастной состав был - между 20 и 30. Были и подростки, но немного - приехали со старшими родственниками, да и кое-кто из молодых педагогов привёз своих подопечных. Было несколько людей постарше - тоже из КЛФ. Самой взрослой была ВАМ, конечно. Ей было что-то в районе 50.
Совсем случайных людей там не было, откуда бы? Были те, кто просто приехал со своим клубом за компанию и потом никак не проявился на игровых орбитах. Но таких было не очень много.

Агни: Как начиналась игра, был ли парад, играли ли мастера и как они держали связь?

Кэт Бильбо: Перед игрой был парад с представлением всех команд и персонажей. Традиция оттуда и пошла.
Я, кстати, сходу не вспомню, был он прямо перед игрой или вообще где-то накануне.
К началу игры все разошлись по своим исходным позициям - и понеслось. Лично мне на начало игры, по моей вводной, нужно было сперва разыскать отряд гномов Торина, а потом вместе с ними найти Фродо в Раздоле - и передать ему Кольцо. Это был совсем не канон, конечно, но зато с приключениями.

Мастера не играли, им и без того хватало. Раций не было, приходилось носиться на своих двоих и разговаривать непосредственно ртом.

Агни: А как работал мертвятник?

Кэт Бильбо: Не знаю. Я не была в нём. Когда меня грохнули, я была от усталости такая уже зелёная по жизни, что мастер сказал мне никуда не ходить, взять пенку и спать. Я так и сделала. А проснувшись, пошла в речку, чтобы прийти немного в чувство, пока не вышел "срок отсидки". Да, срок отсидки был. 2 часа, насколько я помню. Потом выходили другими персонажами, а именные - сами собой, типа были как будто только тяжело ранены. Из погибших гондорцев, например, набрали Серый Отряд. Из убитых тёмных - “игротехническую”, как сейчас говорят, банду орков...

Но вообще в те времена игровых мертвятников ещё не придумали. На первых играх это был просто временный выход из игры и смена роли.

Агни: Как сложилась судьба у твоего персонажа?

Кэт Бильбо: Персонаж выжил. Судьба его (её) была необычной, полной приключений и испытаний. Самый клёвый момент - это, например, я уговорила Саурона до того, что он решил сам уничтожить Кольцо, если оно к нему вернётся. Об этом даже есть строчки в мемуарах В.Борисова с ХИ-90! http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/games/xi90/sauron90.html
Самый страшный момент - это когда Светлый Совет судил Дэнэтора, судил несправедливо, глупо и жестоко, а я протормозила за него вступиться - частично из-за недостатка информации о происходящем, частично - из-за неуверенности в себе. Мне до сих пор тошно вспоминать об этом, и это стало мне серьёзным уроком на будущее. Вообще, я довольно много вынесла из этой игры для себя по жизни.

Агни: А каков был итог игры для Средиземья?

Кэт Бильбо: Для Средиземья-то? Хранители разделились на два отряда. В одном шёл Фродо сотоварищи, с боем прорываясь к Роковой Горе - высокой белой скале над поворотом реки. Они отвлекали внимание. Другой, секретный, состоял из гондорской копейщицы Тай и верного Сэма, который и нёс Кольцо.
Фродо и его отряд, а также Фарамир, воины Гондора и многие другие, погибли в битве и назгулами и орками. Не зная, где находятся Сэм и Тай, и опасаясь начинающейся грозы, мастера своим вердиктом объявили, будто Хранители вместе с Кольцом сгинули в болотах, и отбили конец игры. (Обрати внимание, так началась история “мастерского произвола” :-) ).
Сэм и Тай всё это время прятались в зарослях близ Ородруина. Выбравшись на вершину, они нашли там одинокого мастера, который сказал им, что игра закончилась, а они - утонули. Ах так, сказал Сэм, утонули? Ну, что ж... не доставайся же ты никому (зачеркнуто!) И со скалы зафигачил Кольцо в реку.
В общем, Кольцо кануло в Андуин... чтобы “всплыть” на следующий год под Москвой на ХИ-1991.

Агни: Был ли какой-нибудь "пятый лучник в десятом ряду", который внезапно переломил сюжет?

