rojkov | Современные образовательные технологии Бредни престарелого ролевика, футурология, 2015-09-13 19:05:54Павел Лукша из школы управления Сколково докладывал по мотивам многочисленных форсайтов про новые мысли в образовательных технологиях. Став однажды жертвой образовательного форсайта в школе, где учились трое моих детей, я этой темой заинтереовался. Вот.сходил на лекцию под эгидой АСИ прослушать про будущее образования. Народу набилось много - человек двести.
Лукша докладывал результаты работы большой международной тусовки образованцев из 50 индустриально развитых стран. Утверждал, что проблемы и вИдение будущего примерно одинаковые на международном уровне.
Тезисно :
Изменения, которые ждут наше общество : • Сейчас 60-70 процентов индустрии это материальное производство. В очень недалёком будущем (2035?) в материальном обеспечении будет занято 5% трудоспособного населения. Индустриальное образование устарело. Но это вызов, потому что непонятно сегодня, чем занять остальных. • Развитие общества настолько ускорилось, что срок жизни профессии составляет значительно меньше срока трудоспособного возраста. Нормальным в скором времени будет смена профессии 4-5 раз за жизнь. В скором времени человек будет проводить за партой не 10-15 лет за время жизни, 20-25. 70% профессий окажутся ненужными через 10 лет. • Образование будет бурно растущей отраслью, в которую имеет смысл вкладывать деньги. • Есть два вида производства : массовое, которое будет автоматизировано и количество занятых в нём будет минимально. И экономика индивидуальная, тюнинговая, персонализированная. Нужно строить экономику услуг. Школа должна учить людей эмпатии, установлению отношений. • Новые требования к инженерным профессиям – дизайн и индивидуальный тюнинг, управление отношениями, модели кооперации. • Раньше работа была местом общения, теперь происходит атомизация общества – надо заново учиться быть вместе. • Зелёная экономика требует нового отношения к жизни, которое школа должна вкладывать в людей. • Информационная гигиена – способность работать с огромными массивами информации и не погибать под их напором. Информационная среда сейчас токсична. Управление вниманием – тоже образовательный предмет. Учителя не владеют информационной средой, и это проблема. • Из-за скорости развития общества школа не успевает, поэтому надо работать с опережением. А это проблема, поскольку нынешняя система образования замкнута и отстаёт от общественных потребностей. • Появляются глобальные образовательные стандарты на мировом уровне • В скором времени появятся глобальные образовательные платформы (включающие методики, дистанционное образование, удалённое образование), которые начнут конкурировать между собой и без должного сопротивления выносить индивидуальные системы образования в том числе и на уровне стран. • Противоположный процесс – локальное, местное образование, на уровне городов и регионов, индивидуальное образование под локальные потребности. Требует самоорганизации общества. К примеру перестройка города под зелёные стандарты потребует зелёных компетенций на местном уровне. Есть в Финляндии, но у России проблема с самоорганизацией – есть угроза быть раздавленными глобальными платформами. • Много говорили про образовательные траектории, индивидуальное образование, геймификацию, образование в мире World of Warkraft и прочую виртуализацию, самообразование онлайн. Facebii • Межпоколенческое образование – образование в проектных группах, где учитель – старший среди равных. Рутинное образование происходит в онлайн, а учитель нужен для создания чего-то нового, проектной работы. • Сквозной режим обученя вместо одного диплома в жизни.Управление карьерой, как услуга • Новое образование вырастает естественным путём вокруг старого – через дополнительное, профессиональное и другое факультативное, которое предоставляют другие провайдеры. Надо это просто признать как факт и развивать.
Комментарии: 12 |