lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: naiwen: НОРА ЧЕРНОГО ХОББИТА: Отыгрыш Холокоста на "Свободной зоне"
naiwen
naiwen
Отыгрыш Холокоста на "Свободной зоне"
НОРА ЧЕРНОГО ХОББИТА, Вторая мировая война-РИ-ХХ век, 2018-06-02 16:07:21

Все-таки надо собраться и хотя бы кратко записать о концепции моделирования Холокоста на "Свободной зоне".
После игры мне один из игроков сказал, что игра получилась о Холокосте. Надо сказать, что хотя тематика Холокоста в игру естественным образом закладывалась, но не могу сказать, что изначально оно планировалось главной темой. Но, видимо, отчасти действительно так получилось.
Когда мы только начинали планировать игру, то одна из первых мыслей у нас была - как играть в Холокост? И вопрос у нас был не только потому, что нельзя, страшно и прочее. У нас, как у ролевых мастеров, была проблема именно с ролевым моделированием. Потому что нам хотелось по возможности избежать по максимуму персонажей в ролях пассивных страдательных жертв, когда персонаж практически лишен возможности какого-либо выбора и ему, в сущности, не во что играть. То есть вот заявлен человек евреем - и по результатам такой персонаж либо быстро заканчивается и выходит из игры, либо всю игру сидит в чьем-нибудь "подвале". Он не субъект игрового действия, он объект. Сам он практически не играет - в него играют. Для игры, для моделирования игрового пространства это крайне плохая ситуация. От этого нужно было уходить.
В данном случае нам помогла выбранная историческая точка и ее реалии. Я, скажем, до сих пор не знаю, как это можно было бы сыграть на материале Восточной Европы. Мы сказали - ок, тут у нас не Польша, а Франция. Местные евреи в основном ассимилированные, у многих французские имена и фамилии, родной французский язык, далеко не все исповедуют иудаизм, а многие, особенно всякие полукровки и квартероны, сами едва помнят о своем еврейском происхождении.
Поэтому мы заявили: вот небольшой, но быстро развивающийся пограничный город. В этом городе нет еврейской общины, нет синагоги. А евреи и разные полукровки, конечно, есть. Но на них, как правило, не написано большими буквами, что они евреи. Не то, чтобы до войны это был страшный секрет - но, в общем, и повода кричать об этом на каждом углу тоже нет. Когда новые власти начинают вводить антиеврейское законодательство, то одна из проблем упирается в то, что большинство населения - включая по крайней мере часть местной полиции и администрации - сами толком не знают, кто тут евреи. Это одна сторона медали.
А другая сторона заключалась в том, что опять-таки исходя из исторических реалий местное законодательство Виши (на которое позже начинает накладываться нацистское немецкое законодательство) крайне расплывчато в своих формулировках. Эти формулировки все время меняются, то определяют еврея по "расе", то по религии, то по бабушке, то по дедушке, то только с иностранным гражданством, а потом уже и с французским, а если предприятие находится "под преобладающим еврейским влиянием" - то читай, что это любое предприятие, которое по какой-то причине стало неугодно, а если...
То есть по факту система создавала ощущение крайней неустойчивости: с одной стороны, неизвестно, кто здесь евреи - а с другой стороны, при желании евреем можно объявить практически каждого (Апофеозом было, когда мы мастерским произволом объявили евреем местного начальника полиции - ярого антисемита, сотрудничавшего с нацистами. Мы коварно нашли ему в "архивах" еврейскую прабабушку и инициировали расследование) :)
Таким образом, "еврей" превращался не в этническое понятие, а в политическое. Любой неугодный или просто случайно подвернувшийся под руку (потому что, например, у немцев "план горит", а реальных евреев в городе уже не осталось или остались такие, которых сами немцы по ряду своих причин не трогают) может стать евреем.
И вот на этой системе в значительной степени оказалась построена игра. Она заставляла людей играть не просто в пассивную жертву, а самоопределяться и делать свой собственный выбор. Кто я? С кем я? Какой я на самом деле национальности? На чьей я стороне? Что я могу сделать для себя и для других?
Это не значит, что все поголовно ломанулись в активное Сопротивление - такой цели не ставилось, и если бы это случилось, это было бы антиисторично. Хотя само Сопротивление у нас в итоге сложилось очень историчное, и об этом тоже нужно написать отдельный пост. Но в большинстве случаев персонаж переставал быть объектом и выходил на субъектный уровень (проколы с нашей стороны были, с кем-то мы недоиграли, поэтому - да, не все, но в целом мы старались заложить возможность самостоятельного выбора).
Комментарии: 2