rojkov | Лестница странников - 2 Бредни престарелого ролевика, 2015-03-08 20:21:26Не зря поехал на Мастер-Зилант. В 2000-м году я впервые услышал про Лестницу Странников от Кожаринова. Для понимания дальнейшего текста надо прочитать старую статью про это. Там все подробно разъяснено и сделаны заходы на человеческую историю. Автором этой концепции является Яков Фельдман.
Если вкратце, то ребенок проходит через трехлетние циклы развития : • 0-3 – познание предмета • 3-6 – познание пространства • 6-9 – познание действия • 9-12 – общение со сверстниками • 12-15 – поступок. Это как раз переходный возраст. • 15-18 – теория • 18-21 – парадокс • 21-24 – синтез
Вообще-то хорошего рабочего описания для периода про синтез уже нет. Ни Фельдман, ни Кожаринов не заглядывали дальше 24 лет. А тут подвернулась задача создания непрерывного образовательного пространства для возраста от 3 до 23 лет.
Декор предложил нам покрутить довольно смелую гипотезу, что в 18 лет человек начинает цикл снова. Только в центре уже не объект, а субъект – он сам. И вопросы нового цикла – поиск своего места в мире • 18-21 Что я, я объект исследования • 21-24 Где я, какое пространство я занимаю • 24-27 Что я делаю, мой ведущий процесс • 27-30 Взаимодействие с другими, сумма взаимодействий • 30-33 Поступок уже взрослого человека
Дальше пока вообще неясно. И возможно, в 36 человек опять на новом уровне возвращается к началу, чтобы повторить этот 18-летний цикл. Попробуем посмотреть на наши мастерские инструменты, которые мы предлагаем игроку по его возрасту, какая игропрактика к какому периоду жизни относится. Тут возникает трудность. Ролевые игры появляются в жизни подростка лет в 12. Нам надо самим себе объяснить, чем наши игры отличаются от детских игр? Это мы впали в детство, или мы делаем это на другом, более взрослом уровне? Можно нарисовать параллели между игрушками из детского возраста и нашими инструментами. И еще одна возможная точка зрения – модель изнутри. Можно сравнить, какие игры делают мастера в зависимости от возраста.
Этап |
Детская игрушка |
Игропрактика |
Взрослая Игрушка |
Мастерение в зависимости от возраста |
1-3 предмет 18-21 я сам |
Кубик, погремушка |
Вролинг |
Платьюшко, доспех |
Игра на выигрыш, штурм черного замка |
3-6 21-24 мое пространство |
Конструктор |
Манчкин |
Строим крепость
|
Антураж |
6-9 действие 24-27 ведущий процесс |
Железная дорога |
Этюд типа «продай ручку» |
Каток, штурм |
Модельный подход |
9-12 27-30 общение |
Казаки разбойники |
Интрига |
Интрига |
Ролевая игра,мистерия |
12-15 30-33 Поступок |
Порази друзей, разбей окно |
Подвиг |
Спасение мира, сгореть на костре за идею |
Спасение мира |
Термины – зона комфорта (текущий уровень для игрока) и зона ближайшего развития (следующий после текущего, на единицу выше). Стимулировать эволюцию игрока – давать ему задания из уровня на +1 выше, чем его текущий уровень.
Почему вертикальная игра только для 5% полигона? Потому что ценность поступка и покорения зоны ближайшего развтитя не продана игрокам как ценность. Мы про это не говорим, а это преодоление и путь к интересной игре.
В «Лестнице странников» версии 1 была рассмотрена эволюция человечества по лестнице. Аналогично, ее можно применить к эволюции РИ-сообщества. Мы, видимо, доросли до третьей ступени и заглядываемся на четвертую. Пока дальше пятой не заглянули – нет понимания. Комментарии: 3 |