lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов Тестовый режим О проекте Последние активные (0) | Поиск | Sites: 73, articles: 7894 Last scan: 2023-04-01 22:53:18 |
jolaf | Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 2-я One day more, larp-cathedral, 2015-07-14 01:06:30 Продолжение, начало здесь. В этой части, в отличие от предыдущей и от следующей, картинок будет очень мало. Потому что здесь мы будем говорить, в основном, о том, что происходило между моментом "проект готов" и моментом "начинаем закупки" – то есть, о расчётах материалов и планировании деталей проекта, выходящих за рамки 3D-модели. Проект, окончательная версия[LJ-video] Посмотреть и скачать проект можно здесь (инструкция по просмотру – здесь), его обзорное видео – справа. Это окончательный проект, по которому реально всё строили на игре.Окончательная версия проекта. Видео-обзор В конце марта я показал вторую (предыдущую) версию проекта Максу Алёшинскому, имеющему изрядный опыт, полученный на строительстве собственного дома, а также на работе с театральными декорациями. Макс раскритиковал проект довольно жёстко (в основном в ключе "слишком хлипко, не выдержит"), дал несколько дельных советов – в частности, предрёк, что всё это мы не построим, поэтому посоветовал очень чётко расставить приоритеты, чтобы к концу игры не оказалось, что самого нужного-то и нет, а ещё жёстко сказал, что башня такой высоты на таком слабом крепеже (даже на двух венцах) наверняка свалится ещё в процессе подъёма, и может и убить кого-нибудь. А уж если будет ветер… Плюс, Макс привлёк моё внимание к тому факту, что ультравысокие конструкции (как в прототипе – соборе Солсбери) нужны, чтобы их было видно издалека. А если на собор будут смотреть только вблизи (как это и будет на полигоне), то не так уж важно, какой высоты будет шпиль, на играбельность постройки это никак не повлияет. Попереживав хорошенько (хотелось-то Шпиль!), я сложил два и два, и решил, что, пожалуй, действительно, по делу, для ролевой игры, высота башни и шпиля не имеют большого значения, и лучше я "урежу осетра", чем башня рухнет, или мы просто не осилим её достроить, или она съест столько ресурсов, что не успеем что-то более для игры важное. Так появился вариант проекта с укороченной башней. Выглядит на картинках не так монументально, как с высокой башней, но зато гораздо реалистичнее. Итого, высота основания шпиля – 6.7 метра (вместо 9.5), высота вершины шпиля – 9 метров (вместо 13.5). Шпили башенок главного фасада и острия обнажённых столбов тоже уменьшены в высоте пропорционально. Также, в порыве паники на тему устойчивости нефа к боковому ветру, я принял решение вкапывать столбы не на полметра, а на метр, удлинив их соответственно, благо ямы копать предполагалось бензобуром. После долгих согласований было решено, как дополнительно укрепить конструкцию средокрестия, сделать её более жёсткой. В крайние квадраты венцов были добавлены плоские раскосы, а длинные наклонные доски по краям средокрестия, служившие до этого декоративными элементами и, по совместительству, крайними стропилами нижних крыш приделов, были слегка изогнуты и прикреплены к обоим силовым венцам, став, тем самым, силовыми раскосами в вертикальных плоскостях. Плоские раскосы были добавлены и в основание шпиля, с целью повысить жёсткость башни к скручиванию. Конструкция вершины шпиля была существенно переделана, сделана более чёткой и технологичной. Я наконец сдался на уговоры Шаца и заменил везде, где только можно, доску 25х100 на штакет 25х50. В первую очередь это изменение коснулось стропил крыш пределов. В итоге расчётный вес (предполагая плотность дерева 0.6 кг/л) крыши трансепта в сборе стал 35 килограммов, крыши хора – 65 килограммов, крыши главного нефа – 97 килограммов. Учитывая, что подъём предполагался вначале одного конца крыши, потом другого, то есть, половины веса за раз, веса выглядели вполне подъёмными даже небольшим числом людей. Итоговый расчётный вес башни без шпиля – 81 килограмм, плюс шпиль – 30 килограммов, тоже вполне подъёмно: у подъёмника башни 4 ручки, по 2 человека на ручку – получается 15 килограммов на человека, вообще не страшно. Даже если вы не осилили посмотреть проект в 3D, вы можете практически полностью рассмотреть конструкцию средокрестия, башни и шпиля на скриншоте справа, если откроете его во весь экран. Кстати, тут же видно, что силовые венцы не идентичны. То есть, на