lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: tar_viniel: Все будет правильно. На этом построен мир.: Воробейка и Кнутпункт
tar_viniel
tar_viniel
Воробейка и Кнутпункт
Все будет правильно. На этом построен мир., ценная идея-сухой остаток-полевой дневник-РИал, 2014-04-09 22:18:54

Такого адового спрессованного количества информации на единицу времени на меня не сваливалось, наверно, никогда. Я была одновременно наблюдателем западной культуры в целом, наблюдателем (иногда включенным) западных РИ - это все-таки разные вещи, исследователем-с-докладом, исследователем-знакомящимся-с-другими-исследователями (иногда это тоже разнонаправленные процессы), латентным мастером, собирающим удачности; игроком, желающим расширить свой опыт; эмиссаром русских ролевых игр; и наконец, помимо своей воли - представителем непопулярного "блока". Поскольку я выкрутила на полную все свои внутренние датчики, чтобы не упустить ничего - по мне реально проехалось катком, и я только-только прихожу в себя. Короче, мне реально придется сейчас написать этот чертов текст, а то я так и не попущусь и не смогу работать дальше. Итак, погнали - по тематическим блокам.

1. О целях игры (creative agenda)
Разное происхождение РИ живого действия обусловило довольно сильное расхождение в том, в чем мы видим главную цель процесса. У нас это случилось из клубов любителей фантастики и толканутых, у них на стыке ДнД и импровизационного театра. В результате имеем: у нас основная ценность - погружение в персонажа, а у них - создание крутого сюжета.
Из этого вытекает несколько базовых различий. Например, у них сильна физическая сторона вопроса (десятки упражнений - перед игрой и просто так - на сплочение, доверие, невербальный контакт), а еще есть навык мгновенно начинать отыгрывать. Причем отыгрывать что угодно: они (даже два мальчика) могут достоверно отыгрывать любовную сцену, к примеру, которая будет выглядеть вполне достоверно (если кому-то что-то перестанет нравиться, всегда есть стоп-слово). При обсуждении подготовки персонажа слышала даже мнение, что "конечно, персонаж должен иметь другие физические ощущения, чем я, иначе это будет не персонаж, а я".
Сами игры часто представляют собой не сплошняковый сюжет, как у нас, а скорее нарезку эпизодов, начинающихся и заканчивающихся по отмашке мастера. Эпизоды призваны отражать самые драматические моменты жизни персонажей и выстраиваться в красивый сюжет. Для него же придумана куча мета-техник, например blackbox и монолог (о них подробнее см. в интервью у Хэлки, чтобы не повторяться). С одной стороны, для сюжета это все выглядит красиво, но вот я не могу за 20 минут вгрузиться, отыграть и закончить. Я 20 минут только входить буду - а там уже оп, и все закончилось, новая сцена (или вообще конец игры). Так что что у них там с погружением - на самом деле тот еще вопрос.

2. Об игрострое
Большинство западных игр (живого действия, не словесных) представляют собой кабинетки на несколько часов и на 5-20 человек. Полевых РИ в нашем понимании куда меньше, чем в нашей практике. При этом большинство игр мультиплицируемы, т.е. имеют прописанную сетку персонажей, завязки, сюжет - и могут передаваться дальше, для других групп игроков и даже для реализации другими мастерами. То есть, фактически, типа нашей Квестории или образвательных РИ, только чуть более для толчков. Отсюда вытекает популярный на Западе (особенно в Америке) вопрос копирайта, который я до КП вообще не могла взять в толк применительно к играм. Кажется, это имеет параллели с тем, что в западных настолках часто используется уже готовый, придуманный заранее сюжет из рулбука, а наши ДМы чаще импровизируют в заданном сеттинге. Приходят в панику от наших размеров игр. Осторожно любопытствуют.

