lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: rojkov: Бредни престарелого ролевика: Истории интерактивного искусства. Часть 1.
rojkov
rojkov
Истории интерактивного искусства. Часть 1.
Бредни престарелого ролевика, История РИ, 2018-03-11 11:34:43

История создания статьи.
Рассказать про интерактивные театры на Юрконе меня попросил Игорь Куншенко (Адвокат). Я поскреб по сусекам и нашел несколько подходящих материалов. Если уж говорить честно, то эта статья на 80% компиляция и конспект двух докладов.

Один из авторов – Эрик Фатланд – норвежский LARP-writer – игрописатель.


Историческая часть представляет художественный перевод его доклада на Кнутпункте 2016. Есть этот же доклад в видеозаписи на Larp summer school, владеющие английским могут ознакомиться. Эрик – отличный спикер, я стараюсь не пропускать его лекции.

Вторвя часть, про интерактивные театры, расшифровка лекции Петра Куркина на Восточном экспрессе 2017 в Минске. Пётр живет в Петербурге и сам ставит иммерсивные спектакли.

Эти две основных истории я буду разбавлять сплетнями и комментариями, что позволит мне обозвать себя автором этого текста.


Наше славное прошлое


Итак, начнем с истории интерактивного искусства.

Мистерии были известны еще в древнем Египте и носили обязательный характер религиозных ритуалов. Если ты не помолишься, то и солнышко не взойдет.



Известно, что жрецы переодевались в наряды изображавшие богов и давали представления фараону и народу, дабы наставить их на путь истинный. И известно, что участники этих мистерий принимали в них активное участие. Но содержание их до нас не дошло, ибо есть даже отлитое в граните указание в храме Гора «Не рассказывай никому, что ты видел в храмовых мистериях».
Еще одно полено в костер тайны добавляет Википедия в статье про мистерии, хотя и более позднего периода. «Ни один из посвященных древних авторов-мистов ни под каким видом не пролил свет на то, что там происходило. Это касается не только ранних авторов Гесиода, Геродота или Фукидида, но и поздних Плутарха и Павсания, которые были связаны не только клятвами, но несомненно чем-то более серьезным и страшным.»

Я распространял это тайненькое знаньице по конвентам до тех пор, пока на Мастер-Зиланте не встретился с Александрой Хохловой (Стрелой), которая за Египет вступилась и сказала, что в таком цивилизованном государстве, как Египет, ритуалы были записаны для передачи знаний. Если их неправильно проводить, то можно доиграться – Солнце не взойдет. В общем, ставим вопрос на проверку.

А мы переместимся в Древнюю Грецию. Там, как известно, придумали театр, драматургию и понятие роли. Правда, представления в древнегреческом театре носили статус нашей программы Время. Явка была обязательна, и за посещение театра гражданам платили по усредненной дневной ставке. Вот так раз в год собирались, получали идеологическую накачку и расходились по домам.



Конечно, древние прото-ролевики не могли смириться с тем, что их заставляют сидеть на скамейках и смотреть на сцену. Желание поучаствовать в представлениях было сильно уже тогда. Под предлогом поклонения богам наши предки устраивали большие факельные шествия и игры-походы. Такие походы могли продолжаться до 7 дней, с вовлечением участников в действо поклонения богам – танцы, восхваления, представления. Особенную благодарность надо обьявить богу Дионису, поскольку в его честь свершались самые разнузданные празднества – Вакханалии (Вакхом Диониса называли неотесанные римляне). На вакханалиях практиковались также ролевые игры не в нашем, а в традиционном смысле этого слова.

Первый официальный запрет интерактивных искусств случился постановлением римского сената в 186 году до нашей эры. Участие в вакханалиях и других мистериях каралось ссылками и казнями.

Сохранилась медная табличка с этим постановлением, которая сейчас хранится в Вене.


Мы же перейдем в эпоху Средневековья. Поскольку Римская цивилизация приказала долго жить, постановление Сената о запрете мистерий затерялось и забылось. Поэтому в эпоху Возрождения мистерии вновь испытали расцвет. Конечно, они были наполнены прежде всего религиозными, библейскими сюжетами.



