lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: rojkov: Бредни престарелого ролевика: Восточный эспресс 2016
rojkov
rojkov
Восточный эспресс 2016
Бредни престарелого ролевика, 2016-11-27 18:43:25

Восточный экспресс 2016

Мастерский ролевой конвент. 25-27 ноября 2016, Нижегородская область, пансионат «Мечта», около 60 человек. Программа начиналась с 10 утра и продолжалась до часу или двух ночи, после чего переходила в неформальное общение. Кажется, будто я уехал из Москвы неделю назад.

Большая часть ВЭ заснята на видео, но в силу специфики мероприятий это больше похоже на диктофонную запись. Мой сегодняшний отчет скорее аннотированный каталог видеозаписей и перечень собственных мыслей, чем универсальный конспект содержимого. Что-то из видеозаписей расшифруем в текст, но не быстро.

Поскольку участники работали в микрогруппах, мне нужна новая техника для фиксации таких событий – многодорожечный магнитофон, который собирает аудио с нескольких точек обсуждения одновременно, и панорамная широкоугольная камера. Очень хочется обойтись при этом без проводов. Если знаете что-то идейно похожее – не держите в себе, дайте знать.


Moderatorial!


Вообще-то «Восточный экспресс» это профессиональный конвент для мастеров ролевых игр. Но для меня основное его содержание можно выразить словами «интерактивность» и «форматы». Практически все события конвента были в той или иной степени интерактивными. Организатор (по научному - модератор) задавал тему разговора и форму обсуждения. Говорящих голов и традиционных семинаров практически не было. Ну самую малость – тридцатиминутные бенефисы знаменитых мастеров в формате «Как мы делаем игру!».

Ещё два ключевых слова конвента – «калибровка» и «баянизация». Калибровка – способ добиться от участников проекта (например, игроков и мастеров) одинакового понимания, создания общего пространства смыслов. Баянизация – выписывание тех решений проблемы, которые приходят в голову в самом начале, и отказ от их использования в дальнейшем.
Самое масштабное мероприятие – мастер-класс Вай-Цзы по проведению игрового воркшопа для игроков. Воркшоп – предыгровое мероприятие, в котором у будущих игроков синхронизируется (калибруется) понимание реалий игрового мира и прививается отыгрываемая культура. Насыщенные 4 часа, в течение которых Вай проводил воркшоп по своей игре «Под-Москва» и в то же время рассказывал нам о том, как правильно делать такие воркшопы. Результат работы – три группы персонажей, вписанные в сеттинг, но при этом различные по культуре и поведению. Описать этот формат одним абзацем невозможно в силу масштабности проекта. Но есть видео, и Вай обещал выложить презентацию.

Аналогичную задачу, но в меньших масштабах, я решал для себя при помощи формата «Шедевры правил на коленке», придуманного нижегородцами. Тут всё гораздо быстрее. Разбиваем аудиторию на три группы и просим придумать за 15 минут этику и правила для подгруппы персонажей. В нашем случае это были андроиды, киборги и генно-модифицированные существа. Группы докладывают результаты, а затем делают короткую сценку про то, как к ним пришел чужак. Инструмент очень полезный – половину идей можно сразу брать в игру.

Хит в форматах – open-space «Игра мечты» от Забирова. Это мероприятие в стиле кофе-паузы. Идея его появилась на отрицании традиционного формата конференций с говорящими головами. Кофе-паузы между скучными лекциями приносят гораздо больше эффекта. Почему бы не заменить скучную традиционную конференцию большой кофе-паузой? В принципе, ты можешь просто тусить у кофейного автомата и неформально общаться с коллегами. Те, кто хочет обсудить какой-то интересный вопрос, становятся зачинщиками, выходят в зал и набирают себе группу желающих пообсуждать тему. Недолго, минут по 20. Для обсуждений резервируется время в «норах» - маленьких переговорных. На стене висит расписание с темами обсуждений – в какой норе, когда и про что собирается группа соучастников.


Идеологический момент


Круглый стол, на котором модераторы задают тему и предоставляют слово участникам-зрителям – самая традиционная и простая форма интерактива. Это, к примеру, «Смена идеологии персонажа» от Вар и Грея. Мне этот семинар помог чётко понять для себя, как играть в идеологию.

Прежде всего, нужно сформулировать экзистенциальные вопросы, на которые можно в игре давать различные ответы. Например, на чьей ты стороне – тёмной или светлой?
Чтобы идеология была знАчимой для игры и игроков, её можно поддержать модельно. В мире Толкиена есть эльфы и орки – свет и тьма. Их ответ на экзистенциальный вопрос зашит в сеттинг, и сменить идеологию не получится. А вот для людей выбор есть. Можно быть и за тёмных, и за светлых, или просто за себя. Но это знАчимый экзистенциальный вопрос, ответ на который влияет на твою игровую судьбу.