3. Об этнографии РИ
Игра на самом деле (как я читала в этнографических описаниях) начинается с обратного отсчета с 10 до 1, после чего игра официально считается начавшейся, и после этого игроки могут творить совершенно любую фигню, нимало не переживая за возможные пожизневые непонятки в будущем, ибо у них есть волшебное слово alibi - "это не я, а персонаж, я тут ни при чем".
Перед самой игрой проходит куча воркшопов (включая вышеозначенные физические), обсуждений и прочего (что можно урезать вполовину, имхо). Однако некоторые упражнения довольно полезны: например, при выдаче персонажей игроки рандомным образом объединяются в тройки и обязаны придумать с порога, чем связаны их персонажи (так заданный сюжет дополняется долей непредсказуемости).
В самой игре, как я уже говорила, буйным цветом процветают метатехники (инфа для игроков, а не персонажей). Когда объявили один из таких нехитрых приемов на кабинетке про БДСМ-клуб, мне пришлось объяснять раза три, пока я поняла, чего же от меня хотят.
Игра заканчивается по отмашке мастера (и никого не интересует, что ты там не доиграл). Игра обязательно заканчивается мероприятием, пафосно называемым дебрифинг. По сути у нас все это же происходит спонтанно: раскрытие карт мастером ("что это было на самом деле"), обмен впечатлениями от игроков, благодарности за игру, обнимашки и проч. Вот так мы и не знали, что всю жизнь говорили прозой.
Бывает еще формальный дебрифинг, когда игроки садятся в круг и под контролем модератора делятся "своей болью". Правда, насколько это лучше спонтанного дебрифинга типа нашего, так и неясно (может, даже и вовсе не лучше). Кроме того, полевые игры у них обычно заканчиваются ближе к вечеру воскресенья, и на неформально побухать и попуститься времени нет - а наша практика заканчивать в ноь с сб на вс как раз и дает возможность этого интуитивного дебрифинга.

4. О культурных барьерах и их подвижках
Любая культура имеет барьеры и границы - это ее органическое неотъемлемое свойство (без границ культуры не существует). Иногда границы двигаются, и тогда в этом месте создается область напряжения, фокуса. Сейчас в западном обществе есть две такие двигающиеся границы: это гендерный вопрос и все с ним связанное (феминизм, гомосексуальность, степень демонстрации и сложности вступания в половые отношения и проч. и проч.) и религио-национальный вопрос (в первую очередь касающийся мусульман и представителей других рас). При этом - очень важно! - остальные границы остаются дефолтными (потому что нельзя двигать все одновременно): по эту сторону "наши", к которым мы чувствуем принадлежность, расположение и добрые чувства, а по другую " - чужие", которых мы побаиваемся, презираем и всячески не любим.
То же, что находится в фокусе, получает гипертрофированное внимание (вплоть до фантастических, с нашей точки зрения, высказываний типа "Я извиняюсь за обидное (offensive) высказывание, но функционально мужчины и женщины все-таки не равны - мужчины, например, не рожают..."). Вообще показатель такой подвижности - слово со значением offensive в ответ на почти любую, самую невинную реплику. Или, например, как здесь - долгие зарубы на темы "как не дискриминировать негров на РИ: могут ли негры играть белых, а белые - негров, и не будет ли это кому offensive", "не будет ли обидным для мусульман вводить персонажей-религиозных мусульман в игре про БДСМ" или сюжет в школьной обучающей игре "вы разговариваете с привлекательной девушкой (правильно расставьте запятые в ее речи), но к ней приходит ее подружка, которая оказывается ее girlfriend, и они объясняют вам, что это абсолютно нормально".
Судя по всему, мы, как не оказавшиеся в фокусе подвижной границы (не относились ни к одной из упомянутых категорий) по дефолту оказались за этой самой границей. Что и обусловило отношение к нам как к чужим, которое сквозило в поведении почти всех, с кем я общалась.

