lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: jolaf: One day more: Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 6-я
jolaf
jolaf
Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 6-я
One day more, larp-cathedral-building-3d-photo, 2015-07-30 01:05:28

 
Картинка для привлечения внимания
© Ахелия
Продолжение, предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, благодарности.

В этой части я попробую рассказать о внутреннем убранстве собора. Для этого нам придётся вернуться чуть назад во времени, потому что живописная, витражная, мозаичная, скульптурная, свечная мастерские работали всю игру, с самого её начала, многие начали ещё до игры и привезли на полигон заготовки. И если такую масштабную штуку, как строяк, ещё можно рассматривать хронологически, переходя от одного места стройки к другому, и снова возвращаясь, чтобы описать следующий этап, то с работой художественных мастерских, мне кажется, уместнее не прыгать с одного на другое, а показать каждый процесс от начала до конца, насколько возможно.

Амбулаторий и фрески

Когда собор проектировался, в нём очень быстро нашлось место для витражей, а вот с местом для фресок долго было непонятно. Тканевые стены полу-прозрачные, с фресками это не очень ассоциируется. Делать жёсткую фанерную обшивку стен только ради фресок показалось слишком тяжёлым конструктивным решением. В итоге постановили, что фрески будут располагаться на заалтарной перегородке амбулатория – это семь досок шириной 40 сантиметров и высотой 2.5 метра. Уже в процессе строительства стало понятно, что фрески будут лучше смотреться, если поднять их повыше, так перегородка выросла в высоту до 3 метров (два листа фанеры), и расписывать было решено только верхнюю половину, потому что нижняя получилась действительно очень плохо видимой за алтарём.

 
Мастера-фресочники брат Дамиан и брат Лука; фресочники обсуждают и планируют работу
© первая – Ира Абз, вторая – Энти, третья – Хэлдэнн

Строительство перегородки амбулатория получилось неотделимым от писания фресок. Я наделялся и планировал, что к началу игры у нас уже будет хор с крышей и перегородкой, так что фресочники смогут с самого начала игры работать внутри собора, расписывая прямо стены – как и полагается делать с фресками. Но суровая реальность внесла свои коррективы, так что фресочникам пришлось расписывать доски снаружи, и только в середине последнего дня игры уже из готовых досок собрали перегородку. Но даже и оставшейся половины игрового дня оказалось достаточно для того, чтобы в укромном проходе за алтарём (который, в общем-то, намеренно таковым и проектировался) Милена умудрилась зарезать молодого послушника-мозаичника! И это при том, что в соборе шли активные работы, там всё время кто-то был, и нашли мы тело совершенно случайно и не сразу.

 
Фрески на разных стадиях работы; грехи человеческие крупным планом
© первая – Хэлдэнн, вторая, четвёртая, седьмая – Лекси, третья – Фириэль, пятая – Энти, шестая – Ахелия, последняя – Митос

Столбы апсиды были поставлены вполне точно с точки зрения строяка, но для монтажа перегородки точность оказалась недостаточной, расстояние между столбами было где-то чуть больше, где-то чуть меньше, и они были не совсем вертикальными. Подогнать в таких условиях встык четырнадцать (!) секций фанеры 40х150 сантиметров было непросто, так что мы сымпровизировали и упростили себе задачу – ко всем столбам на высоту перегородки прибили по бокам доски, так что стобы стали шириной не 25, а 75 миллиметров.

Как только это решение было найдено, дальнейший монтаж стал делом техники, брат Дени с помощниками справился с этим за считанные часы. Фанеру сверлили и потом через отверстия крепили к столбам чёрными саморезами с потайной головкой, так что в итоге точки крепления совершенно не бросались в глаза. Нижние доски перегородки фресочники просто записали суриком.

На фотографиях ниже можно видеть процесс монтажа перегородки на разных этапах. Также видны уже разбухтованные и спущенные вниз с колец на коньке крыши верёвки для подвеса венца с распятием. Последняя фотография сделана уже в темноте, при свете витражного светильника, но сильно до начала мессы – видите, венец уже висит, а распятия под ним пока нет.

 
Перегородка амбулатория на разных стадиях монтажа
© первая, пятая – Лекси, вторая, третья – Хэлдэнн, четвёртая – alario_ginger

Когда дело шло к освящению собора, на фрески наконец внимательно посмотрели богословы и нашли в них массу еретических мотивов (что неудивительно – фресочники под предводительством брата Дамиана и брата Луки были еретиками, игроки между собой шутили: "С нами Босх!"), так что там было много геморроя – срубать ли фрески, или замазывать... В общем, частично решили ограничиться пояснительными табличками, частично вырубить – по жизни просто завесили самые стрёмные с богословской точки зрения участки белой тканью.

