lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: rojkov: Бредни престарелого ролевика: Лестница странников - 2
rojkov
rojkov
Лестница странников - 2
Бредни престарелого ролевика, 2015-03-08 20:21:26

Не зря поехал на Мастер-Зилант. В 2000-м году я впервые услышал про Лестницу Странников от Кожаринова. Для понимания дальнейшего текста надо прочитать старую статью про это. Там все подробно разъяснено и сделаны заходы на человеческую историю. Автором этой концепции является Яков Фельдман.

Если вкратце, то ребенок проходит через трехлетние циклы развития :
• 0-3 – познание предмета
• 3-6 – познание пространства
• 6-9 – познание действия
• 9-12 – общение со сверстниками
• 12-15 – поступок. Это как раз переходный возраст.
• 15-18 – теория
• 18-21 – парадокс
• 21-24 – синтез

Вообще-то хорошего рабочего описания для периода про синтез уже нет. Ни Фельдман, ни Кожаринов не заглядывали дальше 24 лет. А тут подвернулась задача создания непрерывного образовательного пространства для возраста от 3 до 23 лет.

Декор предложил нам покрутить довольно смелую гипотезу, что в 18 лет человек начинает цикл снова. Только в центре уже не объект, а субъект – он сам. И вопросы нового цикла – поиск своего места в мире
• 18-21 Что я, я объект исследования
• 21-24 Где я, какое пространство я занимаю
• 24-27 Что я делаю, мой ведущий процесс
• 27-30 Взаимодействие с другими, сумма взаимодействий
• 30-33 Поступок уже взрослого человека

Дальше пока вообще неясно. И возможно, в 36 человек опять на новом уровне возвращается к началу, чтобы повторить этот 18-летний цикл.
Попробуем посмотреть на наши мастерские инструменты, которые мы предлагаем игроку по его возрасту, какая игропрактика к какому периоду жизни относится.
Тут возникает трудность. Ролевые игры появляются в жизни подростка лет в 12. Нам надо самим себе объяснить, чем наши игры отличаются от детских игр? Это мы впали в детство, или мы делаем это на другом, более взрослом уровне? Можно нарисовать параллели между игрушками из детского возраста и нашими инструментами.
И еще одна возможная точка зрения – модель изнутри. Можно сравнить, какие игры делают мастера в зависимости от возраста.

Этап Детская игрушка Игропрактика Взрослая Игрушка Мастерение в зависимости от возраста
1-3 предмет
18-21 я сам
Кубик, погремушка Вролинг Платьюшко, доспех Игра на выигрыш, штурм черного замка
3-6
21-24 мое пространство
Конструктор Манчкин Строим крепость
Антураж
6-9 действие
24-27 ведущий процесс
Железная дорога Этюд типа «продай ручку» Каток, штурм Модельный подход
9-12
27-30 общение
Казаки разбойники Интрига Интрига Ролевая игра,мистерия
12-15
30-33 Поступок
Порази друзей, разбей окно Подвиг Спасение мира, сгореть на костре за идею Спасение мира


Термины – зона комфорта (текущий уровень для игрока) и зона ближайшего развития (следующий после текущего, на единицу выше). Стимулировать эволюцию игрока – давать ему задания из уровня на +1 выше, чем его текущий уровень.

Почему вертикальная игра только для 5% полигона? Потому что ценность поступка и покорения зоны ближайшего развтитя не продана игрокам как ценность. Мы про это не говорим, а это преодоление и путь к интересной игре.

В «Лестнице странников» версии 1 была рассмотрена эволюция человечества по лестнице. Аналогично, ее можно применить к эволюции РИ-сообщества. Мы, видимо, доросли до третьей ступени и заглядываемся на четвертую. Пока дальше пятой не заглянули – нет понимания.
Комментарии: 3