lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: jolaf: One day more: Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 4-я
jolaf
jolaf
Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 4-я
One day more, larp-cathedral-building-3d-photo, 2015-07-20 20:24:20

Продолжение, начало здесь, здесь и здесь.

Итак, газель разгружена и груз даже более-менее растащен по надлежащим местам, доски привезены и разгружены в две аккуратные кучки... Самое время вспомнить, что собирались делать дальше. Дальше есть двое с небольшим суток до начала игры, за которые нужно, во-первых, построить как можно больше, как минимум – построить крышу над алтарной частью, чтобы собор можно было освятить и вести в нём службы; во-вторых, выполнить абсолютный максимум работ, требующих электроинструмента, чтобы на игре к нему не обращаться, в идеале, совсем. Потом начнётся игра, и на площадке останутся только шуруповёрты (мы их называем коловоротами, без них никак) и ножовки. И в этом режиме нужно будет за три дня дорисовать остальную сову построить всё остальное – ну или сколько успеем.

Планы и приоритеты


Идеализированная стройплощадка
Поскольку ультимативной целью было назначено провести в соборе пасхальную службу в последнюю ночь игры, то приоритеты-планы получались следующие:

1. Силовая конструкция средокрестия. Она по-любому нужна для подъёма крыш, без неё никак.
2. Алтарная часть. Чтобы можно было служить службы в недостроенном соборе. И чтобы отработать конструкцию нефа и подъёма крыши на не самом длинном приделе.
3. Главный неф – первостепенный готический фетиш и основная площадь храма.
4. Боковые приделы.
5. Башня и шпиль.
6. Главный фасад.

При этом работу предполагалось максимально распараллеливать – по счастью, проект это позволял. Технически, при идеальном прорабе, на этой стройке можно было бы эффективно занять делом одновременно человек 50 наверное. При имеющемся наборе инструментов – человек 20-25.

Организация стройплощадки

Моё идеализированное представление о стройплощадке можно увидеть, открыв в SketchUp-е (инструкции тут) проект собора и включив слой "Строяк". Если вкратце, то суть такова – есть собственно площадка, на которой возводится собор, непосредственно рядом с ним расположены:

– склад пиломатериалов;
– распилочный стол (с встроенными в него намертво с двух сторон лентами от рулеток), на котором удобно размечать доски и пилить их по меркам;
– стол для сборки "модулей нефа" – для них так и не придумалось лучшего названия, в общем это внутренний столб нефа + внешний стоб + соединяющее их стропило нижней крыши + укосина к этому стропилу; таких штук в соборе 18, и есть резон организовать место для их сборки на поток;
– стол для сборки створок дверей – они довольно сложной конструкции и их шесть, так что тоже есть резон;
– фасадная мастерская, где фасады собираются целиком, а потом в сборе приносятся и ставятся на место – фасадов всего три, но они достаточно сложны, чтобы это имело смысл организовывать;
– стенная мастерская, где стены приделов собираются из модулей для последующей установки – стен четыре, вроде бы игра тоже стоит свеч;
– кровельная мастерская – жизненно необходимая штука, крыши точно собирать на земле и поднимать в сборе, и без специального стенда, поддерживающего конёк во время сборки, никак не обойтись;
– витражная мастерская – по сути, копия двух внешних столбов нефа, на которые можно натянуть кусок стены с сеткой и собирать витраж.

Обратите внимание, что все мастерские расположены по одну сторону от собора – чтобы люди не бегали с места на место ЧЕРЕЗ строящийся собор, и тем более не таскали через него доски. Кроме этого, мастерские оставляют свободным место перед фасадами, чтобы оные фасады можно было принести на место, положить, и потом с земли поднять в вертикальное положение, не спотыкаясь о вспомогательные конструкции.

Кроме этого, при планировании распределения домиков базы по игрокам я настоял на том, чтобы ближайший к стройке домик (на фотографиях – розовый 13-й) был отдан под стройку целиком – чтобы в нём жили я и брат Соломон, мой главный помощник и заместитель на игре, и чтобы в нём же были размещены два склада. Первый склад – на веранде, игровой, чтобы хранить инструменты, находящиеся в игре. Второй, в одной из комнат – неигровой ("келья для размышлений брата Давида") – чтобы хранить в нём всякую электрику и прочую неигровуху, и там же держать стол с ноутбуком, даже не так, с НОУТБУКОМ, на котором открыт проект стройки в SketchUp-е. Подготовить исчерпывающий комплект бумажной строительной документации заранее у меня не хватило ни квалификации, ни сил, поэтому заглядывать в проект в процессе строительства предстояло неминуемо.