 
Брат Дамиан обсуждает с инквизитором братом Адельмом богословские аспекты фресок
© Хэлдэнн

Витражи

Про витражную технологию я уже рассказывал во второй части отчёта – куски распечаток на плёнке крепятся к москитной сетке канцелярскими булавками. Однако технология – технологией, с ней всё было ок, а контент – контентом. Модель витражного искусства была плотно завязана на богословие и религиозные диспуты, и в этом смысле, насколько я понял, была вполне хороша. А вот визуальная составляющая витражей осталась, увы, недопродумана и очень сильно пострадала. Так что витражи получились со сложным внутренним символизмом, но... мало похожими на витражи. Тем не менее, игроки старательно в это играли, так что давайте посмотрим, что получилось.

Началось всё с постройки братом Климентом и братом Иоанном в первый день игры витражной мастерской. По сути, это были три столба (связанные поверху рейками, чтобы не шатались), на которые, аналогично столбам собора, натягивался кусок стены с вшитым "окном" из москитной сетки, на которую дальше можно было крепить декоративные элементы.

 
Брат Климент, строитель; брат Иоанн, мастер-витражник
© первая, третья – Ира Абз, вторая – Хэлдэнн

Обратите внимание на правую фотографию выше, это одна из лучших фотографий с этой игры. Бог с ними с ботинками и стремянкой в кадре, но посмотрите на позу и выражение лица Ахелии – это же самая настоящая средневековая икона.

А вот, собственно, и витражная мастерская в работе. Когда работа над одним из витражей затягивалась, а нужно было начинать новый, приходилось работать просто на траве:

 
Витражная мастерская
© Лекси

А вот, собственно, витражи, в итоге сделанные по модельным правилам. Как видно, они практически прозрачные, в них очень мало цвета и очень малая часть площади окна закрыта плёнкой. Это печальная плата за непродуманность контента, напечатанного на плёнке, и отсутствие закупленной под эту задачу просто цветной плёнки, кусками которой можно было бы (без нарушения правил по символизму религиозных изображений) просто закрыть неиспользованную под сюжеты площадь окон. Увы, хорошая мысля приходит опосля.

 
Модельные витражи
© первая – Хэлдэнн, третья – Энти, остальные – Ахелия

С другой стороны, обратите внимание, что сетка не бросается в глаза (хотя если бы она была чёрной, а не белой – было бы лучше, мой косяк), границы вырезанных из плёнки деталей не видны, и булавки, которыми плёночные детали крепятся к сетке, тоже незаметны. На мой взгляд, это подтверждает уместность и эффективность технологии, и я считаю, её вполне можно и даже стоит использовать в дальнейшем, если будут ещё какие-то игры, где будет отыгрываться процесс создания витражей.

Кроме модельных витражей, которые по проекту располагались на боковых стенах приделов, были запланированы ещё чисто антуражные витражи по бокам порталов. На эту роль в очередной раз отлично сгодились витражи авторства Дженевры, написанные ею ещё в 2009 году для Артурианского мертвятника, это уже третий их выезд:

 
Фасадные витражи: монтаж; вид снаружи; вид изнутри
© первая – Марыся, остальные – Ахелия

Мозаика

В качестве основы для мозаики электролобзиком из двух листов фанеры были выпилены четыре четвертушки круга радиусом 1 метр. На них предполагалось собрать мозаику из плиточек для ванных, после чего склеить их вместе накладными фанерными шинами снизу, и разместить готовую мозаику на полу в центре средокрестия собора.

К сожалению, за время игры мозаичисты успели собрать только одну четверть предполагаемой мозаики. Здесь нужно понимать, что у них не было изначально готового плана, использовалась довольно сложная модель творчества с несколькими участниками, так что игровой процесс сборки шёл гораздо медленнее, чем могло бы идти просто потоковое производство по готовому макету. Второй проблемой оказалось то, что используемый для сборки мозаики клей для плитки схватывался несколько часов, в результате законченную под самый конец игры мозаику нельзя было класть на пол – с неё бы посбивали детали ногами. В итоге полученная мозаичная четвертушка круга стала элементом декора стен в соборе.