5. О шлеме ужаса
Сначала я думала, что это мне кажется. Потом осознала, что проблема действительно есть. Потом начала раздражаться при малейшем намеке на. Потом, после этого американского выступления, таки сорвалась и около часа пыталась успокоиться. В последнюю ночь я наконец обсудила это по-человечески и поняла причину (она в заголовке).
Дело же было в том, что всякий человекгруппа, с которой я начинала разговор (обычно про РИ), через пять минут неизменно начинали рассуждать о политике и о, например, сравнении военных потенциалов наших стран, шутить на тему "сначала вы отберете Финляндию, а мы за это время как-нибудь подготовимся и встретим вас во всеоружии" и проч. Мне это было неприятно, но если я просила прекратить, получала ответ в духе " Do yоu really take it personally?" и новый виток обсуждения. Если не просила - все равно продолжали. То же самое неслось со сцены во всех развлекательных мероприятиях, не связанных непосредственно с РИ. Типичная сценка меня и пятерых парней в коридоре: обсуждаем что-то, чуть ли не Стоимость Жизни. Я рассказываю о компах на полигоне, локальной сети и проч.
Один из: Oh, those Russians! They are weird. Just ignore them.
Я (зеленея): Ignore US?
И осознаю, что стою одна напротив пятерых, которые смотрят на меня с нескрываемой неприязнью и страхом. Пришлось передавить харизмой.
И так далее. Часто всплывали флешбэки из моей ЗС-42 с польской панночкой на Слизерине.
Короче, финальное выступление американцев (см. запись у дСлавы) довело меня до истерики, а в ночи я таки устроила мир-дружбу-обнимашки (при помощи гитары, конечно) и, поговорив по душам с поляками, выяснила, что все эти мерзкие шуточки всех вокруг - это попытка высмеять свой РЕАЛЬНЫЙ страх. То есть, они ПРАВДА боятся, что Россия со дня на день пойдет захватывать Европу, и они просто ждут, кто же следующий. Осознав это, я хоть немного попустилась, потому что до этого продолжать хоть какое-то взаимодействие с этими людьми казалось мне невозможным.
Любопытно: мы, не попав в фокус подвижки границы (в текущем для них дискурсе - в зону "толерантности"), оказались жертвами того самого offend, за отсутствием которого они так скрупулезно следят на "сфокусированных" фронтах.

6. О западных толчках
Толчки на западе, как и у нас - примерно на 80% приехали побухать и потусить с друзьями. Кто постарше и поцеленаправленнее (например, работает гейм-дизайнером) - с интересом слушал мои теории и мои рассказы о наших РИ, а кто помоложе и просто потусить приехал - поднимал бровь "В России есть ролевые игры?!", вежливо слушал минуты три, после чего либо переходил на политику (см. выше), либо вежливо прощался. А я-то ожидала высокой просвещенности и научных разговоров из каждого утюга...
При визуальном осмотре кажется, что Господь отпустил на всех толчков ограниченное количество лиц: так, мне все время краем глаза казались присутствующими Рэми, Гильнор, Гланя, Таннку, Тиночка, Вильерс и еще многие. В сочетании с реально присутствовавшими Нуси, Флораном и дСлавой фантомные толчки реально выносили мозг.
Ролевые игры при том у них нельзя сказать чтобы круче наших. При сравнении кажется, то наши по многим параметрам круче. Однако у них хорошая теоретическая база (полностью отсутствующая у нас) и хороший пиар - и из-за этого скандинавский термин Nordic larp становится паразитическим, автоматически приклеиваясь на все хорошее (неважно, кто его на самом деле придумал) и отклеиваясь от всего плохого. Кажется, одна из главных задач для наших статей туда - объяснять, что мы сами по себе такие, и никаких нордиков заслуги в этом нет. А то мы этак скоро, к примеру, Польшу упустим - они уже подпали под гипнотическое влияние термина. Надо их скорее знакомить с нашими, пока они не уверовали тоже, что все на свете в РИ изобрели скандинавы.