Надо сказать, что возможность организовать склад инструментов в домике со столами, кроватями (в роли полок) и тумбочками, а не в лесу под тентиком, повлияла на удобство и упорядоченность стройки очень сильно, а расположение домика в непосредственной близости от стройплощадки сделало его фактически её частью, так что "сбегать за инструментом" не представляло никакой проблемы, так же как и "убрать инструмент после работы".


Семь человек – идеальная команда для разгрузки (4-е мая 11-12 часов)
© Ахелия

Склад пиломатериалов

Три куба досок – это много. Разгрузи их не там, где надо – и потратишь полдня на перетаскивание их к месту стройки. Свали их все в одну кучу – и задолбаешься вытаскивать из середины брусок нужного сечения. Зная всё это, я очень тщательно проговорил и трижды переспросил вопрос завоза досок на базу. В итоге проблем не возникло, грузовик был пригнан точно на стройплощадку, к нужному, выбранному заранее месту, развёрнут точно под нужным углом, и доски были разгружены с борта в две кучи – доски 25х100 штабелем, сверху немногочисленные доски 50х100 и брус 100х100, а в стороне – беспорядочной горой мокрый штакет 25х50 и рядышком брусок 50х50. Беспорядочной горой – чтобы быстрее сох. Из штакета предполагалось делать в основном стропила крыш, которые потом в сборе нужно было поднимать на высоту, так что вопрос сухости (а значит, лёгкости) штакета был весьма актуален. В общем, тщательное планирование начало показывать свою эффективность уже на этом этапе – пожалуй, это была самая грамотная разгрузка досок в моём опыте.

Были распакованы закупленные на кровли собора многочисленные тенты, и на время дождя и на ночь (от росы) все стройматериалы тщательно укрывались, а днём, наоборот, тенты убирались, чтобы доски сохли на солнце (по счастью, склад досок пришёлся на южную стену здания, у которого располагался). Более того, весь штакет каждое утро потом перекладывался с места на место (5 минут работы двум людям), чтобы сох лучше и равномернее. В итоге, когда с ним начали работать, он был уже практически сухим.

Хочу отметить, что кроме людей, которых вы видите на фотографиях, на площадке всегда (незримо для камеры) присутствовала ещё и Ахелия, сделавшая эти фотографии. И когда она не снимала (то есть, бОльшую часть времени), она таскала, размечала и пилила наравне со всеми.

Разметка собора


Разметка будущего здания собора (4-е мая, 13-16 часов)
© Ахелия
Колышки из штакета, плюс используемые в качестве колышков гвозди 150 с привязанными яркими ленточками, плюс много полипропиленового шпагата, плюс много беготни с рулеткой – и прямоугольная разметка площадки будущего собора готова. И даже диагонали главного прямоугольника после трёх перемеров с уточнением и перестановкой колышков, сошлись.


Самый первый чертёж – профиль рельефа стройплощадки вдоль оси собора,
слева – главный фасад, справа – апсида, выделены столбы средокрестия и башни.
Видны метания в попытках определить глубину вкопа столбов и положение "расчётной" земли.
А вот дальше произошло первое непредвиденное. На средокрестии будущего собора был установлен лазерный нивелир, штакетина стала импровизированной геодезической рейкой, и было измерено, что разница в уровне земли между западным (главный фасад) и восточным (апсида) концами собора составляет... 75 сантиметров! Предположить это, глядя на в общем-то ровную, ну слегка наклонную площадку, было никак не возможно. Мы проверили всё ещё раз – действительно, 75 сантиметров. При том, что столбы предполагалось вкапывать на метр, а высота нижних стен предполагалась равной 230 сантиметрам, вопрос о том, куда девать эту разницу, был неясным совершенно, спешно собранный консилиум затянулся. Я затрудняюсь, глядя на чертёж справа, вспомнить, что точно мы решили, но в общих чертах решение свелось к тому, что вблизи главного фасада собор будет чуть-чуть выше над землёй, чем планировалось, а вблизи апсиды – сильно ниже.

