lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: jolaf: One day more: Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 7 (из 7). Итоги и выводы
jolaf
jolaf
Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 7 (из 7). Итоги и выводы
One day more, larp-cathedral-building-3d, 2015-08-07 03:37:10

Другие части: Личный отчёт и благодарности :: Начало :: Планирование :: Закупки :: Начало строительства :: Завершение строительства :: Внутреннее убранство :: Итоги и выводы



В этом посте вообще не будет картинок. Потому что все картинки уже показаны. Только факты и мнения, и немного ссылок.

Главное

Доказано – строяк может происходить в игре, быть частью игры, наполнением игры, может создавать сюжеты, игровые ситуации и конфликты, может отлично выполнять функцию фоновой деятельности.

Ролевой строяк родился вместе с ролевыми играми, в виде брезентовых тентов и бревенчатых крепостей на первых ХИшках, и являлся чисто функциональным элементом, обеспечивая защиту игроков от непогоды, а персонажей – от выноса в шесть утра первого дня игры. С ростом антуражемании развилась традиция декорирования строяка – появился подклад вместо верёвочек, шифоновые занавески, антуражные светильники, цветная подсветка, фанерные крепости, расписанные "под камень". Функциональная сложность тоже росла – развивались конструкции крепостных ворот, появились высокие башни, многоэтажные конструкции, но и по сейчас строяк, за редкими исключениями, продолжает оставаться функциональным – он строится, чтобы решать конкретную задачу, и потом декорируется – как "для красоты", так и чтобы замаскировать функциональную грубость. Но это не обязано быть так – сам строяк, без учёта декора, может решать массу других задач, кроме обеспечения функционала. Он может быть эстетичным, украшать игру; он может быть историчным, связывая игровое пространство с моделируемой эпохой так же, как это делают, например, костюмы; он может быть сюжетным, создавая повод и поле для ролевой игры. Функциональный строяк – это как абстрактный средневековый костюм – он много где годится, но замеса, в отличие от костюма, собранного специально под конкретную игру, создаёт гораздо меньше. Мы можем лучше. Современные технологии позволяют больше. Прецеденты есть, начало положено.

Достижения

Детальный, точный до миллиметра план строительства. Да, это потребовало нескольких месяцев работы, но в результате получился проект, который на всех этапах строительства (за редкими исключениями) давал чёткий и однозначный ответ, что и как делать. Необходимости думать на стройке почти не было, всё было продумано заранее. Учитывая традиционный и неизбежный цейтнот ролевого строяка, это очень существенно.

Высокая сложность проекта. Было смоделировано более 800 деталей 130 различных видов только из досок – не считая фанеру, ткань, тенты, крепёжные элементы, декор.

Высокая технологичность проекта. Кроме того, как проект должен выглядеть в итоге, было тщательно продумано, как именно этот результат будет получен, были применены современные технологии и материалы, было проработано несколько новых (понятное дело, новых именно для ролевого строяка) технологий, обеспечивающих достижимость поставленных целей, безопасность, эффективное использование человеко-часов.

Реализация проекта на практике близко к плану. По большому счёту, что и как запланировали, то и так и построили. Не было никаких форсмажоров, никаких фатальных продолбов, из-за которых пришлось бы кардинально что-то перепланировать, от чего-то неожиданно отказываться. Сколько-то в этом было планирования и труда, сколько-то, очевидно, везения (ну, или Божьей помощи), затрудняюсь определить пропорцию.

Следование архитектурным прототипам не только во внешнем облике и визуальных деталях, но и в конструкциях, то есть, успешная попытка воспроизвести (разумеется, со множеством упрощений) не только картинку, но и устройство оригинала.

Архитектоника (спасибо Насте Головиной, которая когда-то донесла до меня этот термин и его глубинную значимость), то есть, видимое вытекание эстетики здания из его конструкции. Именно эта характеристика делает для меня готику и модерн двумя вершинами архитектуры, и именно на них я ровнялся в этом проекте. Понятно, что из бруса и обрезной доски в таких сравнительно небольших масштабах можно построить почти что угодно, и по степени влияния конструкции на внешний вид до настоящей готики нашему собору очень далеко, но я стремился именно к этому.

Местами вышло очень забавно – конструкция крыши нефа с косыми стропилами была придумана изначально для визуальной имитации готического нервюрного свода, а в итоге оказалась жёсткой фермой, жизненно необходимой для подъёма на высоту крыши в сборе; так модель эстетического архитектурного элемента, вызванного конструктивной необходимостью, оказалась эстетическим элементом, вызванным другой конструктивной необходимостью уже в модели.

