lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: rojkov: Бредни престарелого ролевика: Игра-поэма «1905» часть 1
rojkov
rojkov
Игра-поэма «1905» часть 1
Бредни престарелого ролевика, 1905-ролевые игры, 2015-08-04 19:16:18

Игра-поэма «1905» часть 1

Художественное высказывание, сделанное в виде ролевой игры.Мастерская группа «Лестница в небо», 29 июля – 2 августа 1915 года, Подмосковье, около 500 участников.

Сразу про итоги. Революции не случилось, случились либеральные реформы сверху. Избрано законосовещательное собрание (аналог Государственной Думы), в котором большинство получила партия РСДРП (5 из 12 мест + 1 сочувствующий). Николай II Романов, царь, был принят в РСДРП почётным членом за прогрессивные социалистические реформы и получил партбилет № 1.

Я, как мастер по политике и революции, проиграл. От хруста французской булки земля дрожала вокруг полигона. Но результатом происшедшей игры удовлетворён. Все трое суток игра катилась, запланированный результат достигнут, революционеры получили свою трагическую судьбу, Россия обрела парламент. Мы коллективно творили Россию из нашей мечты. Сначала это были курьёзы вроде Мариинского театра на Васильевском острове. А в конце – вдохновляющее заседание Государственной Думы, которая случилась в виртуальной истории при общественном согласии и минимуме конфликтов в Отечестве.

Алексей Кулаков (Николай II) сделал вывод в конце игры, что революции случаются там, где у власти есть реакционеры. Чтобы преодолеть их сопротивление, требуется насилие и принуждение. Там, где система способна дать внятный ответ на вызов, революция не произойдёт. Чтобы раскачать лодку в современной России, надо культивировать и лелеять всяких сидякиных, мизулиных и прочих железняков. Если вместо вменяемого ответа система реагирует игнором и закручиванием гаек, бабахнет обязательно.


Игра-поэма

Я хочу начать этот текст с большой цитаты – нашего манифеста. Автор его Владимир Серветник (Змейсс).

Культурно-исторический проект «1905» обращается к простому русскому чувству необъяснимого, предельного, граничного, тому, что находится на обрыве чувств и телеграфных проводов, на краю мира. Мы предпочитаем называть это ощущение любовью, и о нем делаем свой проект.

Мы говорим о России начала ХХ века, времени, когда еще ничего не было решено, но уже начало решаться.. 1905 год мы взяли прежде всего как метафору русского чистосердечного: нам интересно русское вообще, все, что происходило и происходит в нашей стране с людьми, их муками и мечтаниями. Это — разлом старого имперского мира и создание мира нового, это то, как целый народ дошел до ручки, а потом повернул ее и отворил дверь в будущее. В 1905 году началось нынешнее время, примем этот факт как основу нашего интереса.

Центральным событием проекта станет игра-поэма «1905», смоделированная русскими людьми ситуация столкновения русских людей друг с другом и с демонами собственными и чужими.

Эта поэма об одиночестве и о том, что все русские люди прежде всего поэты, а потом уже люди. А также о противостоянии человека и стихии. Вернее, не так: когда мы говорим о противостоянии, мы подразумеваем борьбу сторон, в нашем случае борьба — это пробираться через болота и буераки русской жизни.

Нет противостояния, есть русский человек, который находится в тумане или в темноте.
Человек в тумане остается человеком, но не знает, куда ему идти. Туман — это незнание того, что делать (и мещанин, и революционер делают порой то, что делают, так, как они привыкли, не понимая, для чего).

Человек в темноте вынимает свое сердце, чтобы сделать свет, этим он побеждает. Тьма — это невежество и глупость пугающих масс (невежество пролетариата для царя, невежество консерваторов для эсера, невежество непонимания правильного устройства).
В обоих случаях мы можем сказать, что есть некто, кто совершает поступок , но это не скучная сказка о выборе, а история о том, как ты бредешь и выходишь на свет — или делаешь свет сам из себя.

Наша игра для нас — художественное высказывание, такая же поэтическая форма, какой были «Мертвые Души» для Гоголя. Герой нашей поэмы — Россия, о ней и поём. Русским человеком мы назовем такого, кто любит Россию, желает ей добра и говорит о ней на свой лад, как вот мы — на свой. Для этого термина, как и у всех остальных в нашем проекте, важно прежде всего символическое значение.<…>

У него, у русского человека, есть вот такие характеристики: его мука, его мечта и метод реализации этой мечты. Мукой он живет, она хранит его и заставляет жить, с ней он свыкается, ее преодолевает. Русский человек беден, или непонят, или одинок, или гордо погибает, и все это непереносимо (но он переносит).