Это относительно спешно принятое решение впоследствии довольно сильно ударило по конечному результату, мы увидим это дальше. А всё почему? Потому что я при проектировании НЕ ПОДУМАЛ о том, ЧТО ИМЕННО я буду делать при существенном перепаде высот на площадке. То есть, понятно было, что где-то получится чуть выше, а где-то чуть ниже, но этим я и ограничился, не продумав детально все последствия. За что и поплатился.

Также было решено, что столбы главного нефа должны быть на полметра длиннее столбов хора, чтобы обеспечить им достаточную глубину вкапывания – что логично.

Разметкой и планированием работа на площадке 4-го мая около 17 часов практически закончилась – успели ещё отпилить и подготовить к установке главные столбы, остаток дня был посвящён дорастаскиванию вещей из газели и организации складов инструментов.

Все чертежи проекта, отсканированные
и сведённые в одну картинку

Рабочий процесс

С утра 5-го мая включился и уже не выключался до конца игры основной рабочий процесс. Выглядел он так:

1. Брат Давид удаляется в комнату для размышлений – я иду в неигровую комнату с ноутбуком.

2. Брат Давид думает – я втыкаю в проект в SketchUp-е и делаю зарисовки от руки, карандашом на бумаге, тех деталей, которые нужно разметить и выпилить, или узлов, которые необходимо собрать. Для каждой детали указывается её условное имя из двух латинских букв, количество, сколько таких нужно сделать и габариты, а также, где актуально, линии разметки, которые нужно на неё нанести. Для узлов делается набросок, указываются имена используемых деталей, даются расстояния до точек крепления.

3. Брат Давид возвращается из комнаты размышлений на площадку с чертежами, которые передаёт главному строителю вместе с устными пояснениями по тем нюансам, которые поленился или не сумел внятно отобразить на чертеже.

4. Строители под руководством "прораба" пилят доски под нужный размер, наносят на готовые детали, где нужно, разметку крепежа, подписывают готовые детали теми самыми двумя буквами, откладывают в отдельную кучку.

5. Пока не появились новые свободные люди, или не освободились уже имеющиеся, брат Давид работает на площадке, делая работу, которую сильно проще сделать самому, чем объяснять, или которую нужно сделать один раз, чтобы дальше строители могли работать по этому образцу. Как только появляются свободные люди, см. п. 1.

Одной из фишек процесса виделось то, что общая картина того, что строится, есть только в голове у архитектора, остальные знают, что строят, только по его описаниям и наброскам, а большинство строителей вообще не понимают, зачем нужна вот эта конкретная их работа, но в итоге она оказывается частью общего дела. Мне казалось, да и сейчас кажется, что это очень по-средневековому. Этот подход породил потом несколько эффектных моментов уже в ходе игры.

Установка столбов средокрестия

С этого началось собственно строительство. Рулил процессом Камилл, ему помогал Митрин, потом подключился ещё Альквэ. Четыре бруса 100х100 были отпилены под нужную длину, заострены с верхнего конца каждый (четыре суровых пила электропилой на каждый столб), и вкопаны в выбуренные ямы точно до меток (для которых специально были закуплены красные маркеры), нанесённых на нужной высоте для совпадения с лазерным лучом нивелира.

Изначально мы планировали выставить столбы чётко вертикально по уровню, залить их основания в бетон (жидкую смесь песка из ям с цементом и водой), и потом уже наводить силовые венцы. Но очень быстро стало понятно, что нет никакой возможности выверить положение столбов точно без связывающих их балок, а значит, надо не крепить столбы намертво, а наоборот, оставить их максимально свободными, насколько возможно, чтобы балки венцов поставили их в итоге в правильное положение. И тут же стало понятно, что бить гвозди 150 в качающийся столб на высоте – дурная идея, так что в итоге балки венцов были повешены на саморезы 150 (по три на точку крепления), что оказалось не очень просто – шуруповёрты не справлялись, пришлось высверливать дырки под саморезы. Но, по счастью, венцов было всего три (нижний временный, и два верхних), так что с этой работой справились довольно быстро.