Длинные интерактивные таинства перемежались поучительными постановками-фарсами из обыденной жизни. Ролевики средневековья меры не знали. Так, Мистерия о деяниях Апостолов содержала 60000 стихов, а ее представление в Бурже в 1536 году длилось 40 дней. Цивилизованные правители не могли относиться спокойно к этому безобразию, посему во Франции мистерии были запрещены 17 ноября 1548 года постановлением парижского парламента; в Англии запрет наложил в 1672 году епископ Честера, а в 1675 подтвердил епископ Йорка. В отсталой католической Испании мистерии продержались до 1756 года и были запрещены королевским указом Карла III.

А теперь перейдем к истории 20-21 века. Ролевики сегодня представляют из себя довольно спаянное глобальное сообщество (почти 40 стран). Само наше нынешнее сообщество образовалось в начале 90-х и целенаправленно занимается социализацией ролевых игр – приданием им статуса интерактивного искусства, бизнеса, занятия достойного места в образовании. Давайте посмотрим, на чьих плечах мы стоим.


Якоб Леви Морено





Эрик Фатланд в своей лекции увлеченно рассказывал про Якоба Леви Морено. Эта история настолько меня захватила, что я сел за перевод его доклада. А для расширения кругозора открыл соответствующие статьи в Википедии. И оказалось, что доклад его фактически пересказ этих статей. Они написаны с такой любовью и интересом к предмету, что я могу смело порекомендовать эти материалы к прочтению всем ролевикам : Якоб Леви Морено, Социодрама, Психодрама, Социометрия.

А мы вернемся к краткому изложению биографии Якоба Леви Морено в версии Эрика Фатланда. Про него сохранилось довольно много интересных историй, которые Морено сам и распространял. Вот что он писал о своем рождении в 1889 году :

Я родился в бурную ночь на корабле, плывущем по Чёрному морю от Босфора к румынскому порту Константе. Это произошло на рассвете Субботы, роды закончились как раз перед началом молитвы… Никто не знает, какой это был корабль: греческий, турецкий, румынский или испанский. С этой неопределённости берёт начало неопределённость моей жизни и моего гражданства… Я родился гражданином вселенной, как моряк, скитающийся из страны в страну по разным морям


В детстве он с другими детьми забрался в подвал и предложил поиграть в бога и ангелов. Сам сел на кучу мусора, а дети бегали вокруг, размахивали крыльями и изображали ангелов. «Почему ты не летаешь», - спросил один из них? И Якоб полетел, по настоящему, правда не очень далеко. С присущим ему юмором он упоминал потом этот эпизод как первый опыт психодрамы и называл его «психотерапией падших богов».

В 1909 году Морено поступил в Венский университет по классу философии и медицины. Там он встретился с Фрейдом и амбициозно заявил, что начинает там, где Фрейд закончил – исследованием людей в их среде обитания – обществе. Истинная психотерапия может быть только психотерапией всего человечества. Жизнь Морено в науке это заочный спор с Зигмундом Фрейдом, который продолжался всю жизнь.

Перед первой мировой войной Морено исследовал группы проституток, занимался с ними групповой терапией и открыл эффект, что группа автономна, обладает собственной внутренней структурой и может действовать как единое целое. Уже во время Первой мировой войны, при работе с пленными, он применял методы социометрии. Простой опыт, который вы можете легко поставить на себе : найдите в группе ваших друзей того, кому вы готовы доверить поливать цветы во время длительного отсутствия? Или того, кому вы доверите заказывать еду для банкета. В группе по каждому критерию выделятся звезды и аутсайдеры.

Наиболее известным примером документированного применения социометрии является опыт в американской женской школе-интернате. Содержание детей там было вполне достойное, но атмосфера царила адская, и оттуда регулярно совершались побеги. Остроту проблемы удалось снизить за счёт применения социометрии. Девочек принудительно заставляли сидеть за столами в столовой в строго установленном порядке. Морено для начала просто предложил им рассесться за столами так, как они бы этого хотели. Уже этот первый шаг позволил снизить напряженность.