Кэт Бильбо: Наиболее внезапно переломил сюжет у нас Боромир (Руст Якупов). Так переломил, что до сих пор кое-кому икается. Во время переправы к Лориэну Кольцо таинственным образом оказалось у Боромира, он его взял, надел, унёс в Гондор и как честный сыночек отдал Дэнэтору. Алликас схватился за голову - играть “падшего” Дэнэтора в его планы совершенно не входило. И тут такое началось... и очень грустно закончилось изгнанием Дэнэтора из Гондора.

Зато вот уже упомянутая копейщица Тай из пятого ряда гондорской гвардии (по жизни фехтовальщица, между прочим) дважды убивала Короля Назгулов (по жизни фехтовальщика, между прочим). По правилам, предводителя назгулов могли убить либо хоббит, либо женщина. Тай оказалась очень ловкой и расторопной женщиной. Встретив её на дороге во второй раз, Король-Призрак (Миша Натуральный) буквально взвыл: "Опять ты?!!" "Опять я", - скромно вздохнула девушка, деловито затыкивая назгула копьишком.

Агни: ХИ-90 были не только игрой, но и чем-то вроде протоконвента? Расскажи, что было в программе, кроме игры. Это было уместно?

Кэт Бильбо: ХИ-90 были полноценной и официальной туристической программой. Они включали в себя (и в стоимость путёвки-оргвзноса) следующее.
1. Двухдневный сбор в гостинице и мероприятия по подготовке - знакомство, обсуждения, инструктажи, культурную программу (например, там была выставка реквизита будущей игры, включая то самое Кольцо). Костюмы дошивали, опять же.
2. Пару дней на полигоне - опять обсуждения, тренировки, конкурсы ("Венок Лучиэнь" - конкурс искусств для девочек, "Приз Леголаса" - стрельба из лука и хождение по канату, "Приз Гимли" - метание топоров), песенный вечер и всё такое.
3. Собственно игра - началась утром и закончилась к вечеру следующего дня. Около полутора суток.
4. Утром после игры было грандиозное Угощение для всех участников мероприятия. У нас было, между прочим, целое эмалированное ведро розового шампанского, которое половниками разливали по походным кружкам!
5. Трёхдневный сплав по реке Мана - почти до самого Красноярска. Вокруг нас было всё ещё Средиземье! И когда в какой-то момент река вынесла плоты на стремнину и перед нами встали две огромные скалы по разным её берегам, мы все застыли в очарованном безмолвии, и только чёрное знамя Гондора с Белым Древом на нём плескалось на ветру...
Всё это было очень уместно. Предыгровые мероприятия позволили согласовать многие неувязки и доделать недоделки, настроиться на игру. Послеигровой сплав плавно вынес нас из Средиземья обратно в реальность, дал возможность остыть и переключиться. Кроме шуток, там ведь вгруз был невероятной силы. Многие, вон, до сих пор не очухались.

Разъезжались тоже из гостиницы, успев обняться, попрощаться, поговорить и поделив по-братски остатки закупленной на игру провизии.

Хэлка: Лучиэнь? Уже читали Сильм или ориентировались только на песню Арагорна из ВК?

Кэт Бильбо: О Сильме и Приложениях многие из нас впервые услышали от Маториной на полигоне. "Сильм" не читал к тому моменту никто из нас, кроме ВАМ и, может быть, Наташи Григорьевой, насколько мне известно. Так что да, на песню и на упоминания в тексте ВК - там, где описывается Арвен, упоминается и Лучиэнь.

Агни: А каким было кольцо, кстати? Как собирался артефактный антураж?

Кэт Бильбо: Кольцо было из промтоваров, алюминиевое с "позолотой", стоило 90 коп. На нём иголкой была выцарапана соответствующая надпись. Не очень ровно, но читаемо.
Других артефактов не было, а все костюмы и реквизит делали своими руками. На игре было несколько кольчуг: уфимские из стальных ковровых колечек и ивановские - из алюминиевой проволоки. В нашей команде было даже два пластинчатых доспеха. Команда Гондора оказалась единственной, костюмированной по единому образцу: чёрные штаны и рубахи, чёрные плащи, белое древо на груди у всех. Древо на рубашках, кстати, рисовали по трафарету зубной пастой уже в гостинице, так же, как и знамя Гондора. Но на фотках это не заметно, да и живьём неплохо смотрелось.
В массе игроки были экипированы кто во что горазд. Орки - в меховые жилетки, эльфы - во что-то романтическое. Многие были просто в туристической одежде - джинсы, трико, штормовки, сапоги, с минимумом аксессуаров. Никого это не смущало, не мешало и не выбивало. Меч в руках есть? Становись в строй. Кстати, на "женские" и "мужские" роли не делились. Никто не спрашивал "а ты чо, девка, в бой полезла?". Все носились, сражались, пели и приключенствовали.