После установки двух венцов обнаружилось, что, хотя мы хорошо выдержали горизонталь, с геометрией в горизонтальной плоскости вышло не очень, то есть, венцы вместо квадратов получились немного ромбами. Проблему вначале пытались решать, навалясь на "выпирающий столб", и расклинивая его в земле в нужную сторону, потом просто стянули два проблемных столба прочной статической верёвкой. Когда результат нас устроил, столбы дополнительно расклинили в земле и таки залили в бетон (не зря же цемент покупали!), но я не уверен, что это что-то реально добавило к прочности или жёсткости конструкции.


Монтаж силового каркаса средокрестия (5-е мая, 11-14 часов)
© Ахелия
На фото можно рассмотреть:

– Установленные силовые столбы. Вынутый песок сложен в кучку рядом, в одном случае – уже на полиэтилен, для смешивания с цементом.

– Установленные нижний (временный) и средний силовые венцы. На фотографии этого не увидеть, но балки венца точно выверены по горизонту, причём не пузырьковым уровнем, положенным на балку, а за счёт того, что красные метки на столбах (нанесённые на равном расстоянии от вершины) при их установке были выверены точно по лазерному лучу нивелира, а горизонтальные балки прикреплены по разметке, сделанной на столбах на фиксированном расстоянии от красных меток. Разметку, сделанную со всех сторон, кстати, тоже видно, на ближайшем столбе.

– Подготовленные к монтажу 4-метровые балки 50х100 силовых венцов. В них предварительно просверлены отверстия и ввинчены саморезы 150 до состояния "чуть торчат с другой стороны".

– Две стремянки-трансформеры. Данный этап строительства – чуть ли не единственный, когда они были необходимы обе. В дальнейшем они тоже использовались обе, но уже для ускорения и распараллеливания строительства, а не по необходимости.

– Лазерный нивелир на штативе в центре. Не то, чтобы он был постоянно нужен, просто остался стоять после установки столбов. В тот момент нам ещё казалось, что важно, чтобы он всё время стоял точно на одном и том же месте. Впоследствии убедились, что его можно, наоборот, притаскивать, когда надо, ставить абы как примерно там, где он нужен, и за две минуты настраивать для эффективной работы.

– Жёлтый пузырьковый уровень, которым проверяли вертикальность столбов (днём это удобнее, чем по лазеру).

– Стальную миску с саморезами – очень удобная штука. Даже если в ней перемешаны 3-4 номинала саморезов, их всё равно очень удобно из неё брать.

– Шуруповёрты, рулетку, электродрель, электропилу. Пила была мощной, а проводка в домиках на базе слабая, поэтому на площадку до игры было брошено два силовых кабеля, от двух домиков, которые видны на фото (правый – тот самый "розовый 13-й"). Один кабель использовался для цепной электропилы или дрели, другой – для менее мощных электролобзиков.

– На двух последних фотографиях отражён процесс заливки столбов в бетон, на столбах хороша видна как карандашная разметка под венцы, так и красная, под луч лазерного нивелира.

Прибытие подкрепления

Утром приехала вторая группа строителей, и удалось запустить вторую очередь работ. Возглавила её Скади, разметочные работы в основном легли на плечи Шани. Пока не было распилочного стола, работы по разметке и распиловке велись прямо на штабеле досок или рядом с ним. Когда приехалРанма, самым насущным делом была постройка распилочного стола, что и было ему немедленно поручено. Потом он, уже набив руку, так же собрал и все остальные сборочные стенды на площадке. Поль с порога заявил, что не хочет думать, а хочет пилить, после чего немедленно поступил в распоряжение Скади и в дальнейшем на пару с Тайреном они с утра до вечера пилили электропилой то, что Шани размечала. Ещё группе ребят (увы, не знаю имён) Скади поручила начинать из напиленного сборку модулей нефа, эта работа продолжалась потом ещё два дня.

В условиях, когда электропила использовалась в основном для простых пилов большого количества досок, я предполагал, что мелкая работа типа срезания уголков под 45 градусов будет выполнять ножовками. Но указалось, что электролобзиком получается быстрее, удобнее и аккуратнее. Я брал лобзики (второй – на всякий случай) в основном ради криволинейных пилов фанеры (для основы мозаики), но они оказались бесценным и постоянно используемым инструментом в распилочной, и работали всю стройку до начала игры, причём оба. Так что ножовки до игры использовались мало, а стусла, кажется, не пригодились вовсе.