Если мы отбросим зашитые в сеттинг Толкиена крайности, то окажемся в мире Дозоров Лукьяненко, где выбор между Тьмой и Светом становится гораздо более этически неоднозначным, но для судьбы персонажа значимым.

Еще один пример экзистенциального вопроса – что важнее : общественное или личное. В 30-е годы лозунг «Общественное выше личного» звучал очень красиво и громко. Многие его поддерживали… теоретически… пока не надо было свою корову в колхоз отводить.
Как убедить игроков вставать на «неправильную» сторону и играть плохих? Мой опыт мастерения 1905 года подсказывает, что надо возлюбить идеи тёмной стороны. К примеру, мне, мастеру по революции, очень импонировали личности Зубатова и Победоносцева – главных российских консерваторов. Я проникся к ним искренним уважением, хотя считаю дело эсеров и большевиков правым. В Испании Азрафель я по сию пору считаю зажигательными идеи фалангистов. Даже в мире Толкиена оркам есть на что опереться – для них есть Чёрная Книга Арды, проникнутая любовью к Мелькору .

Еще одна тема на идеологическом круглом столе просто стукнула в голову. Помните сатиру Свифта «Гулливер в стране лилипутов» и их острый экзистенциальный вопрос, с какой стороны разбивать яйца? На этом материале можно собрать отличный игровой проект с аллюзиями на современность. Есть две империи – остроконечников и тупоконечников. Обе бдительно следят за судьбами идеологических меньшинств у соседей. Гарантируются права меньшинств, защита от дискриминации. Есть правозащитные организации и НКО, которые следят за судьбами «своих» сторонников в стане противника. И обе империи без всякого угрызения совести и протестов правозащитных организаций гнобят в концлагерях тех, кому безразлично, с какой стороны надо разбивать яйца.


Квадратный стол Кощея


На Квадратном столе мы занимались моим любимым занятием – хоронили ролевое движение Нижнего Новгорода и окрестностей. Есть в Нижегородской области беда – здесь игры не делают. Почти. Со времен Равники, которая пострадала от лесного пожара. Редкие исключения вроде «Города из песка» и «На пороге неба» только подтверждают правило. Нижегородцы принимают у себя общероссийские конвенты, но играть ездят в другие регионы. И клубов у них нету.

Вышел Орм и отрапортовал о том, как хорошо живется в Ярославской области – два конвента, по три-пять игр в сезоне, два постоянно действующих клуба. На этом фоне, как заметил Кощей, Нижегородская область смотрится бледно. И началось обсуждение.

Как сделать парадный репортаж? Надо собрать все заслуги в регионе и присвоить их себе. Если бы я был локальным патриотом-пассионарием, то ответил бы Орму внушительным отчётом о том, как прекрасно ролевое движение Нижегородчины, и сколько интересного в нем происходит. Честно говоря, по результатам обсуждения я не воспринимаю ситуацию плачевной. Даже в маленьком нашем квадратике вспомнились местные игры, саровский клуб Корума, Котерия в Дзержинске. Да и конвентов в зоне влияния Нижнего проходит целых три – Волк (сейчас самый мощный ролевой конвент в России), Восточный экспресс и Кокон в Коврове, который при всём засилье москвичей находится под покровительством других источников Силы.

Мне пришла в голову мысль о том, что патриотизм бывает разный. Нижний Новгород дал нам много пассионариев-космополитов, которые сияют на глобальном уровне. Они делают Зилант, тащат на ВолК лучших представителей ролевого сообщества – работают на всю страну. В Нижнем не хватает местечковых патриотов-пассионариев, которые будут пахать и удобрять местную грядку. Хотя нижегородская тусовка имеет большое влияние на всю страну, местные ролевики (а их не мало) оказались в альтернативном ролевом движении. Мы их не знаем, мало общаемся и плохо представляем, что у них происходит. Что делать? Хорошо бы замутить местный конвент только для своих, на который москвичей не звать. Думаю, на нем и проявятся локальные лидеры.


