lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов Тестовый режим О проекте Последние активные (0) | Поиск | Sites: 73, articles: 7894 Last scan: 2023-04-01 22:53:18 |
merlin_nsk | РИ и искусство: Художник и Обретатель merlin_nsk, Семинар "РИ как искусство", 2009-03-22 10:39:16
Смысл нельзя дать - его нужно найти. Так это происходит и здесь, где я хочу продолжить в контексте смыслов и эмоций и переходов между ними, а именно о Художнике и Обретателе.
Термины: Художник, Обретатель, Созидание (как процесс) и Творение (как результат Созидания). С большой буквы они будут не из благоговения, а потому что термины. Как "работает" Художник? Изначально от некоего источника Художника "ударяет" эмоцией и она его "зацепляет", так как это сигнал - для Художника оказался значим тот объект, восприятие которого вызвало эмоцию. Обычно говорят, что эмоция должна быть "сильной", но я думаю, что не столько сильной, сколько заполненной предпосылками значимости, и потому сильной (или как-то иначе выразить, но смысл, думаю, ясен). От этой эмоции Художник приходит к смыслу, сподвигающему его браться за инструменты и что-то создавать (например, роль или даже целую ролевую игру. :0) ) При Созидании возникают эмоции, приводящие к новым смыслам, а в конце работы то, что он создал, есть – Заключительная эмоция, которая посещает Художника - это оценка, хорошо или не очень? Если не очень - что-то и подправит, если это возможно. Получаем Путь Художника:
Затем приходит Обретатель – и смотрим, что происходит. *** Когда Обретатель начинает воспринимать Творение, его посещают эмоции, приводящие его к смыслам (могут сразу и смыслы, но это реже),. Но он обнаружит там не только те смыслы и эмоции, которые вели Художника и были им заложены в Творение (их он может и не обнаружить), а и найдёт свои, которые, значит, там тоже есть, хотя Художник мог о них и не подозревать. Обретение новых смыслов вызывает у Обретателя окончательные эмоции, и мы получаем Путь Обретателя:
В каком-то смысле и весь Путь, с его сложным событием - своего рода "квант", отвечающий появлению нового Творения или его понимания Обретателем.
Мы видим, что Путь Обретателя сходен с Путём Художника, хотя и не копирует его точно - ибо Обретатель действительно подобен Художнику в самой сути Пути. Я думаю, именно это хотят сказать театральные актёры, когда говорят, что "хороший" зритель не просто смотрит, а участвует в спектакле и помогает им играть. Корни этого подобия глубинны, так как Художник, созидая, и сам обретает своё Творение, а Обретатель, воспринимая Творение чужое, создаёт собственную его версию со своими смыслами внутри себя. Это же является причиной наличия и чередования у обоих "художнических" и "обретательских" этапов, функций, задач - так и хочется сказать "генов"! - различных в деталях, но единых в основе. Обретатель начинает свой Путь точно с того шага, на котором остановился Художник, и тем задаёт следующий виток спирали. Если этот Обретатель - другой Художник, он этим может выйти на третий виток, уже в своём Пути Художника, создать своё Творение и дать возможность новым Обретателям подняться на четвёртом витке, и так далее. Спираль наращивает витки и растёт.