7. Об истории и современности
Об этом я написала для Хэлки, но сюжет настолько примечательный, что не грех продублировать.
На Западе принято играть по современности, а исторических игр у них почти совсем нет. Как мы знаем, у нас ситуация ровно обратная: масса прекраснейших исторических игр, но я не припомню ни одной про современность (не про будущее, не недавнее прошлое, не альтернативная реальность типа «Матрицы» или «Ночного дозора», а именно вот про обычное бытовое сегодня).
Я попыталась выяснить причины такого дисбаланса, и узнала, что, во-первых, по мнению европейцев, до современного человека проще донести некоторую идею через понятный ему контекст (т.е. там скорее будут играть исторический сюжет в современном антураже), а во-вторых, в Европе, раздираемой войнами на протяжении последних пары тысяч лет, всякий исторический сюжет кого-нибудь да заденет из числа ближайших соседей (а у них с этим строго).
У нас же, видимо, исторически сложилась обратная ситуация: в нашей культуре про сегодняшний день можно было говорить аллегориями, историческими параллелями, полунамеками – но никогда напрямую (наоборот, именно попытка играть сегодняшний день, мне кажется, вызвала бы большие споры и противоречия между участниками). Кажется, граница подходов прилегает по территории бывшего соцблока (в Польше или Литве исторические игры – такой же мейнстрим, как у нас). Вот эта разница кажется мне крайне важной для понимания функционирования нашего и их общества в целом, не только ролевого движения.

8. О тоталитаризме и как правильно родину любить
Здесь скажу пару слов об отличном экспириенсе от Флорана, который привез кабинетку "1984". Я оказалась в Министерстве Правды, которое должно было массово выпускать propaganda, и осознала, что я тут, кажется, немножко игротех и пора показывать несведущим силу тоталитарного дискурса (а то они, бедолаги, в случае чего и не распознают, случись столкнуться по жизни).
Три темы статей даны как образец. Нам надо придумывать темы для статей и заверять их у Большого Брата. Я руковожу мозгоштурмом.
- А давайте тему "Сокращение вредных выбросов в окружающую среду!"
У меня глаза слегка лезут на лоб - но окружающие совершенно серьезны и согласно кивают. Я:
- Товарищи, вы в своем уме? Какие выбросы? Какая среда? Разве мы про это должны писать?
- Ээээ... Ммммм... Но ведь... улучшение среды улучшит здоровье людей, вот!
- Уже лучше. Но все равно плохо. Думайте дальше.
- Ну хорошо. Тогда... "Фабрики, производящие продукцию для населения"!
- КАКИЕ ФАБРИКИ? Какая продукция для населения?! Максимум, про что нам следует писать - это про оборонные заводы! Ну или (тут у нас очередного забирают в тюрьму) - "Министерство Любви как инструмент воли Большого Брата".
- (с пониманием в глазах) Аааа! Хорошо, тогда "Обязанность принимать распоряжения Большого Брата с любовью"!
- (удовлетворенно киваю).

9. О Кнутпункте
Вообще конвент неимоверно напоминал ролевую игру сам по себе. В начале были объявлены главные правила (1 - только инглиш и ничего более и 2 - никто никого не offend, а если offend, то идите в оргкомитет, мы разберемся). Дальше страсти накалялись, движух двигалась - а в конце произошел финал, осознание и дебрифинг (санкционированные обнимашки и благодарности перед отъездом).

10. Прочее
Я явно что-то забыла, а ваши вопросы спровоцируют интересные истории. А пока жаждущим ЕЩЕ:
http://rovenion.livejournal.com/1072293.html - мое интервью для Хэлки (взаимодополнительно к этому тексту, я старалась не дублировать)
http://rojkov.livejournal.com/115806.html - хронологический отчет дСлавы о посещенных им мероприятиях (тоже взаимодополнительный, потому что мы почти ни разу не пересекались на официальных пунктах программы)
http://rojkov.livejournal.com/116100.html - то-самое американское выступление.

И саме главное: спасибо дорогим нашим в русской делегации за то, что вы были, потому что в одиночку я бы точно сколлапсировала! За водку-"Аленку"-Массандру-и-семки, русский угол и неоценимую моральную поддержку! Мы офигенные молодцы, я считаю.
Комментарии: 155