Страх и ненависть


Две ролевые темы обсуждались в этом году активно – ненависть и страх.
Вопросы ненависти вылезли из болезни слива конфликта в ролевых играх. На интерактиве «от слов к делу» от Стаськи и Минкина моя подгруппа пыталась придумать формат предыгрового мероприятия по раздуванию конфликта. Результат мне очень понравился… в теории… Проект назвали «пятиминутка ненависти». За образец мы можем взять политическое ток-шоу современного российского телевидения. Выбирается жертва для битья, и её по какому-то поводу облыжно обвиняют в грехах, соответствующих теме игры. В процессе поливания грязью даже дают возможность высказаться и попытаться оправдаться. Но оправдания всё равно не будут приняты, шоу носит обвинительный уклон. Тем, кто сидит в зале, молчать нельзя. После того, как обвинение выдыхается, выбирают следующую жертву – самого молчаливого на предыдущем такте.

Безопасность. Жертва сидит в маске персонажа. Если она снимает маску, перед нами уже не персонаж, а игрок. Это стоп. В конце цикла, пока выбирают следующую жертву, игрок может собраться с мыслями. Он получает слово и высказывает аудитории свои мысли о происходящем как игрок, оторвавшись от своего обвиненного персонажа. В нашей демо-версии мы обвиняли в предательстве гондорского князя, который женился на вастачке и убежал к ней из-под длани наместника Денетора.

Что могу сказать. Клеветать и обвинять легко и приятно. Можно увлечься и привыкнуть. Я нутром почувствовал, как зашевелились радостно во мне тёмные стороны личности.
Второе мероприятие на ту же тему «I hate you» от Томки-Инь, Коло и Керигаля. На нём мы тренировались в демонстрации ненависти – кричали друг на друга, высказывали обиды, жаловались. Самый смешной формат тренинга – семейная или производственная ссора. Когда у одной из сторон кончаются аргументы, она хватает пистолет и простреливает колено противнику. Отжег Фидель. Его «жена» обвиняла его в растрате общих денег, изменах и пьянстве. Но он схватился за пистолет, когда речь зашла о разбросанных по квартире вонючих носках…

Честно говоря, я не осилил до конца истории про ненависть – убежал. Некомфортно, не про меня, опасно.

Зато страх – наше, родное, ролевое и настоящее. Fear-шоу «Испугай меня» от Кая. Мы разбились на группы и подготовили две сценки друг для друга. Сценки оценивались по шкалам «волнительно», «страшно» и «мерзко». Честно говоря, страшно не получилось. Волнительно и мерзко – да. Но испугаться в тёплом пансионате, даже при выключенном свете, довольно сложно. Тем не менее, разговор про страх получился удивительно волнительным и содержательным. В голове один за другим появлялись проекты «Дома ужаса», в которых можно отлично попугать ролевиков. А Ринглин, хотя и не был на Fear шоу, породил бизнес-план для иностранцев. Их можно увезти куда-нибудь в заброшенный лагерь под Торжком и устроить отличный зомби-апокалипсис за твёрдую валюту. Благо в декорации сильно вкладываться не придется.

Я же погрел чувство собственного величия, достав и зачитав конспект круглого стола про страх аж на Зилантконе 1999 года.

Стаська провела психотерапию с мастерами про их профессиональные страхи. Мы, оказывается, все боимся примерно одного и того же.


Моралька

Я в своем отчете многое упустил, потому что не знаю, как это грамотно рассказать. Мы натащили на конвент новых форматов и с удовольствием их испытывали. На заключительной рефлексии даже была отмечена опасность : плохо увлекаться только извлечением содержимого из участников, не вкладывая собственные ресурсы. Мне подобное беспокойство кажется преждевременным.

Собственно ролевое содержание – маленькое. У нас не так уж и много уникальных инструментов и приемов моделирования для реализации в играх. Создание игры – групповая творческая работа. И чтобы покорять новые горизонты, нам нужны новые инструменты совместного мышления. Эта потребность осознана, мы весь конвент экспериментировали с новыми форматами (штук 8 разных), учились организовывать творческое общение, калибровать понимание, синхронизировать смыслы (Забиров даже сделал интерактив «смысломенеджмент»). Мы открыли для себя новую область знания, которую в сообщество принесли коллеги, ушедшие в профессиональную лигу. Форматы творческого общения – это новая игрушка для нас, мастеров РИ. Она отчуждаема. То, что мы отрабатывали на конвентах, отлично зайдет в любой другой творческой деятельности, где люди совместно коллективно думают. Не являемся ли мы акушерами и свидетелям появления новой профессии 21 века? А ролевые игры? Это отличный материал для наших гуманитарных экспериментов – гибкий, пластичный, многогранный. Нет ничего лучше для подготовки профессиональных творцов.

Я в оптимизме. Участники конвента меня поймут .
Комментарии: 14