Делегирование на больших ролевых строяках не новость, но обычно массово делегируются либо очень простые задачи ("мне нужно 15 брёвен по четыре метра"), либо задачи средней сложности делегируются опытным бригадирам, которые непосредственно руководят небольшими рабочими группами. В данном проекте было очень много прямого делегирования с самого верха на самый низ – множество сложных операций было выполнено совершенно неподготовленными людьми, не участвовавшими в разработке проекта, не знающими генерального плана, не имеющими понимания того, как именно их работа будет интегрирована в процесс в целом, но тем не менее работающими эффективно благодаря чётким инструкциям и структурированному, поделенному на мелкие шаги процессу.

Висящая башня. Да, она не была силовой (в смысле, на неё нельзя было безопасно подняться), но сам факт того, что самая высотная конструкция в строяке не имела непосредственной опоры на землю – насколько я понимаю, беспрецедентен. Не уверен, что это кому-то где-то ещё понадобится, – уж больно тут была специфическая задача – но в общем это возможно.

Декор. Фрески, статуи, распятие, мозаика, светильник, пасхал были сделаны на очень высоком уровне и аутентичности (кроме, разве что, фресок – они всё-таки были очень модерновые, что их, впрочем, совершенно не портило), и качества/эстетики, при том, что были выполнены практически целиком на игре (кроме светильника).

Организация процесса. Было куплено или добыто и привезено газелью на полигон всё, что хотели привезти, были точные списки всего, ничто не было продолбано. Инструменты и материалы имелись в достаточном количестве, с разумным запасом. Сколько людей ни приходило на стройку – всем находилась работа по силам (иногда бывали сбои, но бОльшую часть времени было так). На отъезде снова всё было тщательно переписано и аккуратно упаковано, потери на строяке – один дешёвый шуруповёрт, не выдержавший нагрузки (рассыпалась трансмиссия), и одни продолбанные непонятно где пассатижи, весь остальной инструмент вернулся с полигона и был возвращён владельцам в целости и сохранности.

Порядок на стройплощадке. Все материалы в одном месте, по сортам; готовые к сборке детали – в другом месте, кучками по типам; все инструменты на двух организованных складах; все зарядки для шуруповёртов в одном месте, все неработающие аккумуляторы всегда заряжены или заряжаются; все распилочные работы идут в нескольких компактных точках, площадка не захламляется опилками и обрезками; обрезки не выбрасываются, всегда точно понятно, где их искать, когда они нужны; каждый вечер (уже в темноте) весь инструмент с площадки убирается и раскладывается на свои места на складах, все материалы, боящиеся дождя и росы, укрываются тентами.

Недоделки

Задачи "построить всё" не было. В альтернативе "сделать проект попроще, но всё успеть, или сделать покруче, и наверняка не успеть всё" с самого начала выбор был сделан в пользу второго варианта. Это отвечало целям и задачам игры – готические соборы строились веками, несколькими поколениями архитекторов и строителей, и завершения строительства в сюжете игры не было – было только завершение некого разумного объёма, достаточного для проведения пасхальной мессы в конце игры. И с этой задачей мы справились. Тем не менее, давайте посмотрим, что не успели.

Главный неф. Технологии для его постройки к концу игры были вполне отработаны, 6-метровую крышу хора мы подняли без особых проблем, так что и 11-метровую крышу главного нефа, думаю, напрягшись, подняли бы тоже. Даже детали на всё это были размечены и напилены, нужно было только собрать. Жалко ли, что не успели? Жалко. Очень хотелось длинного готического нефа с "нервюрной" крышей, хор эту клёвую фишку продемонстрировал не вполне. Но готов ли был бы я теперь, пост-фактум, чем-то пожертвовать ради главного нефа? Нет.

Главный фасад с башенками, розеткой и лепным порталом. Думая об этом задним числом, я прихожу к выводу, что это была самая разумная жертва. Фасад был спроектирован сложным, времени и сил на него ушло бы много, а общее впечатление от постройки он был изменил не существенно. Думаю, если бы мы вдруг осилили главный неф, фасад бы к нему всё равно приставили упрощённый, аналогичный боковым.

Двустворчатые двери. С самого начала входили только в план-максимум – опять же, очень много возни, мало толку. Если бы речь шла о доигровом строяке, то двери были бы важны – на игру они влияют существенно. В нашей же ситуации двери бы появились только к самому концу игры, и уже не дали бы никакого профита.

Верхняя обтяжка. В проекте она была, но когда дошло до дела, пришли к выводу, что и без неё смотрится отлично, а возни с ней было бы много, поскольку работа на высоте. Взвесили – и забили. И Бог с ней.

