kat_bilbo | Периодизация истории РИ (вопрос к залу!) Очередная рабочая тетрадка, практика игры-вести с полей-хроники, 2020-05-25 20:06:05
Тут понадобилось для научной работы накидать примерно периодизацию истории РИ в России, в самых крупных мазках. Я вот набросала приблизительно. Но могла что-то упустить или забыть. Пожалуйста, кто в теме и кому интересно - напишите всё, что сочтёте нужным!
Основное внимание - именно на разбивку, моменты переломов и переходов. Последняя разбивка у меня - 2000-2010 и 2010-2020 - наиболее условная, там переход не такой заметный, возможно, стоит что-то поправить или разбить иначе.
Но добавить какие-то пропущенные вехи и моменты внутри периодов, что когда возникло и развивалось (или отвалилось) - тоже очень полезно! _______________________________________________________
1985 - 1989 - зарождение ролевых игр в отдельных клубах (Москва - педагогика, Новосибирск - игры-мини-походы в ролях, Уфа - съёмки фильма по "Властелину Колец", водилки и спонтанное играние).
1990 - 1995 - становление ролевых игр в России как самостоятельного занятия, возникновение и формирование жанров - Хоббитские игрища (всесоюзная/всероссийская игра-фестиваль по Толкину), городские игры ("Горец"), исторические игры, мистериальные игры, фэнтези-игры. Возникновение первых конвентов - "Глипкон" (1991), "Зиланткон" (1991), Сибкон (1993). Возникновение и развитие крупных ролевых клубов в городах России (большой список). В их числе - клубы, работающие с подростками, проводящие детские проекты и использующие РИ для воспитания (Москва - по-прежнему, ещё Уфа - аж три таких клуба на город, Казань...). Возникновение бумажной ролевой прессы-периодики - журнал "Талисман", литературный альманах "Конец Эпохи", газеты-листки (несколько разных).
1996 - 1999 - развитие. Становление новых жанров - "техногенные игры" (это которые "с пистолетиками" - военные, научная фантастика, вестерн, постапокалипсис и т.п.); "игры свободного действия" - с минимумом правил и сценирования, свободное создание ролей - проект "Перекрёсток", игры Ники Батхен; жесткосюжетные игры-мистерии (со сценарием); уральские мистериальные игры (символьная школа Зубаревой) - и т.п. Расширение числа конвентов. Развитие ролевой прессы - журнал "Моё Королевство". Первые ролевые театры.
2000 - 2010. Ролевые игры выходят за пределы ролевого сообщества - в сообществе начинает обсуждаться коммерциализация и инструментальное использование игровых методов. Развивается направление игр в образовании - школа, вузы. Появляются волонтёрские проекты, направленные на детдома, экологию. Перетекание играющего и создающего игры народа в организации, использующие игровые методы - развлечения, туризм, организованный отдых и т.п. Неоднократные попытки создания околоигровых коммерческих организаций. РИ выходят на официальный уровень - мероприятия и полигоны оформляются, работают юристы, появляется найм специалистов - от медиков до строителей и водителей. Качественный переход в материальном обеспечении РИ. Возникновение школ игрока и школ мастера, начинается организованная передача опыта и знаний. Очень много экспериментов с жанрами и стилями внутри РИ. После выхода фильма "Властелин Колец" - очень большой приток новых людей. Одновременно в этот период происходит масса конфликтов внутри сообщества - различные направления расходятся настолько, что вначале конфликтуют, а затем - расходятся совсем на мало пересекающиеся течения. Появляется определение "РИ - это достойное хобби состоятельных людей", но этот подход разделяют далеко не все. В этом же периоде - предложения и попытки создать "всероссийскую организацию РИ", но приходим к тому, что РИ - это сообщество сетевого типа. В этом же периоде - возникновение конвентов "для мастеров", где уже без фестиваля обсуждаются игры и игровые методы, проблемы и вопросы самой сферы РИ - "Мастер-Зилант" и др., сюда же - профессиональный журнал об играх "Magister Ludi". Массовое возникновение ролевицких творческих проектов - театров, мюзиклов и т.п. В этом же периоде - расцвет конвентов, их очень много и везде полно народа. Но: многие "старые ролевики" уходят в работу и семью, оставляют игры. То есть, омоложение состава. Да: появляются игры для подросших собственных детей, детские локации на играх, конвент "Деткон". Вырастает клуб "Золотые леса" МГУ и аккумулирует общественную и профессиональную деятельность ролевиков под лозунгом "мы делаем наш мир лучше", с ними сотрудничает множество клубов и ролевиков.
2010-2020 Стабилизация. Приток новичков стал меньше - появилось множество конкурирующих развлекательных жанров. На конвенты приезжает тоже всё меньше людей. Перенасыщенность сезона играми и конвентами, прочими мероприятиями, перепроизводство, конкуренция и недозаезды. Закрывается ряд старых конвентов. Одновременно - возвращение "стариков", часто вместе с подросшими детьми - на игры и конвенты. Большой запрос на историю РИ и всякие старые материалы. Тема осмысления тусовкой себя весьма актуальна. Работа ролевиков в игрофицированных сферах - это уже повсеместная норма. Границы сообщества разомкнуты на смежные культурные области - от образования и пиара - до театра и общественной деятельности. Проводятся смежные семинары, училиваются контакты со смежными сферами. О том, что ты "ролевик", теперь имеет смысл писать в резюме - игрофикация становится общим культурным трендом. Исследование игровых методов в РИ-сообществе происходит всё более основательно - привлекаются знания и специалисты из других сфер, ставятся эксперименты, обрабатываются результаты. Развиваются школы игрока и школы мастера, обмен опытом и методиками становится интенсивным и постоянным, этому уделяется очень много внимания. Внутри РИ-сообщества возникают группы, заинтересованные в научных академических исследованиях РИ как сообщества, РИ как метода и т.п. Ощущается некоторая нехватка "свежей крови".
Комментарии: 180
|