самом деле идентичны, только повёрнуты друг относительно друга на 90 градусов вокруг вертикальной оси. Сделано это для того, чтобы при заданном расстоянии между венцами точки крепления вертикальных рёбёр башни были максимально разнесены по высоте – для максимизации жёсткости крепления. Кроме того, на нижнем венце плоские раскосы расположены сверху, чтобы не мешать нижним кровлям, а на верхнем – снизу, чтобы не мешать верхним кровлям. Также хорошо видно, насколько прочно закреплены на балках средокрестия продольные балки крыш пределов – балки главного нефа и хора лежат вдоль на толстых балках верхнего венца на протяжении метра, а балки трансептов, где прочность менее важна, имеют просто по две точки крепления на расстоянии метра. Материалы и крепёжВ проекте в SketchUp-е отражён только основной конструктив собора. Многих деталей, например, крепежа, там нет в принципе. Поэтому об этом стоит поговорить отдельно.Пиломатериал для строительства решено было традиционно закупить на лесопилке в окрестности полигона, и там же купить фанеру и цемент – Слонтус посоветовал залить силовые столбы средокрестия жидкой жижей из смеси цемента с вынутым бензобуром песком, решили, что лишним это не будет. Для заалтарной перегородки, рамки портала главного фасада, основы мозаики, косынок дверей, обшивки алтаря было решено использовать фанеру 6мм, стандартными листами 1520х1520мм. При этом заалтарная перегородка должна была состоять из семи узких секций шириной около 40 сантиметров и быть высотой 2.5 метра - то есть, каждую секцию нужно было составить из двух деталей. Всю перегородку предполагалось на игре записать "фресками". Большинство соединений дерево-дерево и фанера-дерево планировали сделать "чёрными" (калёными) саморезами с потайной головкой, разной длины, в зависимости от толщины деревянных деталей. Крепления сталь-дерево (уголки, монтажная лента, монтажные пластины) - "белыми" саморезами "для пластин", с широкой шляпкой. По поводу крепления силовых венцов средокрестия к столбам мнения разошлись - Макс рекомендовал болтовые шпильки, Шац утверждал, что гвозди лучше (так как в шпильках реально упираются в дерево только шайбы, а гвозди держат трением по всей площади поверхности, особенно если вбиты под углом друг к другу). В итоге я остановился на гвоздях. Для крепления плоских балок крыш к столбам было запланировано использовать стальные уголки, усиленные ребром жёсткости. Для крепления прямых стропил к плоским балкам крыш было запланировано использовать уголки без усиления (просто согнутый углом металл), чтобы торчащее ребро не мешало крепить подходящие косые стропила - это предполагалось делать горизонтальным болтом-стяжкой M8 насквозь через три стропила. Узлы у конька нефа, где сходятся четыре косых стропила, предполагалось усиливать болтом M6 насквозь поперёк конька, стягивающим две тонкие монтажные ленты, прикреплённые к косым стропилам. Плюс, все крепления стропил к коньку планировались продублировать тонкой монтажной лентой крест-накрест поверх конька. Все продольные доски главного нефа (они получились длиннее 6 метров, а значит, должны были быть составными) предполагалось соединять стальными монтажными пластинами, с двух сторон. Для соединения продольных досок крыши апсиды – там в закруглении получаются сложности – предполагалось тоже использовать монтажные пластины, но только сверху – чтобы не портить вид снизу. Также было опасение, что стальные уголки могут понадобиться во всяких странных местах (например, при сборке шпиля, с которой всё было не очень понятно), поэтому было решено на всякий случай купить толстую монтажную ленту, чтобы, если что, ею закрыть все такие вопросы. Для подвешивания венца, распятия и светильника, а также крепления горизонтальных стяжек крыш предполагалось использовать шурупы-кольца. Для фиксации петли на конце троса было решено попробовать использовать алюминиевые зажимы, поскольку возиться в очередной раз с болтовыми фиксаторами очень не хотелось. Крыши, стены, витражиДля крепления тентов в начале была рассмотрена технология, разработанная в своё время Странником, и подразумевающая прокладывание поверх тента капроновой стропы, и крепление сквозь неё и тент к стропилу саморезами для пластин. Однако у меня осталось впечатление, и Шац меня в нём подкрепил, что при ошибках при монтаже саморез начинает наматывать на себя нити стропы, и начинаются сложности. Поскольку я предполагал, что монтаж тентов будет делаться неопытными людьми, мне было нужно что-то более простое. Илья предложил использовать вместо саморезов гвозди с широкими шляпками, на чём и остановились. На сложных кровлях (например, апсиды) тенты предполагалось резать и стыковать по стропилам, то есть, одной стропой с гвоздями крепить края двух деталей тента.