 
Брат Иероним, мастер-мозаичник; брат Клод, послушник-мозаичник; сборка мозаики; готовая мозаика
© первая, седьмая-девятая – Хэлдэнн, вторая-шестая – Лекси, последняя – КсюшА

Статуи

Статуями (их в итоге было две, Дева Мария и Святой Иаков) практически единолично занимался брат Северин. В основе – дешёвые манекены, причём торсы отдельно, а головы – отдельно (потому что дешёвые манекены торсов либо вообще без голов, либо с головами, но без лиц, либо с очень низкой детализацией лиц). Сопрягалось всё это вместе уже на полигоне, дополнительный антураж (руки, волосы, борода) делался из строительной пены и скульптурного пластилина. Более подробный рассказ автора здесь. Также постарались монахини-гости монастыря, сшившие прямо на игре облачение для статуи Девы Марии.

 
Брат Северин и руки Девы Марии; Святой Иаков
© Ира Абз, Вильерс

Если со Святым Иаковом всё было, в целом, как и ожидалось (разве что крепили его на место у алтаря уже в темноте перед самым освящением собора, ну и так и что с того, успели же), то с Девой Марией... в общем, что-то случалось всю игру. Её то вносили в храм и устанавливали у алтаря, то выносили наружу... Во-первых, оказалось, что эта статуя (найденная в глубоких подвалах монастыря) на самом деле статуя не Девы Марии, а баскской языческой богини Чертовки Мари, что вызвало громкий скандал, длившийся несколько часов, пока статую не освятили заново как таки статую Девы Марии, благо канону она в целом соответствовала, а для верности приставили к ней табличку с соответствующей надписью.

Второй казус был вызван тем, что статуя периодически плакала кровавыми слезами. Поначалу это было злобное баскское колдунство, потом – просто не совсем аккуратное обращение со статуей, приводившее к тому, что краска из бачка, установленного в её голове, снова начала подтекать через глазницы... В общем, нервов честных христиан и ткани на переменяемые после очередного кровоистечения одежды было переведено немало.

 
Дева Мария без облачения; в облачении; инквизитор брат Адельм изучает потёки крови; паломник-баск смущает умы братии на тему того, что Дева Мария – подложная
© Вильерс, Лекси, Энти, Хэлдэнн

Распятие

Изначально я предполагал просто одолжить у кого-то готовое небольшое распятие сантиметров 60 в высоту, но как-то ни у кого не нашлось. Зато нашёлся брат Людовико, выразивший готовность и желание изготовить распятие с нуля. Безумству храбрых поём мы песню!

На полигон была привезена деревянная заготовка креста с грубо очерченной пластилиновой фигурой Спасителя. Далее по ходу игры тонкость скульптурной работы росла на глазах, итоговая скульптура была окрашена, деревянный крест был также выкрашен золотом и украшен драгоценными камнями. Результат превзошёл все ожидания!

 
Брат Людовико за работой; промежуточные стадии скульптуры; подготовка к подвешиванию венца и распятия; распятие под венцом в храме
© первая – Фириэль, вторая, третья, пятая-седьмая – Энти, четвёртая – Джесс, восьмая – Лекси, последняя – Ахелия

Изначально я думал, что для подвешивания понадобятся три верёвки – две по бокам и одна к нижнему концу креста, чтобы оттянуть нижний конец чуть назад, тем самым наклонив распятие вперёд, к народу перед алтарём. Но прямо в процессе подвешивания пришло озарение – я ввернул два самореза не в торцы горизонтальной балки креста, а в концы балки сзади, и подвесил распятие за них. Получилось ровно то, что надо, на двух верёвках. Плюс случайно вышло так, что в темноте, в свете витражного светильника, тень от распятия практически совпадала с алым крестом Святого Иакова на центральной фреске, что тоже добавляло замеса.

Свечи

И даже свечи для служб делались на игре и по игре из настоящего воска, в том числе гигантский позолоченный пасхал для финальной службы – на фотографиях алтарной части в конце этого поста его хорошо видно, он стоит на высоком подсвечнике в левой части хора, около столба. Руководил свечным цехом брат Раймонд, ему помогал послушник, брат Жозеф. Точная технология мне неизвестна, но то, что выглядит на фотографии ниже как батарея отопления, на самом деле – рама, на которую намотан фитильный шнур, на котором "нарощены" (поливанием? окунанием?) будущие свечи.