Морено считается создателем психодрамы. По умному это инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Попробуйте психодраму на себе. Разыграйте ситуацию, когда на улице лежит кошелек. Требуется три игрока : протагонист – главный герой сценки, он играет человека. При нём – совесть и алчность. Они дают протагонисту советы. В результате главный герой должен совершить окончательный выбор – забрать кошелек себе или отдать владельцу. Далее участники меняются местами. Разыгрывать можно самые разные ситуации : как попросить прибавку зарплаты у начальника или как порешать проблемы в семье. Участники таких сеансов проигрывают ситуацию с разных точек зрения и в конце концов находят решение.



Первый известный случай применения психодрамы был зафиксирован в 1922 году. К Морено обратился муж молодой актрисы Барбары и пожаловался на её скверный характер. В театре Барбара играла невинных и неприступных женщин. Морено предложил ей поиграть в экспериментальном театре роль проститутки. Семейная проблема оказалась решена.

Еще одно увлечение нашего героя – театр спонтанности. У нас, ролевиков, есть шанс примазаться к еще одному очень подходящему для нас празднику, который считается днём рождения психодрамы.


1 апреля 1921 года публика собралась в театр варьете – послушать веселую музыку и посмотреть на танцующих девок. Вместо этого на сцене появился человек, который пытался увлечь зрителей разговорами на острополитические темы. Увы, спектакль провалился с оглушительным треском.

Это Морено экспериментировал со своей теорией спонтанности. Он считал, что акт божественного творения не завершен, и человек продолжает его прямо сейчас, в данный конкретный момент. Поэтому настоящее искусство может быть только в импровизации. Литература, драматургия – это культурные консервы. Без них обойтись, наверное, нельзя, но это некачественный продукт.
После своего переезда в США в 1926 году Морено продолжил свои эксперименты с импровизационным театром с гораздо бОльшим успехом.

И еще одна тема, про которую стоит упомянуть – социодрама. Это психодрама для коллективов. В нашей жизни мы связаны огромным количеством условностей. Студент не может подойти к ректору университета и дать ему совет, как управлять ВУЗом. А что если снять галстуки и предложить ректору поиграть студента, а студенту ректора? Отвязавшись от своих социальных ролей, мы сможем поговорить об имеющихся проблемах совершенно на другом уровне.

Пример из нашей сегодняшней жизни, от ролевиков-урбанистов. В поволжском городе N никак не складывались отношения мэра и местного бизнеса. Обе стороны считали друг друга договоронепригодными и злобными тварями. Тогда урбанисты устроили в день города ролевую игру. Мэр играл роль городничего, а бизнесмены – купцов разных гильдий. Выход из привычных социальных ролей спровоцировал разговор, и между сторонами случился наконец контакт.



Вот свойства социодрамы :
■ Отсутствие сценария, обязательных ролей.
■ Нет режиссёра, влияющего на ход действия, а только социодраматург, помогающий ситуации раскрыться во всей полноте.
■ Роли развиваются, взаимодействуют и становятся более контролируемыми.
■ Роли не закрепляются за конкретными исполнителями. Актёры сами определяют, какую роль они будут играть.
■ Всегда существует два и более протагониста.
■ Не стремится к фактической достоверности.
■ Каждый участник может потребовать прекратить развитие действия, если оно приносит ему боль.
■ Социодрама нейтральна, не поддерживает какого-либо субъекта, или группу.
■ Социодраматург имеет право провоцировать игру для более полного раскрытия роли каждого участника группы.

Получается, что социодрама от ролевой игры не отличима.

И еще несколько слов о Якобе Леви Морено. Он успешно развивал свой метод в США, занимался импровизационным театром, писал книги. В 1957 году даже посетил СССР, но не был услышан. В 1974 году после серии микроинсультов он узнал, что больше не сможет работать, перестал принимать пищу и вскоре скончался. На его могиле написано “Der mann, der freude und lachen in die psychiatrie brachte” - «Здесь лежит человек, который принес в психотерапию шутку и смех».



Последователи

В Америке Якоб Леви Морено развёл учеников, про которых мы знаем значительно меньше.

В области театра импровизаций проявила себя Виола Сполин (1906 – 1994), которая написала классическую книгу «Импровизация для театра» и много с этим экспериментировала. В американской культуре её последователи жарили политиков на сковородке острой сатиры. В нашем переводе такое искусство называется «Утром в газете, вечером в куплете».