Ткань для обтяжки предполагали использовать уже имеющуюся, с предыдущих игр, но найти её не удалось. Тогда было решено купить в нужном количестве обычный белый подклад шириной 1.5 метра, и сшить (на машинке) две полосы вдоль, и уже полученной широкой полосой тянуть нижние стены, которые по высоте получались 230 сантиметров. План состоял в том, чтобы сделать на внешних столбах собора метки на одной высоте, на которой должен оказаться шов, и другие метки на высоте, где должен оказаться верхний край ткани. Излишек ткани (ведь её ширина 300 сантиметров) у земли аккуратно подворачиваем и закрепляем степлером, излишек ткани сверху тоже аккуратно сворачиваем "колбаской" и прикрепляем к столбам степлером, акцентируя этим "валиком" верхний край обтяжки. Для верхней обтяжки ткань предполагалось резать вдоль на две или даже три полосы, поскольку высота обтяжки там по плану - всего 50 сантиметров. Для изготовления витражей (про это была одна из важных моделей на игре) была придумана следующая технология. На кусок ткани-стены иголкой с ниткой нашивается кусок москитной сетки размером, после чего кусок ткани-стены внутри шва вырезается, оставляя припуск, и таким образом получается окно, затянутое сеткой, на которую в дальнейшем обычными канцелярскими булавками крепятся напечатанные на цветном лазерном принтере на прозрачной плёнке элементы витража. При этом игровая модель подразумевала, что витражи должны изготовляться вне собора, одобряться духовным руководством монастыря, и только после этого устанавливаться в собор. Учитывая это, было решено не сшивать одну длинную полосу 3-метровой ткани длиной в 55 метров (общая длина нижней обтяжки собора), а порезать ткань на куски длиной 220 сантиметров (расстояние между столбами – 2 метра – плюс запас), и сшивать такими кусками, потом уже на полигоне (заранее и на машинке было бы лучше, но уже не оставалось времени) в каждый такой кусок вшивать сетку, прорезать окно, собирать на сетке витраж, и потом готовый кусок стены с витражом закреплять на столбах собора. Поскольку по новому проекту обтяжка нижних стен должна была делаться изнутри здания (чтобы столбы торчали наружу, имитируя контрфорсы), получалось, что боковой ветер будет работать на отрыв ткани. Поэтому было решено применить ту же тактику, что и с тентами – поверх ткани вдоль столба проложить черную стропу (акцентируя тем самым колонну в интерьере), и сквозь неё бить строительным степлером. Поскольку к каждому столбу крепятся два куска ткани, то получается "бутерброд" – столб-ткань-ткань-стропа-скоба. Мозаика, кресты, распятиеМозаика предполагалась напольной, в центре средокрестия, в виде круга диаметром два метра. Основанием должна была послужить фанера (четыре четвертушки круга радиусом 1 метр, выпиленные из двух листов и склеенные накладками снизу, аналогично конструкции стола в артурианском мертвятнике), на которую предполагалось уже на игре клеить клеем-герметиком квадратные кусочки мозаики для ванн.Кресты на башнях и фасадах было решено обить с помощью строительного степлера и/или клея медной (красной) фольгой, венец над распятием – латунной (жёлтой, под золото) фольгой. Распятие предполагалось найти готовое (например, домашнее) подходящего размера (сантиметров 60 в высоту). Витражный светильникВ церкви Саграда Фамилия в Барселоне меня потрясло многое (я подробно писал об этом), но более всего, пожалуй – огромные, потрясающе яркие витражи (см. фото слева). Их там так много, и они такие большие (в средневековых храмах технология не позволяла достичь такой площади витражного остекления), что при ярком солнце весь белокаменный храм сияет разноцветными бликами.