lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: rojkov: Бредни престарелого ролевика: Лекция Кураева 26 декабря
rojkov
rojkov
Лекция Кураева 26 декабря
Бредни престарелого ролевика, всякие глупости, 2015-12-31 08:22:31

Лекция Андрея Кураева 26 декабря, Москва, библиотека 166
Присутствовало около 100 человек зрителей.

Вместо театра в субботу выбрался на прогулку - послушать живьем Андрея Кураева, либерального проповедника из Русской православной Церкви. Народу в библиотеку набилось - стояли, как в метро. Хоть проповедует Кураев неблизкие мне взгляды, но умного человека послушать всегда полезно. Записал несколько тезисов по мотивам, в преломлении моего атеистически-коммунистического сознания.

1. Разница между православной и католической церковью помимо догмата еще и в отношении к государственному управлению. На территории Европы после нашествия варваров и падения Рима церкви пришлось взять на себя объединяющую функцию управления. Поэтому католическая церковь до сих пор участвует в политической жизни, а проповеди содержат актуальный посыл. Православная церковь была всегда под зонтиком сильного государства и самостоятельной политической воли не имеет, силой в политике не является. У духовенства нет желания лезть в политику, а у паствы - слушать соображения священника о современной политике. Посему роль скрепы церковь выполняет плохо. Это верно и для Украины, роль Церкви в конфликте весьма незначительна.

2. Про отношения церкви и власти, а также официальную позицию церкви. Обычно за нее стыдно уже через 10-20 лет после того, как она была актуальной. Официальной позиции церкви не существует, это декларация от верхушки церковной верхушке светской - мы одной крови.
Речь зашла о чиновниках церкви типа Чаплина, которого недавно проводили с благодарностью за долгий и плодотворный труд по выстраиванию отношений с властями. Кураев рассказал байку про кастеляна одного из монастырей, который был плохим монахом, бухАл с нужными людьми и грешил с мирянками. Но он был крепким хозяйственником, в результате монастырь при его жизни не знал нужды. Когда он умер от перепоя, братия не хотела даже его хоронить на монастырском кладбище. Однако, настоятель был мудр и произнес пламенную речь, что брат их жил грешно, умер смешно, но ради вас старался. Благодаря ему остальные монахи могли беззаботно предаваться аскезе. Так что грехи его было велено отмолить и похоронить с почестями. Такие люди церкви нужны, они работают церковной печенью - работа вредная, но нужная.
Тут меня пробило на воспоминания о том, как я на игре впервые разворовал катарскую монастырскую кассу и защитил на эти деньги в Монпелье диссертацию об обращении комаров в вегетарианство.
А должность печень мастерской группы существовала для того, чтобы пить с лесниками вкусную водку, когда про официальное оформление полигонов еще не слышали.
Итак, есть церковная верхушка, которая наводит мосты с гражданской - это способ миссионерства такой. Но плохо, когда мирские порядки и посылы властей транслируются в церковь. У апостолов не было задачи по спасению Римской империи, церковь не должна заниматься сегодняшней политикой.
В христианской догматике нет описания идеального государственного устройства. поэтому христианская цивилизация может позволить себе экспериментировать. Вот Россия больна утопизмом, когда всякий, прочтя одну умную книгу, готов очертя голову внедрять ее рецепты для спасения Отечества.

3. Опускаю большой кусок про христианскую мистику крещения как смерти. Мне эта тема не близка, обязательно что-нибудь напутаю. Только маленькая заметка про Роулинг. Она писала книжку про ГП с христианским содержанием, но тщательно скрывала это до седьмого тома. Вот Европа дожила, приходится маскировать христианские смыслы.

4. Как стать хорошим преподавателем
- на лекциях думать вслух
- полемизировать самому с собой, перевешивать макароны у слушателей с одного уха на другое. "я пришел не изложить одну идею, а дать вам волю к собственному осмыслению, освободить вас от диктата чужих догм".
- рассказывать про то, что самому интересно
- быть энциклопедистом в раннем средневековье было легко, был небольшой набор книг, с которыми полемизировали богословы. Сегодня для преподавателя удобен образовательный стандарт в школе, чтобы дискутировать с одной концепцией, а не с множеством. При Советской власти такой стандарт существовал, теперь он возвращается. Но в промежутке было хорошо искать Бога в многообразии течений.

6. Про входной порог. Церковь сознательно держит его низким. Признаешь символ веры - хорошо, уже христианин. Если углубляться в смыслы, то они все будут разные, поскольку каждый вкладывает своё понимание в текст.
Тема входного порога в сообщество для ролевиков тоже актуальна, кстати.

Говорил Кураев три часа, из них два часа отвечал на вопросы. Впрочем, ответы часто начинались с фразы "Я не могу дать вам ответ", а далее следовало интересное рассуждение. Мне вот по мотивам анекдот низкопробный вспомнился :
Сидят Петька с Василием Иванычем на лавочке около бани и спорят о науках.
ВИ. Вот смотри, Петька. Идут мимо бани два человека - один чистый, другой грязный. Кто пойдёт в баню? Грязный, потому что ему помыться надо. Это, Петька, называется логика. А вот ещё два таких же идут. Кто мыться пойдет?
П. Грязный...
ВИ. Нет, Петька, чистый. Он привык мыться, поэтому опять пойдет. Эта наука называется психология. А вот ещё два идут - кто из них в баню заглянет?
П. Ну не знаю...
ВИ. И я не знаю. Эта наука философией называется.
Комментарии: 4