Второй – Курт Задек Левин (1890 – 1947) пытался применить топологию для геометрического описания поведения человека. Но в нашем интерактивном искусстве он знаменит тем, что применял групповые тренинги и игровые ситуации для обучения, а результаты записывал. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». И здесь он нашел для себя достойных последователей – RAND Corporation.



Rand corporation – некоммерческая исследовательская аналитическая организация, созданная в США в 1948 году. В те времена как раз разгоралась Первая Холодная Война между СССР и западным миром. Совершенно непонятно было, чего ожидать от этих коммунистов. И тогда на службу капиталистическому человечеству были поставлены симуляционные игры. Американские генералы выдвигали из своих рядов Хрущева, Жукова и других советских лидеров, и разыгрывали разные сценарии. Процесс оказался чудовищно увлекательным. Участники таких игр говорили «Мы знаем, что всё это неправда, но, черт возьми, мы теперь понимаем, как это работает!!!» Метод работает по сию пору. Когда американцы перестают понимать, что делают российские лидеры, они запускают аналитическую игру.

Я когда-то играл Кеннеди времен Карибского кризиса, и очень боялся, что русские притащат свои ракеты на Кубу. Даже устроил морскую блокаду острова Свободы. Но вредный Никодим, который играл Хрущева, протащил ракеты на самолётах гражданской авиации.

Щедровицкий

А что в России? У нас есть свой отец-основатель – Георгий Петрович Щедровицкий, который придумал новую форму организации коллективных мышления и деятельности – Оргдеятельностные игры – ОДИ.


В 1946 году он поступил на физический факультет МГУ, а с 1949 года перешел на философский. Основатель Московского логического кружка, дружен с философом А.Зиновьевым. В 1968 году исключен из партии.

Первая ОДИ состоялась в 1979 году на Урале и предназначалась для разработки ассортимента товаров народного потребления в регионе. В отличие от симуляторов и деловых игр, которые предназначены для обучения персонала работе по существующим инструкциям, ОДИ нацелена на решение тех проблем, у которых нет готовых решений. Участники игры ставятся в ситуацию, когда их стандартные методы не работают, и приходится придумывать что-то новое. ОДИ получили широкое распространение в последние годы существования СССР, по некоторым оценкам через них прошло 1,5 млн человек. Процесс был настолько увлекательным, что люди от секретарей обкомов до министров ездили играть к Щедровицкому за свои деньги.

Последователи Щедровицкого есть и по сию пору, дело его не пропало. В Белоруссии есть методологический кружок, на их сайте опубликована очень толковая книжка про ОДИ, рекомендую прочесть.



Еще рекомендую посмотреть пару статей : Валерий Лебедев «Игротехника от Щедровицкого до Ходорковского» и Айк Баланян «Пост-армянская ССР». Щедровицкий в ней предстает гигантом, который подготовил интеллектуальный переворот и, в результате, развалил Советский Союз. Понятно, что неправда, но до чего же Чувство Собственного Величия подогревает.

AD&D и клоны

Мы подбираемся к источнику, из которого вышли западные ролевики – настольным ролевым играм. Dungeons & Dragons (D&D, DnD; Подземелья и Драконы) — настольная ролевая игра в жанре фэнтези, разработанная Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном, впервые была издана в 1974 году компанией «Tactical Studies Rules, Inc.» (TSR).



В первой редакции были просто опубликованы боевые правила и набор заклинаний, она тогда еще не называлась ролевой игрой. Это понимание пришло только ко второму изданию. По мотивам AD&D было выпущено немало игр, например сильно упрощенная версия Tunnels and trolls (1975 Ken St. Andre). В 1982 году настольные игры нашли отражение в киноискусстве, в фильме “Mazes and Monsters” мальчик заигрался в ролевую настольную игру и перепутал реальности.

К началу 80-х западные ролевики попытались отказаться от кубиков и поиграть друг с другом в реальности, с использованием мягких мечей buffer swords. На фотографии изображен один из таких ролевиков.


А вокруг 1990 года уже зародилось хорошо нам знакомое ролевое сообщество.




И если мы внимательно посмотрим на то, кто всё это замутил, то увидим подлинного отца-основателя нашего ролевого сообщества – Якоба Леви Морено.



А про интерактивные театры поговорим в следующем тексте.
Комментарии: 1