Разметочные работы на штабеле, монтаж распилочного стола, сборка первых модулей нефа (5-е мая, 12-14 часов)
© Ахелия

Продолжение работ на средокрестии

Нижний, временный венец средокрестия был доукомплектован ещё четырьмя брусьями, и по сторонам центрального колодца был уложен временный настил из досок 23х100. Поскольку доска-сотка под весом человека некомфортно и опасно прогибается на метровом пролёте, настил было уложен в два слоя со смещением в пол-доски. Никакое крепление настила не осуществлялось, но крайние, немного не помещавшиеся по ширине доски были уложены под углом (если присмотреться, это видно на фото), чтобы "поджимать" доски настила и не давать им разъезжаться. Этот настил потом верой и правдой служил нам четверо суток без каких-то дополнительных ухищрений.

Обратите внимание, как прогибаются на 4-метровом пролёте опорные брусья (а ведь это доска 50х100 на ребро!) под весом пары человек и настила. Разумеется, такой режим работы досок был бы неприемлем для игры и потребовал бы дополнительного укрепления. Но поскольку это был временный настил и на небольшой высоте, мы сочли такой прогиб допустимым и не стали делать никаких дополнительных подпорок (хотя это, в целом, было бы не сложно).

Работая с настила, Камилл с Митрином закрепили основу верхнего венца и завершили сборку среднего венца средокрестия. Тем временем, освободившаяся от стягивания перекошенных венцов статическая верёвка была переиспользована в качестве перил-лееров вокруг средокрестия, страхуя работников на настиле от падения и облегчая залезание на леса.


Продолжение работ на средокрестии (5-е мая, 14-17 часов)
© первое фото – Марыся, остальные – Ахелия

Распилочные работы

Тем временем, с постройкой распилочного стола, работы по подготовке деталей для сборки пошли быстрее, скоро были готовы все крупные детали кровли апсиды. На правом фото видна маркировка: LP – это продольные слеги кровли, по срезанному уголку потом будет выполняться стыковка с аналогичными слегами кровли трансепта; LC – это плоские доски, формирующие закругление кровли, их концы срезаны под углом примерно 26 градусов (180/7). Это один из немногих случаев применения "божьих" (отличных от 45 и 90 градусов) углов в этом проекте.


Работы на распилочном столе (5-е мая, 17-18 часов)
© Ахелия

Сборка модулей нефа

К концу дня был доделал сборочный стол для модулей нефа. Комизм ситуации в том, что пока у нас с Ранмой дошли до этого руки, на траве рядом уже лежали веером готовые модули на весь хор собора (именно его стены планировалось поднимать первыми). И в дальнейшем старательно собранный стол не использовался ни разу – сборочная бригада отказалась от него, сказав, что они уже наловчились работать на траве и им так удобнее. Мораль – хороша ложка к обеду.

Зато постройкой кровельного стенда занялись очень вовремя – на правом фото слева, за средокрестием, виден будущий конёк крыши, уложенный на два столба.


Монтажный стол и сборка модулей нефа (5-е мая, 17-18 часов)
© Ахелия

Level Up

Когда со средним венцом закончили, стремянки с земли были подняты на временный настил, и началась сборка верхнего венца. После этого на верхние венцы были установлены плоские раскосы, и, уже в сумерках, вертикальные связки венцов.


Завершение сборки верхних венцов средокрестия (5-е мая, 17-21 час)
© Ахелия

Кровельные работы


Первичная сборка каркаса крыши на кровельном стенде
(6-е мая, 11 часов)
© Ахелия
Утро 6-го мая ознаменовалось началом кровельных работ – сборкой крыши хора. В отличие от распилочного стола и стола для сборки модулей нефа, где достаточно было просто вбить в землю несколько "скамеек", здесь было важно уложить конёк чётко горизонтально и сделать под ним ряд "скамеек" тоже строго горизонтально и строго на определённой высоте ниже конька. Только в этом случае сборка крыш на таком стенде обещала быть простой и технологичной. Лазерный нивелир здесь был не особо полезен, всё выровняли с помощью обычного пузырькового уровня.