Мечта — это то, каким он видит весь мир без муки. Вот случится, тогда заживем! Царя скинем, коммунизм построим, степи засажаем кукурузой, тюрьмы оппозицией, лавки детьми. И мечтательная жизнь начнется тогда!

Метод для нашего человека — это то, как он понимает изменение России. Идея не стоит слезинки ребенка, значит, не будем мы обижать детей, даже и ради мечты. А иной человек по-другому добрый, он ради мечты мать продаст. У кого метод слова говорить, у кого пули слать. Один работает, другой плачет, третий пишет.

Слова и писания важны, пока ничего не говоришь, ничего и не скажешь. В 1905 немые открывали рты, чтобы сказать о муке своей и о мечте, шли с образами по Петербургу, или шли на баррикады, или на сопки Манчжурии. Тогда еще не разговаривали, как сейчас, только чтобы пооткрывать рты, а хотели говорить, чтобы сказать, хотели и слушать.

В России вокруг тебя везде что-нибудь огромное. И русский человек, кем бы он ни был, делает шаг в это огромное, изменяет его или хотя бы мифологизирует. Наша игра о русском мифе.

Запланированы: маленькая победоносная война, народные гуляния, переходящие в казни, манифесты, статьи, выступления с трибун, с броневиков, со сцены.

Но в основном мы, простые поэты, приглашаем вас, простых поэтов, языком ролевой игры черкануть пару строчек о том, что нам важно: о Родине, о любви и о поступках, которые меняют первую и показывают вторую.


Весь минувший год я жил в этом поэтическим мире Для меня 1905 – самый сложный и важный проект за все 23 года ролевой жизни, в котором я смог поговорить с друзьями о волнующих меня темах российской истории и современности. Честно говоря, вопросов опять стало больше, чем ответов. Мы радикально отличаемся от наших предков 100-летней давности. Тогда еще не разговаривали, как сейчас, только чтобы пооткрывать рты, а хотели говорить, чтобы сказать, хотели и слушать.

Будучи коммунистом по убеждениям, я открыл для себя множество выдающихся людей из противоположного лагеря.

Это, к примеру С.В.Зубатов, начальник охранного отделения и автор концепции зубатовского социализма, создатель легальных рабочих союзов при поддержке власти. В молодости он был народовольцем, но затем «прозрел», возглавил охранное отделение в Москве и фактически победил социалистическую идею на вверенной территории силой убеждения, перетащив на свою сторону многих социалистов и революционеров. Добивался он этого поддержкой рабочих в их экономических правах и давлением на буржуев. Уйдя на повышение в Петербург, вступил в жесткий конфликт с министром Плеве и был отправлен в отставку. Мы вернули его из ссылки и сделали чиновником по особым поручениям.

Это также К.Победоносцев, который в своей работе «О власти и начальстве» (всем рекомендую к прочтению) предвосхитил немало книг по творческому менеджменту, хотя считался лютым консерватором и противником любых реформ. Он был фактически куратором российского свода законов, учителем права и наставником для двух последних русских царей. Монархию российскую он воспринимал как дарованный свыше мировой порядок. «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный – повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Его история тоже весьма печальна. В декабре 1904 года либеральные министры пришли к царю на приём с просьбой об учреждении парламента и конституционной монархии. Министры попросили не приглашать Победоносцева на это заседание, но Николай II конечно же их не послушал. Победоносцев резко высказался о предложенном законопроекте «Какая чушь» и единолично разогнал либералов. Меньше чем через месяц произошло Кровавое воскресенье. Победоносцеву пришлось смирить гордыню, подготовить правки в Свод законов и написать Манифест от 17 октября 1905 года, даровавший России парламент. Сразу после этого герой нашего очерка ушел в отставку, не будучи согласным с произошедшей реформой.

Возможно, в чём-то он был прав. Революция 1905 была либеральной и вынесла наверх, в публичную политику, много новых лиц – Милюкова, Гучкова, Родзянко… Это люди, руками которых в немалой степени совершилась Февральская революция 1917 года. Впрочем, до этого ещё 12 лет, так что вернёмся в нашу эпоху.



Структура политической игры

Как мы дошли до жизни такой? Читайте записки мастера по политике. Опираться в своем изложении минувших событий я буду на политическую ролёвку. Автор структуры политической игры – Дмитрий Антипов (Невилл). Я занимался её воплощением и наполнением.

Старт игровых событий – август 1904 года, яблочный Спас. В Манчжурии уже идёт война, но Порт-Артур ещё не пал, а Кровавое Воскресенье не случилось.