 
Интерьер свечной мастерской; мастера-свечники за работой; послушник брат Жозеф с готовым пасхалом в руках
© Хэлдэнн

Витражный светильник

Это, наверное, самая чудесная история во всём этом проекте. Вы помните, во второй части отчёта я рассказывал, с чего всё начиналось. Крэйл и Алия сказали, что подумают, потом сказали, что с клубком светодиодной ленты не выходит, нужно ставить мощные диоды, чтобы источник света был ближе к точечному, чтобы цветные пятна не расплывались, потом сказали, что вроде что-то сделали, потом сказали, что привезут на полигон… Я радовался, что всё хорошо, и не думал об этом, потому что была масса других дел.

И вот днём последнего дня игры Алия таки поймала меня на полигоне и сказал, что хочет всё же отдать мне светильник. Это было очень вовремя, потому что его как раз пора была вешать. Алия принесла пакет, я развернул упаковку… и ахнул, потому что это было очень, очень похоже на то, как я это себе видел. Стеклянный шар (аквариум?) диаметром около 30 сантиметров, яркие витражные краски относительно мелкими пятнами, подвес за крестовину, свинчиваемую внутри… Всё выглядело как надо.

Единственное, что меня напрягло – так это то, что провод питания был белый, и был бы очень заметен ночью в освещённом соборе. К моему искреннему удивлению, Алия не посмотрела на меня как на говно, а пожала плечами, и через час притащила тот же провод, оклеенный по всей длине чёрной изолентой. Я рассыпался в благодарностях, и побежал вешать светильник.

Проработанная заранее схема с верёвкой, пропущенной через кольцо в вершине шпиля, и потом через кольцо на столбе средокрестия, сработала идеально, и светильник взмыл ввысь на предназначенное ему место. Единственное, что вызвало затруднения – это провод питания, который был слишком короток, чтобы пробрасывать его через кольцо в вершине шпиля (да это, впрочем, и не предполагалось), и который нужно было как-то аккуратно отвести вбок, чтобы это не бросалось в глаза, и чтобы он своим весом не сильно оттягивал светильник в сторону от центра средокрестия.

В итоге (см. третью фотографию ниже) провод был примерно на метр проведён вверх по подвешивающей светильник верёвке, а потом свободно, почти без натяга отведён в сторону, к столбу средокрестия, а оттуда уже наружу храма и к земле, где был установлен лабораторный источник тока от розетки, дающий диодам в светильнике полагающийся им 1 ампер при примерно 12 вольтах напряжения (или меньше, для меньшей яркости). Это довольно нетривиальный режим питания, особенно учитывая, что было неизвестно, какая яркость окажется уместной, и предстояло регулировать её по месту, так что делать специальный источник питания не стали, и просто поставили лабораторник. В итоге, кстати, наиболее уместной оказалась таки максимальная яркость, что в очередной раз подтверждает тезис о том, что options are bad. :) Но с ними гораздо спокойнее.

В общем, я всё подключил, проверил, что работает, и пошёл заниматься чем-то ещё, планируя провести испытания и подобрать яркость, когда стемнеет. Когда же таки стемнело, и я включил светильник… наверное, именно это и называют катарсисом. Когда я проектировал собор в 3D, я пытался прикрутить к проекту всякие движки для фотореалистичного рендеринга, чтобы посмотреть, как реально может выглядеть картинка в свете такого светильника. Я не большой спец в 3D-графике, поэтому получалось у меня плохо, и поймать, выразить в рендеренной картинке то, что смутно вырисовывалось в моей голове, никак не выходило. Так вот то, что я увидел, впервые включив светильник в темноте в соборе, это было не то, что я придумал, не то, чего я хотел, и даже не то, на что я надеялся – это было именно то, о чём я Мечтал, хотя не мог эту Мечту ни нарисовать, ни толком выразить словами. Просто невероятно! Крэйл, Алия – друзья, спасибо вам огромное за этот Дар, я не знаю, для кого как, но для меня это было самое настоящее Волшебное Чудо.
4
 
Витражный светильник вблизи и смонтированный в соборе
© первая (сделана ещё в Москве) – Алия, вторая, третья (сделаны на утро после конца игры) и шестая – Ахелия, четвёртая и пятая – Энти

Пасхальная ночь

С наступлением темноты храм был освящён, в нём были зажжены свечи, на столбах развешаны кресты, и дальше до самого начала пасхальной мессы храм нужно было охранять от нечистого. Учитывая обилие вокруг еретиков и бесов разного толка, это было очень актуально. Так и стерегли, по человеку в каждой из боковых дверей и двое – в широком западном проёме.

43