lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов Тестовый режим О проекте Последние активные (0) | Поиск | Sites: 73, articles: 7894 Last scan: 2023-04-01 22:53:18 |
merlin_nsk | Волшебное и религия merlin_nsk, Про РИ, 2009-10-07 05:39:36 В размышлениях о волшебном неизбежно выходишь на взаимоотношения его с религией.
Почему? Потому что волшебное и религия чётко разграничены. РЕЛИГИЯ - опирается на страх смерти, порождена мечтой о бессмертии и являет собой отношения между человеком и потусторонним миром, где человек будет после смерти. Сами отношения чётко заданы в виде религиозных догматов, отклоняться от которых недопустимо и влечёт за собой очень вероятное наказание в этом мире (если поймают) и неотвратимое в "том". ВОЛШЕБНОЕ - опирается на жажду жизни и необыденности, порождено мечтой о необычайном и являет собой отношения между человеком и тем миром, в котором он сам живёт и где он "сейчас". Сами отношения очень сложны, многогранны и не догматизированы, т.е. обладают большой свободой. Это - конкурентные сушности! Религия борется с волшебным и сейчас. В частности, с языческими культами, потому что эти культы, как более древние и политеистические (об анимизме, тотемизме, фетишизме и шаманизме пока помолчим), не отрицают, а признают наличие и силу волшебного и симбиотичны ему. Монотеизм же - антагонист. В контексте расцвета волшебного в конце ХХ века можно рассмотреть и сам расцвет языческих культов, почему он происходит, что представляет собой каждый такой культ для его приверженцев и ПОЧЕМУ они его приверженцы. Отметим, что само-то волшебное как раз не отметает религии и там, где удаётся, в религию прорастает, да так, что сами простые верующие и религиозные деятели этого уже не замечают. Там же, где происходит борьба, она односторонняя. Волшебное не является противником религии, но религия - противник волшебного. Почему так происходит? Возможно, потому, что волшебное и религия - в своей основе сущности разноуровневые, при этом "уровень волшебного" глубже, более базовый, чем "уровень религии". *** С другой стороны, я не случайно приводил в качестве юмористического, но наглядного примера "запрет на дыхание" от государства. Теперь представим, что это запрещает религия: "Дышать - это от дьявола!" И запрещает под угрозой отлучения и преследования инквизиции. Инквизиторам, ради исключения и благого дела, разрешается. Шутки шутками, но есть исторический факт, что в Западной Европе христианство одно время объявляло грехом и дьявольским наущением мытьё тела водой. Но если без мытья, хоть и плохо, жить было возможно (это не базовая потребность), то без дыхания - извините, уже никак. Без мытья люди жили десятилетиями (Людовик XIV гордился тем, что мылся в жизни всего три раза, а прожил он 77 лет - видимо, когда грязь достигала толщины сантиметра, то сама отваливалась), а без дыхания человек живёт не более нескольких минут. При этом дыхание Дыхание - это базовая биологическая потребность. Присутствие волшебного - это базовая социальная потребность. Религия - не базовая. Базовое - скорее "вера во что-то" (верить, в конце концов, можно единственно в себя и свой пистолет). И религия - это лишь один из вариантов, во что может быть вера, а главное, оформления этой веры. Но что такое вера? Это - априорное признание истинности чего-либо (Бога, собственной счастливой судьбы, ценности дружбы...) как постулат, не нуждаясь в подтверждении и доказательстве. Напротив, всё остальное из постулата выводится и на его основе доказывается. Кстати, ЧУДО - это явление, пограничное между религией и волшебным. Чудо тоже выводит человека из состояния обыденности и погружает его в ощущение необычайного, и в этом качестве относится к сфере волшебного. Но оно также относится и к сфере религии, ибо это проявление в нашем мире потустороннего высшего мира. Таким же пограничьем является и ДЕМОНОЛОГИЯ - проявление низшего потустороннего мира (опустим дебаты, есть ли эти сущности - рассматривая религию, мы должны рассматривать и декларируемые ею сущности). Поскольку потребность в волшебном базовая, она есть у каждого человека. Но у разных конкретных людей она очень по-разному проявляется, ибо "на разной удалённости полки запихана". Ибо потребность эта социальная, а не биологическая, а потому конкретный человек о ней способен "на время забыть". Вот дышать, пить и есть забыть он не может, организм ему об этом напомнит "весомо, грубо, зримо" и, главное, скоро - ибо отсутствие сего ведёт к быстрой смерти. Секс, например, это тоже базовая потребность человека, и не только биологическая, но и социальная - но без секса человек прожить может, хотя и плохо, это негативно сказывается и на физиологии, и на психике - за редким исключением просветлённых, которые умеют сами создавать себе базовый комплекс потребностей и жёстко контролировать себя. Социальные потребности вообще так устроены, что человек способен о них забывать или откладывать их в долгий ящик, когда условия жизни не способствуют. Но они есть, никуда не исчезают. И если это потребность базовая, то, "положив её на дальнюю полку", человек, конечно, не умирает, но негативные последствия обязательно будут. Они скажутся на психике, на самосознании, я Задумаемся, скольких пожилых людей в конце 90-х внезапно поразило ощущение внутренней пустоты и бессмысленности прожитой жизни. Ну, это им казалось, что внезапно, на самом деле они к этой пустоте и бессмысленности шли всю жизнь. И как они стали массово буквально ударяться в религиозность - почему?! А вот потому, что у человека что-то базовое тут быть должно, а религия себя в качестве базы предлагала всегда, а в России 90-х особенно. Ну, и все резко уверовали! Чудо? Конечно. Хорошо, если это действительно даст им базу, а не будет наспех схваченным эрзацем. Религия всё-таки действительно один из наиболее глубинных уровней, он почти базовый, но уровень волшебного всё-таки глубже.(Эх, это бы доказать... ) Но базовое - это не то, что человек в этом качестве себе сам же и придумал. Например, что это религия или материальное благосостояние (гм... или что волшебное... :0) ). База - это потребности, существующие независимо от представлений о них человека. Выше базы лежат потребности, от представлений человека зависящие. Рискуя прослыть Марксовичем, назовём их надстройкой. Она тоже "многоэтажная". Отвергание надстройки ведёт к ограничениям, но не к деградации. Отвергание же базы, как биологической, так и социальной, приводит именно к деградации - физической, психической и/или духовной.(Это не пирамида Маслоу - это ближе к модели Вита Ценёва.) Комментарии: 18 |