Мы выделяли три слоя в политической жизни : геополитику, политику внутреннюю и эзотерику.



Геополитика

В ней общались сильные мира сего – царь и его семья, министры, послы из разных государств, аристократы, шпионы, крупные промышленники и военачальники. Геополитика сказывалась прежде всего на стратегической и экономической игре.

Индустрия в России была построена на иностранные деньги, поэтому у иноземцев было довольно много разных способов воздействия на экономику. Например, отобрать оружейный завод, выкупить оружие в Петербурге и отправить его японцам. Кроме того, российский флот в стратегической игре вышел из порта в Санкт-Петербурге и двигался с заходом в порты разных стран для дозаправки углём. Иностранные державы могли открывать и закрывать порты, а Англия распоряжалась ещё и Суэцким каналом.

В верхушке мы моделировали прежде всего отношения Англии и Германии. Англия пыталась защитить свои интересы в Индии, убрав Россию подальше от своей зоны влияния в Азии, по возможности отхапав Персию, Бухару и Коканд. Для этого Россия должна была увязнуть в войне с Японией. В преддверии Первой мировой войны Англия пыталась втянуть Россию в Антанту - союз против Германии, в который также входила бы Франция. Точка воздействия на царя – мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (Рута), чья сестра в тот момент была королевой Великобритании. Из чиновников на стороне либералов были Святополк-Мирский – министр внутренних дел и Витте – председатель кабинета министров.

Германское посольство стремилось затянуть Россию в Тройственный союз с Австрией и Италией, чтобы дружить против Англии. Германия претендовала на важное место в торговле с Россией, поддерживала её в войне с Японией, но также занималась промышленным шпионажем и организацией научно-технических обществ. В её цели также входило отделение Польши. Их точка воздействия на царя – Александра Фёдоровна, жена царя и немецкая принцесса. В правящих кругах за Германию в целом были министр Дурново (МакДуф) и семья Фредериксов.

Английский посол Чарльз Гардинг (Олаф из Воронежа), с присущими ему дипломатическим тактом и смирением, потребовал у России отвести войска из Средней Азии , передать Великобритании Персию и ряд земель. Александре Фёдоровне он указывал на многочисленные недостатки невестки. В результате посольство получило ноту о том, что посол объявляется персоной Нон-Грата. Тут в дело вмешался генерал-губернатор Санкт-Петербурга г-н Трепов. Пытаясь исполнить решение о выдворении Гардинга, с немалой дипломатичностью он ворвался в английское посольство в сопровождении солдат, и отхлестал посла перчаткой по морде, чем сделал Гардингу отличный подарок. Выдворение отменилось, Англия наложила эмбарго на торговлю с Россией, зашла речь о вступлении Великобритании в войну на стороне Японии, российский флот (стратигра) застрял в промежуточных портах, а из дворца приходили к послу высокие чины просить прощения.
Увы, инцидент с английским послом Трепова особо ничему не научил. Через некоторое время он с не меньшим изяществом выбил дверь в немецкое посольство с целью ареста Конни Циллакиуса – финского революционера, финансировавшего подпольщиков на японские деньги. Вторжение опять сопровождалось дипломатическим скандалом. До меня доходили слухи, что после этого Трепова уволили, но приказа я не видел.

Итогом усилий г-на Трепова на дипломатическом фронте явилась бурная переписка императорствующих особ с целью не начать мировую войну прямо сейчас. Англия неплохо подгадила России в Большой игре и на японском фронте, Германия отжала изрядно автономии для Польши. В перспективе замаячила большая мирная конференция с целью оттянуть неизбежную войну хотя бы лет на 10.

У дипломатов из посольств также был слой игры в политическом поле и на уровне микроэкономики. Так, англичане поддерживали подпольную торговлю опиумом, масонскую ложу и всех подряд социалистов с либералами. Германия была более склонна к оккультизму и инженерным наукам. Гектор, игравший русского изобретателя радио Попова, с грустью заметил, что смог найти поддержку и интерес к своей деятельности только у немцев.



Настоящие иностранцы на игре

В этот раз мы принимали двух наших шведских коллег-ролевиков. Оба они были под личинами журналистов. Но Эрик Пихл взял себе роль Конни Целлакиуса, финского социалиста и революционера, о котором я писал выше. Вёл он себя довольно активно – печатал листовки для революционеров, служил передаточным звеном средств для японских шпионов. Под конец был арестован и посажен в кутузку, подвергнут допросу и сбежал через открытое окно на финальный парад.
Комментарии: 12