lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: xing_aka_kelos: Берлогово: Впечатления с манёвров БДВМ
xing_aka_kelos
xing_aka_kelos
Впечатления с манёвров БДВМ
Берлогово, РИ, 2014-05-19 07:50:00

Давненько я ничего не писал, а тут вот съездил на манёвры и осознал одну интересную штуку. Душа требует поделиться с окружающими.

Манёвры - просто замечательный формат для желающих как следует раздать и выхватить по репе )) Сражения 200 на 200 и даже 300 на 300 - это уже формат небольших средневековых сражений. Важно что на манёврах уже после пары сходок действия бойцов начинают (ну, мне так кажется) напоминать действия бойцов тех времён. Исчезает излишняя бодрость, все уже утомлённые, у многих мелкие травмы - нормальное состояние для бойца после многодневного перехода )))

И тут сразу видно насколько важны в процессе такие вещи как:
- физическая подготовка (способность продолжать бодро бегать и махать мечом после 4х минут боя)
- умение работать в команде (способность командира увидеть _куда_ надо ударить кулаком и умение кулака вовремя ринуться за командиром)

И ещё две вещи сильно влияют на расклад сил - командование и боевой дух бойцов. Воодушевлённые или, например, обозлённые недавней неудачей бойцы сражаются существенно лучше, хорошо теснят врага, лучше выкладываются. Грамотное командование - вообще на вес золота. Способность удержать от немедленного вступления в бой пару "ударных кулаков" и заткнуть ими дыру в строю в нужный момент (или расширить дыру в чужом строю) - может решить исход всего сражения.

Командования на манёврах остро не хватает. На мой взгляд, нужны флаги отрядов и трубы. И, конечно, сами командиры )) Флаг на 10-20 бойцов с единой задачей позволяли бы:
а) бойцам увидеть где сейчас их отряд и что он делает
б) командирам отдавать простые команды типа "направо/налево/ко мне/отступаем". Такие команды надо дублировать барабанами или сигналами рожков - в шлеме фигово слышно и крики командира не доносятся до бойцов )))
в) командирам "всей стороны" - увидеть сколько в каком отряде бойцов, кто у них командир и раздать им задачи на бой.

Но это так, к слову. А сказать я хотел о боевом духе, а именно - о зачинщиках. В этот раз, когда бойцы уже подустали, то битва завязывалась не сразу. Все сходились на 10-20 метров и тупили. И тогда перед строем выходили 1-2-3 человека с каждой стороны и сражались. Иногда Змейс давал в мегафон команду "не мешать зачинщикам", иногда нет. И тут меня прям озарило...

Вот средневековый бой. Те же 2-3 сотни с каждой стороны. Междуусобица: то есть и князья-командиры родственники друг другу, да и бойцы никакой застарелой ненависти к врагу не испытывают. Умирать никому неохота, но князя не ослушаешься и вот войска сходятся лицом к лицу... на 100, на 50 метров. Где-то могут уже полететь стрелы, но все стоят за стеной щитов и потерь почти нет. И войска замирают в нерешительности. Понятно, что надо "навалиться" на врага и кто лучше навалится, тот, скорее всего и одолеет. Но те, кто первым побежит вперед - рискуют страшно (я сейчас не про викингов каких-нибудь, профессиональных налётчиков, а про армию где есть небольшая княжеская/графская дружина, а остальные - ополчение).

Так вот - войска замирают в нерешительности. Кидать первой вперёд дружину не всякий князь станет - у него "друзей" 1-2 десятка, это самое боеспособное и _управляемое_ ядро его армии, которое надо кидать в бой только тогда, когда станет видно - куда именно кидать. А ополчение, как я уже сказал, - стоит в нерешительности.

И вот тут надо сломать нерешительность ополчения. Они же все - твои сородичи. И из твоего строя выезжает один (а может сам-три) смелый и умелый воин. Он, скорее всего - хорошо известен среди твоей армии, его любят и надеются, что он в бою изрубит самых опасных воинов врага. И вот он выезжает вперёд - один. И, по законам чести, кабацкой драки и обезьяней стаи, ему навстречу (если не струсит) выезжает кто-то из самых опытных воинов врага (все враги скопом боятся идти вперёд и покидать безопасное укрытие за щитами, они также скованы нерешительностью). Расстояние от строёв до поединщиков - вдвое меньше, чем до врага, это 20, 30, 50 метров. Почти рядом. Их отлично видно и слышно всем воинам обеих армий. Зачинщики дерутся и - это важно! - никто на самом деле _не мешает_ воинам обеих сторон прийти к ним на подмогу. Кроме нерешительности. Но тут - наш богатырь падает из седла! Это же великий воин Имярёк! Блин! Вот он, до него - 20 метров и он умирает/ранен - в общем, ему нужна помощь.



И вот тут в голове у воинов что-то щёлкает - и они (на манёврах - сначала по одному, а потом всем строем) устремляются к поединщикам (именно чтобы вмешаться в поединок). Немедленно то же самое делает строй врага. Нерешительность сломлена. Битва началась. И, возможно, даже не суть важно, кто победил в поединке.

Наверное, когда армии стали более "профессиональными", необходимость в зачинщиках пропала - для нападения уже стало достаточно приказа командира. А сами поединки остались как полумистический старинный ритуал или поменяли свою функцию.

Но на манёврах, очевидно, для зачинщиков сейчас - самое время. Как и на крупных ролевых играх. Только никаких "правил поединков перед строем" не надо. Пусть в них стреляют, пусть к ним кидаются на помощь. Всё ради этого и делается. Это момент высшей личной славы - рискнуть шкурой чтобы (на личной харизме и известности, на уважении бойцов к тебе) сдвинуть с места свою армию.

А важное последствие именно для манёвров такое: не надо отменять "смерть" поединщиков. Она нужна - для мотивации окружающих.
Комментарии: 13