На фото (слева) видно, что незакреплённый конёк лежит на опорных столбах на ребре, поддерживаемый с боков вбитыми в торец столба гвоздями – в итоге это были чуть ли не единственные гвозди на весь строяк. Ниже, на четырёх "скамейках" уложена плоская рама крыши (те самые детали LP и LC, напиленные вчера), связанная в области закругления стальными монтажными пластинами сверху. Идёт монтаж прямых стропил, к коньку – монтажной лентой, к продольным слегам – стальными уголками. Руководил кровельными работами я сам, но основной объём сборочной работы лёг на плечи присоединившейся к нам Анетты и Шани.


Изготовление косых стропил – на заготовках
на переднем плане, с уже сделанным первым пилом,
видна разметка под второй пил (6-е мая)
© Ахелия, фото с её камеры, не знаю, кто снял
Самыми сложными в изготовлении деталями во всём соборе были так называемые косые стропила. Они выполняли двойную задачу – имитировать, при взгляде снизу, характерную крестово-диагональную конструкцию готического свода, и задавать продольную жёсткость конструкции крыши. Сложными эти детали были потому, что с обоих концов подходили к другим элементам (коньку и прямым стропилам) под сложными углами, которые было трудно выдержать при распиловке. По счастью, Ахелия, в совершенстве к тому времени освоившая электролобзик, выработала технологию таких пилов – пилила каждый конец рейки дважды, один раз – под острым углом к одной грани и прямым – к другой, а потом делала второй пил под углом к получившейся после первого пила плоскости. К концу дня (и началу игры) она успела на своём маленьком импровизированном верстаке (на фото справа) напилить все необходимые косые стропила на весь собор – 44 штуки.


Монтаж косых стропил и стропил апсиды
(6-е мая, 14 часов)
© Ахелия
Монтаж косых стропил тоже был нетривиальной операцией. С верхнего конца они крепились двояко – во-первых, аналогично прямым стропилам, монтажной лентой крест-накрест через конёк. Во-вторых, каждая пара косых стропил по одну сторону конька скреплялась монтажной лентой, а дальше две такие ленты, через отверстие, просверленное в коньке, стягивались длинным болтом М6 с большими шайбами. Этот крепёж можно в общих чертах рассмотреть на фото (слева). Четыре косых стропила, стянутые такие крепежом, становились как будто одним целым, так что, при незакреплённых нижних концах, лёгкий удар по одному из них приводил к синхронной вибрации всех четырёх стропил вместе. Нижние концы косых стропил предполагалось стягивать, через отверстие, просверленное в нижнем конце прямого стропила, длинным горизонтальным болтом М8 с двумя шайбами, но на месте это решение стало казаться переусложнённым (особенно учитывая отсутствие достаточно длинного сверла – о нём не подумали), и в итоге нижние концы косых стропил крепили к нижним концам прямых стропил просто длинными саморезами.

Отдельным развлечением стало изготовление и монтаж стропил апсиды (на фото слева). В верхней точке они сходились под очень острыми углами, так что их пришлось много раз понемногу подпиливать, пока конструкция не собралась, как должно. Изначально я предполагал просверлить в верхних концах стропил и в коньке рядом по отверстию, и стянуть весь "пучок" стропил тросиком, натянутым болтом с шайбами, но монтажники оказались быстрее, и не успел я оглянуться, как стропила уже были прикреплены монтажной лентой. Получившаяся конструкция не выглядела особо прочной, но более-менее держалась, и я решил не разбирать её ради тросовой стяжки, а оставить как есть. Нижние концы стропил апсиды крепились аналогично прямым стропилам, на уголок.


Завершение сборки крыши хора (6-е мая, 17-19 часов)
© Ахелия
Пока девушки собирали апсиду, я сделал ещё одно важное дело – просверлил дырки в коньке и подвесил к нему два стальных кольца, в каждое из которых пропустил по две чёрных верёвки. На этих четырёх подвесах в перспективе должен был быть закреплён венец с распятием, пока же верёвки были пропущены через ещё одно кольцо с краю, на слеге крыши, и забухтованы, чтобы в перспективе можно было удобно спустить управляющие концы вниз вдоль столба. Монтировать подвес на уже поднятой крыше на высоте 6 метров над землёй без надёжной опоры рядом было бы очень сложно и неудобно, если не невозможно.

