lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: kat_bilbo: Очередная рабочая тетрадка: Периодизация истории РИ (вопрос к залу!)
kat_bilbo
kat_bilbo
Периодизация истории РИ (вопрос к залу!)
Очередная рабочая тетрадка, практика игры-вести с полей-хроники, 2020-05-25 20:06:05



Тут понадобилось для научной работы накидать примерно периодизацию истории РИ в России, в самых крупных мазках. Я вот набросала приблизительно. Но могла что-то упустить или забыть. Пожалуйста, кто в теме и кому интересно - напишите всё, что сочтёте нужным!

Основное внимание - именно на разбивку, моменты переломов и переходов.
Последняя разбивка у меня - 2000-2010 и 2010-2020 - наиболее условная, там переход не такой заметный, возможно, стоит что-то поправить или разбить иначе.

Но добавить какие-то пропущенные вехи и моменты внутри периодов, что когда возникло и развивалось (или отвалилось) - тоже очень полезно!
_______________________________________________________

1985 - 1989 - зарождение ролевых игр в отдельных клубах (Москва - педагогика, Новосибирск - игры-мини-походы в ролях, Уфа - съёмки фильма по "Властелину Колец", водилки и спонтанное играние).

1990 - 1995 - становление ролевых игр в России как самостоятельного занятия, возникновение и формирование жанров - Хоббитские игрища (всесоюзная/всероссийская игра-фестиваль по Толкину), городские игры ("Горец"), исторические игры, мистериальные игры, фэнтези-игры. Возникновение первых конвентов - "Глипкон" (1991), "Зиланткон" (1991), Сибкон (1993).
Возникновение и развитие крупных ролевых клубов в городах России (большой список). В их числе - клубы, работающие с подростками, проводящие детские проекты и использующие РИ для воспитания (Москва - по-прежнему, ещё Уфа - аж три таких клуба на город, Казань...).
Возникновение бумажной ролевой прессы-периодики - журнал "Талисман", литературный альманах "Конец Эпохи", газеты-листки (несколько разных).

1996 - 1999 - развитие. Становление новых жанров - "техногенные игры" (это которые "с пистолетиками" - военные, научная фантастика, вестерн, постапокалипсис и т.п.); "игры свободного действия" - с минимумом правил и сценирования, свободное создание ролей - проект "Перекрёсток", игры Ники Батхен; жесткосюжетные игры-мистерии (со сценарием); уральские мистериальные игры (символьная школа Зубаревой) - и т.п.
Расширение числа конвентов.
Развитие ролевой прессы - журнал "Моё Королевство".
Первые ролевые театры.

2000 - 2010.
Ролевые игры выходят за пределы ролевого сообщества - в сообществе начинает обсуждаться коммерциализация и инструментальное использование игровых методов. Развивается направление игр в образовании - школа, вузы. Появляются волонтёрские проекты, направленные на детдома, экологию. Перетекание играющего и создающего игры народа в организации, использующие игровые методы - развлечения, туризм, организованный отдых и т.п.
Неоднократные попытки создания околоигровых коммерческих организаций.
РИ выходят на официальный уровень - мероприятия и полигоны оформляются, работают юристы, появляется найм специалистов - от медиков до строителей и водителей.
Качественный переход в материальном обеспечении РИ.
Возникновение школ игрока и школ мастера, начинается организованная передача опыта и знаний.
Очень много экспериментов с жанрами и стилями внутри РИ.
После выхода фильма "Властелин Колец" - очень большой приток новых людей.
Одновременно в этот период происходит масса конфликтов внутри сообщества - различные направления расходятся настолько, что вначале конфликтуют, а затем - расходятся совсем на мало пересекающиеся течения.
Появляется определение "РИ - это достойное хобби состоятельных людей", но этот подход разделяют далеко не все.
В этом же периоде - предложения и попытки создать "всероссийскую организацию РИ", но приходим к тому, что РИ - это сообщество сетевого типа.
В этом же периоде - возникновение конвентов "для мастеров", где уже без фестиваля обсуждаются игры и игровые методы, проблемы и вопросы самой сферы РИ - "Мастер-Зилант" и др., сюда же - профессиональный журнал об играх "Magister Ludi".
Массовое возникновение ролевицких творческих проектов - театров, мюзиклов и т.п.
В этом же периоде - расцвет конвентов, их очень много и везде полно народа.
Но: многие "старые ролевики" уходят в работу и семью, оставляют игры. То есть, омоложение состава.
Да: появляются игры для подросших собственных детей, детские локации на играх, конвент "Деткон".
Вырастает клуб "Золотые леса" МГУ и аккумулирует общественную и профессиональную деятельность ролевиков под лозунгом "мы делаем наш мир лучше", с ними сотрудничает множество клубов и ролевиков.

2010-2020
Стабилизация.
Приток новичков стал меньше - появилось множество конкурирующих развлекательных жанров.
На конвенты приезжает тоже всё меньше людей.
Перенасыщенность сезона играми и конвентами, прочими мероприятиями, перепроизводство, конкуренция и недозаезды.
Закрывается ряд старых конвентов.
Одновременно - возвращение "стариков", часто вместе с подросшими детьми - на игры и конвенты.
Большой запрос на историю РИ и всякие старые материалы.
Тема осмысления тусовкой себя весьма актуальна.
Работа ролевиков в игрофицированных сферах - это уже повсеместная норма. Границы сообщества разомкнуты на смежные культурные области - от образования и пиара - до театра и общественной деятельности. Проводятся смежные семинары, училиваются контакты со смежными сферами.
О том, что ты "ролевик", теперь имеет смысл писать в резюме - игрофикация становится общим культурным трендом.
Исследование игровых методов в РИ-сообществе происходит всё более основательно - привлекаются знания и специалисты из других сфер, ставятся эксперименты, обрабатываются результаты. Развиваются школы игрока и школы мастера, обмен опытом и методиками становится интенсивным и постоянным, этому уделяется очень много внимания.
Внутри РИ-сообщества возникают группы, заинтересованные в научных академических исследованиях РИ как сообщества, РИ как метода и т.п.
Ощущается некоторая нехватка "свежей крови".

Комментарии: 180