Мне ужасно это понравилось, но я понимал, что в обтянутом полупрозрачной тканью ролевом строяке такого эффекта не достичь – если только не обтягивать весь собор гелевыми светофильтрами. А потом в сувенирной лавке Дома Бальо я увидел вот этот подсвечник за 9 евро (на фото справа), и немедленно его купил – на мой взгляд, это самый гаудишный из всех гаудишных сувениров, которые я видел в магазинчиках Барселоны. Вернувшись в Москву и зажегжи в нём свечу... я подумал, что если сделать такое же, только большое, то пусть не днём, а ночью, но можно сделать что-то похожее на фотографии слева. Я поделился этой идеей с Крэйлом и Алией, обсудили, решили купить маленький круглый аквариум или что-нибудь похожее диаметром сантиметром 20-30, вставить внутрь крестовину, за которую подвешивать, на перекрестие крестовины намотать клубок светодиодной ленты... в общем, Крэйл с Алией сказали, что подумают и что-нибудь такое сделают, на том и порешили. В макете собора светильник был подвешен к самой верхушке шпиля и расположен на такой высоте, чтобы освещать (точнее, отбрасывать цветные блики на) все четыре придела храма и стены башни изнутри одновременно. КолоколаПоскольку мастера при построении игры стремились воспроизводить быт и занятия монахов буквально (в рамках разумного), идея использовать для звона колоколов аудиозапись казалась неуместной. Хотелось, чтобы были какие-то колокола, в которые какой-то звонарь должен был реально звонить.У меня нашёлся один довольно крупный (сантиметров 12) латунный колокольчик (с Атлантиса), ещё несколько маленьких валдайских я знал, где добыть. Но у маленьких колокольчиков есть два важных отличия от больших колоколов – они звонят на гораздо более высокой (несколько октав) ноте и звук от удара в них длится во много раз меньше времени. Поэтому была придумана следующая идея. Делаем звонницу из колокольчиков, ставим под ними микрофон, ставим рядом звуковой пульт (или компьютер с соответствующей программой), который понижает и удлиняет звук в реальном времени, на башенку собора поднимаем колонку – и вуаля. Расчёт пиломатериаловК сожалению, у меня не вышло освоить функционал SketchUp-а и имеющихся плагинов к нему, чтобы автоматически получить из файла проекта раскладку по пиломатериалам. Это точно возможно, просто у меня не хватило пассионарности пробиться через сложности в этом вопросе.В итоге раскладку я делал вручную, табличкой в Экселе, точнее – в Google Docs. Вот она. Выглядит пугающе, но благодаря ей я сумел довольно точно оценить необходимое количество материалов и верно прикинуть необходимый запас. Расшифровка вкратце такая. Фактическая (ф.) длина, объём и вес – это реальные параметры конкретной детали. Техническая (т.) длина и объём – округлённые вверх по громоздкой формуле, суть которой сводится к тому, что доски на входе имеют фиксированную длину (2, 3 или 6 метров), и если нужна 5-метровая деталь, то 1 метр придётся выкинуть. Понятно, что на практике обрезки переиспользуются для более коротких деталей, но для расчётов лучше этим пренебречь и перезаложиться. Как видно, в результате (в правом нижнем углу) получаются две сводных таблицы, показывающие, сколько нужно материалов по точным меркам (физической длине) и округлённым меркам (технической длине). Также сделана дополнительная табличка, добавляющая 20% к точным меркам (это типичный метод грубой прикидки). И четвёртая сводная табличка сделана уже вручную, глядя на остальные три, именно по ней в итоге планировалась закупка и делался предварительный заказ. Эта же таблица (правая её часть) использована для подсчёта необходимой длины стропы для крепления тентов и подсчёта необходимых саморезов (с/р) разной длины. Саморезы считались по принципу "сколько нужно саморезов, чтобы прикрепить данную деталь ко всем остальным деталям, к которым её нужно прикрепить". При скреплении двух деталей саморезы приписывались к менее капитальной и значительной из них – это очень просто критерий, он позволил всё посчитать без путаницы. При закупке потом, разумеется, были добавлены запасы. В том же документе на других вкладках можно посмотреть таблицы расчёта и закупок фанеры, ткани, тентов, верёвки и тросика, крепёжных элементов. Каюсь, там далеко не всё и не всё правда – в последние дни перед выездом меня не очень хватало поддерживать порядок в документах. Сейчас я несколько причесал таблицы, но всё равно там есть странное. Закупок мы подробно коснёмся в следующей (надеюсь, последней) части этого отчёта. До сих пор мы говорили только о том, как всё было придумано, спланировано и подготовлено в теории – в третьей же части поговорим о том, что из этого вышло на деле. Там же будет самое интересное – много картинок того, как, что и в какой последовательности строилось на практике, что из планов реализовалось, что нет, что пошло не так и почему. Комментарии: 8 |