Теперь мы можем сформулировать функции и задачи обоих фигурантов. ФУНКЦИЯ И ЗАДАЧА ХУДОЖНИКА - ПЕРЕВОДИТЬ СМЫСЛЫ В ЭМОЦИИ, КОНЦЕНТРИРУЯ ИХ В ТВОРЕНИИ. ФУНКЦИЯ И ЗАДАЧА ОБРЕТАТЕЛЯ СТРОГО ОБРАТНА - ПЕРЕВОДИТЬ ЭМОЦИИ В СМЫСЛЫ, ВЫДЕЛЯЯ ЭТИ СМЫСЛЫ ИЗ КОНЦЕНТРАТА. Художник творит для Обретателя, который придёт следом. Обретатели же иногда, обретя конкретные сущности, превращаются в Художников. Художник и Обретатель продолжают и дополняют друг друга, образуя единую систему. И это необходимо обоим. Ведь если кто-то переводит смыслы в эмоции, зашифровывает смыслы таким образом и передаёт послание - нужно, чтобы кто-то "на другом конце" это послание получил и расшифровал, перевёл эмоции обратно в смыслы. А чтобы было что расшифровывать, нужно, чтобы кто-то зашифровывал. Оба процесса, прямой и обратный, ведут к росту спирали. Ещё немного о том, что Художник сам является и Обретателем собственного Творения. Это важно, так как без этого Творение не создастся. Как минимум, оно не будет закончено, а то и вообще не начато. Можно сказать, что Художнику Обретатель жизненно необходим именно как Художнику, а Обретателем, в понимании Художника, могут быть другие люди, Бог, Вселенная, Природа, в крайнем случае - сам Художник. И поскольку сам Художник является само-Обретателем всегда, то он совершенно без Обретателя не остаётся никогда и тем самым смысл его существования как Художника не исчезает. Наиболее ярко это выражено в явлении "писания в стол", особенно вынужденного государственным режимом страны, где пришлось жить писателю. Напоследок в этом разделе - об "оборванном Пути". Само понятие Обретателя я ввёл для того, чтобы отличить его от "зрителя", у которого эмоции не переводятся в раскрытые смыслы Творения - как минимум потому, что "зритель" не ставит себе такой задачи и не предполагает для себя никакого осмыслительного труда. А обретение, этот перевод эмоций в смыслы - это задача и труд. "Зритель" не может пройти Путь Обретателя, останавливаясь в самом его начале, обрывая его, и не поднимается на следующий виток спирали. Эмоции он получил. Смыслы из них не воспоследовали. Путь Художника тоже бывает оборванным в начале, когда эмоции не переходят в смысл Созидания, и в этом случае либо ничего не создаётся, либо - на основе одних лишь эмоций создаётся некое "якобы-творение", из эмоций лишь и состоящее. Если настоящее Творение - это концентрат смыслов в оболочке эмоций, то "якобы-творение" – оболочка без наполняющего её концентрата.
КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЭТО ИМЕЕТ К РОЛЕВЫМ ИГРАМ? Самое прямое. До сих пор мы предполагали, что Художник и Обретатель - в общем случае разные люди. Это - норма для "старых" видов искусств и для Игры в бисер по Гессе. Само-Обретательство Художника - "нулевой" случай, граничное условие. На РИ норма - когда Художник и Обретатель суть ОДИН И ТОТ ЖЕ человек, игрок. Он (в идеале) является Художником и Обретателем - на Пути Художника, по отношению к совершаемому им самим, и Обретателем - на Пути Обретателя, по отношению к совершаемому другими игроками. Но что в случае РИ является Творением, произведением искусства данного игрока? Вся игра целиком? Нет. Игру целиком каждый игрок не только не делает в одиночку, но почти никогда не способен даже увидеть, его восприятие игры как целого очень относительно и ограничено теми событиями, свидетелем (участником) которых он был сам или о которых узнал. Тогда что – каждая «творческая реплика» или единичное яркое событие? В каких-то случаях – возможно и это, но в общем случае, мне кажется, считать так будет чересчур вольно. Я думаю, правильнее будет сказать так: Творение игрока – это цепочка «его» значимых событий - личная судьба и сюжет. Совокупность же всех таких судеб и сюжетов, со всеми их связками, переплетениями, сращениями и разветвлениями, СИСТЕМА всех таких цепочек значимых событий - это и будет уже совокупным Творением всех Художников-Обретателей игры, о котором можно будет сказать, что это и есть игра целиком. Таким образом, в РИ каждый Художник-Обретатель (игрок), создавая своё Творение, постоянно находится в поле (воз)действия других Художников-Обретателей (игроков). создающих свои. И он, проходя свой Путь, всё время получает извне "сигналы" (символы? знаки? действия? послания?), которые он «читает», обретает и которые выстраиваются (или он их выстраивает) в цепочку значимых для себя событий, то есть - в личную судьбу или в личный сюжет, который получился реально (возможно, отличный от того, который предполагался). Я уже говорил, что Пути Художника и Обретателя чрезвычайно сходны из-за единой глубинной основы, различаясь в деталях. По сути же, Путь един, даже когда Художник и Обретатель разные люди и разнесены во времени и пространстве. В РИ, где они слиты в одном человеке - игроке, оба Пути тем более слиты в единый, обладающий свойствами обоих – Пути Ролевого Игрока:
Художнический и обретательский труд игрока напряжённы и ответственны, ибо игра неповторима и исправить или перевоспринять «потом» будет уже ничего невозможно, всё происходит первый и единственный раз.
|