lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов Тестовый режим О проекте Последние активные (0) | Поиск | Sites: 73, articles: 7894 Last scan: 2023-04-01 22:53:18 |
merlin_nsk | РИ - ЭМОЦИИ, СМЫСЛЫ... И ИСКУССТВО merlin_nsk, Семинар "РИ как искусство", 2009-03-22 08:51:51 РИ - ЭМОЦИИ, СМЫСЛЫ... И ИСКУССТВО 1. Лев Толстой «Что такое искусство» (по Google много где, например, здесь: Если суть источников «двумя фразами», то: Толстой 112 лет назад сказал, что искусство не есть фишка для нашего вкусного наслаждения, а сущность, необходимая человеку для его жизни, и стремился эту сущность постичь.
Итак, текст. *** Но если "отсечь" игру от жизни стеной, гранью, тем самым ставится стена и между смыслами и эмоциями, потому что смыслы принадлежат жизни, а эмоции - игре. Эмоции оказываются не подкреплены смыслами. А если эмоции - базис игры (игра для получения эмоций), то не факт, что на эти эмоции найдутся смыслы и ценности. Тут мы и сваливаемся в удовлетворение потребностей и развлечение. Ведь РИ состоит из людей, из человеков, и она - не только «социум», даже когда в него играют. Ведь главное в РИ – не то, какой конкретно смоделирован мир и социум и какие там роли и сюжеты, а то, что для себя выносит из РИ каждый отдельный человек. И так же, как человек существует в реальном мире, точно так же он существует и в игровой модели – подсистеме реального мира. Почему? Потому что он человек. По Тулинову, игровая модель есть система открытая – открытая реальной личности или реальному миру. Однако, «тулиновская открытость» - это лишь возможность воздействия на игровую модель извне, как он сам буквально пишет, «со стороны». Но самое главное, что это открытость в том же измерении, что и игровая подсистема. Но эти условия – необходимые, но не достаточные. И вот в связи с достаточными условиями становится осмысленным вопрос о РИ как искусстве и об искусстве в РИ. 1) о чем идет речь, когда говорят «искусство»; Часто ответ зависит от того, как поставить вопрос. В отношении «РИ и искусство» главный вопрос не в том, искусство ли РИ или нет, где искусство или его элементы могут быть в РИ, и даже не в том, что такое искусство. Главный вопрос - каков смысл присутствия искусства в РИ?
Ошибка 1-я: большинство определений нивелируют искусство с наукой, религией и т.д. (общие для всех них). Тогда мы закономерно не можем сказать ничего про то, что такое искусство, т.к. не можем понять, чем оно отличается от всего остального. История показывает, что ни наука, ни религия, ни что иное не заменяют человеку искусство и не вытесняют его - значит, оно есть нечто особое и для чего-то особого человеку нужно. Значит, важно понять эту особость и выделить отличия от религии, науки и прочих сущностей. Ошибка 2-я: за признаки искусства как феномена выдаются частные признаки конкретных видов искусств, т.е. главное общее сводится к частностям. Если отвлечься от частностей - возможно, остаётся только то, как искусство воздействует на человека. Ключевое слово - как, каким образом. *** Когда человек создаёт произведение искусства, он идёт от смысла и передаёт его в некоем содержании и форме – смысловом и эмоциональном послании, знаке другому человеку. Когда этот другой человек воспринимает произведение искусства, он испытывает изначально главным образом эмоции (постижение смысла, бывает, происходит одновременно, но чаще оно приходит позднее). Но, так как искусство - это всегда послание и знак, то эти эмоции подталкивают человека к заданию себе вопроса - что означает этот знак и о чём это послание? То есть - к постижению его смысла. Иными словами –
И для этого нужно, чтобы искусство было в РИ. Этого не хватает играм, базирующимся на генерации сильных эмоций. Искусство в РИ нужно – в том числе, - и затем, чтобы РИ не стали «эмоциональным наркотиком XXI века». И ещё одно. Очень может быть, что теперь радикальные изменения мира, о которых говорил Дыбовский, будут не успевать заканчиваться ДО начала следующего такого изменения, и тем самым человек XXI века будет обречён жить уже в НЕПРЕРЫВНО радикально изменяющемся мире. И потому для его выживания суперважным станет искусство и в первую очередь игра. Несомненно, по массовости и плотности охвата человечества будут лидировать игры компьютерные. Но почему не занять здесь достойное второе место и ролевой игре? А это достойное место надо осмыслить и подготовить. Комментарии: 13 |