Агни: Как ты думаешь - было ли на ХИ-90 что-то, что неплохо бы возродить в современных РИ?

Кэт Бильбо: Я сформулирую по-другому. Там, безусловно, было то, чего не было на последующих ХИ и нет на современных играх. Но я совсем не уверена, что это возможно выделить методически и возродить как нечто отдельное от своего культурного и социального контекста.
Нельзя просто так взять и возродить утраченное волшебство и свежесть мира. Мы можем лишь знать, что Белое Древо прорастёт, когда Король вернётся… А быть может, сверкающие золотом реки потекут в долину с Горы...
Хотя есть идеи.

Агни: В качестве постскриптума - какие ресурсы посоветуешь изучить тем, кто захочет почитать про ХИ-90 подробнее?

Во-первых, кое-какие мемуары уже очень давно лежат на “Арде-на-Куличках” в разделе “Хоббитские игрища”: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/games/hobrus.html
Во-вторых, несколько лет назад мы с Ирой Фахразиевой (Владимирцевой), одной из мастеров ХИ-90, сделали группу ВКонтакте https://vk.com/club19866195, где стали собирать фото, видео, мемуары и творчество с первых ХИ. Сейчас в группе есть, что почитать и посмотреть. Но мы выложили ещё не всё, что у нас есть - материалы продолжают всплывать и находиться, да и у нас лежат ещё не отсканированные фото и тексты. Пинайте нас, чтоб мы не ленились и не забывали, что это надо сделать.
В эту группу мы пригласили всех участников ХИ-90, кого нашли в ВК. Их оказалось не так уж мало. Так что если кто-то желает расспросить ветеранов и инвалидов первой игры, так сказать, живьём - милости просим!
Насколько я знаю, других источников в интернете на эту тему нет.
Да, кстати. “Вескон-2015”, который состоится в Москве 21-23 февраля, во многом будет посвящён юбилею ХИ-90. Я ещё не в курсе списка мероприятий, но от меня, например, уже попросили воспоминаний, экспонатов и песен тех лет... Придётся приехать!



Фотографии (большие)

Полигон:
1 style=line-height:

Команда гоблинов на параде.
Второй слева, с длинными ушами - Король Гоблинов (Александр Кац из Киева). Крайняя справа, в очках - Тётка Шелоба (переводчица ВАМ).
2 style=line-height:


Команда Гондора на параде.
Из именных ролей: третий слева - Боромир (Руст Якупов), следующий - Фарамир (Гумер Закиров), следующий, самый большой - Фарлонг (Валера Егоров).
3 style=line-height:


Тренировки перед игрой - "стенка на стенку" впервые в жизни! Крайняя справа, с коротким мечом в левой руке - Тётушка Бильбо.
4 style=line-height:


Владыка Элронд (Юрий Колобаев из Иваново).
5 style=line-height:


Тренировки возле гостиницы в Красноярске. Слева - Алексей Алликас (Дэнэтор), справа - Андрей Кая. Оба из Уфы.
6 style=line-height:

Гэндальф - Павел Ваулин (Хабаровск).
7 style=line-height:

Тренировки перед игрой. Борис Батыршин (Торин) из Москвы показывает приёмы боя со щитом.
8 style=line-height:

Парад. Арагорн (Дмитрий Левчук из Горловки, Украина). На заднем плане - команда гномов Торина. Со щитом, заострённым снизу - Балин (Владислав Хабаров, Казань). Рядом с ним - Кили и Фили (Красноярск, имена игроков потерялись).
9 style=line-height:

Эльф из Раздола?..
10 style=line-height:
Комментарии: 22