lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: merlin_nsk: merlin_nsk: Про РИ и зрителя
merlin_nsk
merlin_nsk
Про РИ и зрителя
merlin_nsk, Семинар "РИ как искусство", 2009-03-20 12:47:59

Этот текст - своего рода затравка к следующим постам на тему РИ и искусства.

Когда заходит разговор о РИ как искусстве или о том, где искусство в РИ, оппоненты почти всегда вспоминают про «пассивного зрителя». Который только «воспринимает» произведение искусства, но сам в его создании "не участвует". С этим зрителем - вечный заклин у ролевиков, что якобы в РИ зрителя нет, а в искусстве он такой априорно есть, и потому сами понимаете.

 

Ну, во-первых, даже пассивные зрители (я их называю «попкорнжрители»), в РИ де-факто бывают и, хотя и нежелательны, это те самые, кто «выпал из игры» или занимается неигровухой. Причём они не то что изредка встречаются, а их наличие на многих играх чуть ли не норма и мастера серьёзно думают, как с ними быть, и быть ли вообще с ними. Во-вторых, любой ролевой игрок – «зритель по факту», он ведь видит, зрит то есть и, если не тупой непроходимо, что-то от этого обретает. Специально прошу запомнить это слово, оно потом будет важно.

Я думаю, что в XXI веке будет пересмотрен взгляд на суть зрителя, в чём его участие в создании искусства. Это связано с развитием «интерактивных искусств», которые по сути тоже игры. В «старых» же видах искусства, в их создании, роль и место зрителя принципиально разная и это всегда упускают из виду, так как под "созданием" подразумевают только авторский замысел и техническую работу. Да, зритель не участвовал в замысле писателя или режиссёра, не водил кистью по холсту вместе с живописцем и не действует на сцене вместе с актёрами. Но произведение искусства окончательно создано только тогда, когда оно обретено другими людьми. Обретатель - это не пассивный зритель, он принципиально активен и сопричастен. Это наиболее отчётливо проявляется (точнее, мы это можем именно видеть) в сценических видах искусства и в кино. Театральные актёры говорят, что такой зритель помогает им играть вдохновенно и подлинно художественно. А что значит - помогает? А то, что он участвует на завершающем этапе в создании произведения искусства, именно в создании, а не в его "демонстрации" ему, зрителю.

Возможно, интерактивное искусство, новое и зарождающееся сейчас - это более высокий уровень системы "искусство", а старые отныне лишь подсистема, и их свойства (в т.ч. зритель) - уже не фундаментальны, хотя верны в своих границах применимости (как механика Ньютона по отношению к теории относительности Эйнштейна или геометрия Евклида по отношению к сферической геометрии). И в интерактивном искусстве уже нет зрителей как таковых - там место обретателям.

Ещё я думаю, что понятие композиционного целого для интерактивных искусств (и для РИ в их числе, буде их признают в таком качестве) будет тоже пересмотрено и станет другим, нежели для старых искусств. Скажем, определённость исхода в это целое входить точно не будет. О РИ даже сейчас начинают говорить в категориях композиционного целого, пока не уточняя, что составляет эту композицию.

 


Комментарии: 7