Также где-то в это же время Товер установил в несущей раме крыши тросовые стяжки. Обжать алюминиевый крепёж для тросика у нас так и не получилось (видимо, всё-таки нужен специальный инструмент для этого), но оказалось, что вставленные в крепёж два 2мм тросика и так держатся достаточно прочно чисто на трении. Так что мы просто надевали крепёж на тросик, обводили его вокруг наживлённого предварительно самореза с шайбой, продевали тросик обратно в крепёж, затягивали, излишек тросика обрезали, после чего завинчивали саморез, натягивая тросик. Схема оказалась вполне рабочей.

После завершения монтажа стропил я прошёлся вокруг с болгаркой, срезав торчащие из конька болты, и подрезав все торчащие наружу края монтажных уголков и вылезшие хвостики длинных саморезов. После этого все узлы крепления стропил к коньку были тщательно во много слоёв обмотаны прозрачным скотчем – все эти меры были призваны амортизировать конструкцию в точках опоры тента и избежать его повреждения.

Когда дело дошло до обтяжки каркаса тентом, к делу подключились Хейтэлл и Ранвен. Купленная специально для этой задачи 25мм стропа цвета хаки на удивление точно совпала по оттенку с тентом, так что строповых креплений (идущих перпендикулярно коньку, вдоль всех прямых стропил) практически не видно на фотографиях. На прямом участке крыши тент был закреплён и подогнут быстро и уверенно, на закруглении апсиды пришлось повозиться, вырезая куски нужной формы из обрезков тента.

В общей сложности, работа над крышей хора заняла практически весь день, при том, что работали над ней обычно два человека. На предпоследнем фото (справа) видно, что крайняя "скамейка" стенда мешает натягивать тент. На последнем фото видно, что крыша была снята с одного из опорных столбов стенда и сдвинута на одну "скамейку" в сторону апсиды, чтобы решить эту проблему. Углы тента с конца, противоположного апсиде, намеренно не закреплены – они будут крепиться к конструкциям средокрестия после подъёма крыши наверх. Также на фото видна невкопанная, "запасная" "скамейка" – она была заготовлена в расчёте на сборку длинной крыши главного нефа.

Продолжение работ на средокрестии

К середине дня работы на самом средокрестии были завершены – были установлены длинные раскосы со всех четырёх сторон, а также установлены по углам центрального колодца временные вертикальные направляющие для подъёма башни и шпиля. Прошедшим вечером Камилл уехал, так что работу над средокрестием возглавил Митрин, и его энтузиазм был так велик, что стало понятно – в нашем соборе вероятно будет недоставать чего-то другого, но башня и шпиль будут точно.


Завершённое средокрестие (6-е мая, 14 часов)
© Ахелия

Изготовление венца над распятием и крестов

Семь одинаковых досочек, срезанных под "божьими" углами, нам предоставил распилочный цех, после чего Анетта соединила их воедино монтажной лентой снаружи и с верхнего торца. Конструкция получилась не жёсткая (что логично, учитывая отсутствие каких-либо стяжек), но достаточно прочная для того, чтобы спокойно переживать аккуратное перемещение с места на места и перевороты. После этого к делу подключился Чаян с латунной фольгой и строительным степлером. В торцы уже обитого латунью венца я ввернул вручную 8 небольших шурупов-колец, оставшихся у меня с какого-то прошлого строяка – 4 сверху, для подвешивания венца к потолку, и 3 снизу, для подвешивания к венцу распятия (предполагалось, что распятие будет чуть наклонено вперёд, и для этого нужно будет нижний его конец оттянуть назад).

Примерно в это же время брат Себастьян изготовил кресты, большой – для главного шпиля, и малые – для фасадов. Технология простая – два куска доски (для большого креста) или штакета (для малых), с выбранными пазами, соединяются так, чтобы доски сошлись "в одну плоскость", и скрепляются короткими саморезами, после чего обиваются медной фольгой с помощью строительного степлера.


Сборка венца над распятием (6-е мая, 16-18 часов)
© Марыся, Ахелия


Я надеялся в этом посте довести рассказ до начала игры – но, увы, в силу технических ограничений на размер поста в ЖЖ, приходится на этом остановиться. Продолжение последует.
Комментарии: 48