Аркбутаны и кровля на углах средокрестия. Одно из самых сложных и тонких мест в проекте, где сходятся кровли приделов. В проекте решение для этого было, но не особо простое, и тоже на высоте, так что в спешке перед концом игры на эти не очень заметные элементы просто забили – на фотографиях это хорошо видно.

Модельные витражи. В плане их было до 16 штук – 8 в главном нефе, по 2 в боковых приделах и 4 в хоре. Успели сделать только четыре в хоре, причём по причинам не строительным, а модельным.

Мозаика. Сделали только четверть круга, опять же по модельным причинам.

Вроде бы всё.

Зато, успели полностью доделать башню и шпиль, причём на этом участке в течение всего строительства работала самая сильная бригада. Если бы башню отложили напоследок, как собирались изначально, и бросили людей на другие участки, главный неф успели бы точно, а скорее всего и ещё что-то.

Ошибки

Главная ошибка – это непроработка заранее вопроса о том, что делать с перепадом высот на площадке. По моим воспоминаниям о полигоне перепад был, но небольшой, и я был уверен, что сымпровизирую на месте. Мне и в голову не могло прийти, что перепад может оказаться в 75 сантиметров. Результатом этой непродуманности и импровизации стало то, что построенный в итоге собор оказался на полметра ниже (заглублён в землю), чем мог бы быть. Обидно.

В самом проекте в итоге нашёлся ровно один косяк, который я не углядел на компьютере и который пришлось править уже на площадке – стропила крыш оказались длинноваты, и одна пара из них существенно мешала при подъёме крыши наверх, упираясь в верхнюю балку средокрестия. Пришлось подпиливать прямо на высоте.

Также в недостатки проекта можно записать конструкцию декоративных поясков башни, монтаж которых был возможен только на высоте и только в середине процесса подъёма, что усложнило и задержало подъём на несколько часов. Это плохая практика в проектировании, не надо так делать.

На распилочном столе были прибитые намертво мерные ленты (раскуроченные дешёвые рулетки), но не было физического упора у нулевой отметки. В результате использовать стол для быстрой разметки и распиловки сколь-нибудь длинных деталей практически не получалось. Надо обязательно делать упор у нуля.

Несмотря на тщательное планирование, расчёты и предварительные договорённости с лесоторговой базой, за доски мы в итоге заплатили около 40 тысяч вместо расчётных 30. Не вижу, как этого можно было избежать, но чего точно не стоило сделать, так это делать оптимистичные прогнозы стоимости материалов и полагаться на них. Видимо, с досками непредвиденные траты – неизбежность, и на это просто нужно закладываться.

У меня не было шансов сделать это в этот раз, но стоит постараться это делать в будущем – конечно, к моменту выезда на полигон должны быть готовы в бумаге полные чертежи всех деталей. На строяке было изрядно моментов, когда команда разметки и распиловки простаивала, пока я сидел за ноутбуком и выписывал на набросок чертежа от руки размеры из 3D-модели. Не говоря уже о том, что в это время другие команды тоже работали медленнее от недостатка информации и мотивировки с моей стороны, да и я сам смог бы сделать на строяке больше, лучше и быстрее, если бы не тратил время на черчение.

Изменения и импровизации

Основная технологическая импровизация – это Куб. Вопрос о защите апсиды крыши хора при подъёме действительно был мной упущен, и этот недосмотр мог дорого нам обойтись. Но решение было найдено своевременно, и, хотя потребовало ощутимых затрат времени, в итоге оказалось в точности тем, что нужно.

Силовые балки средокрестия предполагалось крепить к столбам гвоздями. На практике, учитывая, что монтаж балок происходил до жёсткой фиксации столбов в земле, саморезы оказались значительно практичнее.

В конструкции перегородки амбулатория пришлось делать накладки на внутренние столбы, чтобы было не так сложно подгонять фанерные детали к недостаточно точно стоящим столбам. Вряд ли эту проблему можно было предвидеть, но решение было найдено быстро, простое и эффективное.

Нижние концы косых стропил крыш предполагалось крепить к нижним концам прямых стропил длинными болтами. Однако на строяке не оказалось достаточно длинного (нужно было сантиметров 25) сверла, чтобы просверлить необходимые для этого отверстия – при подборе инструментов я об этом не подумал. В результате эти узлы были собраны на длинных саморезах – без видимой потери прочности, но менее технологично.

Стенная мастерская так и не была построена, потому что оказалась не нужна – выработанная на практике технология подъёма стен допускала только одиночную установку модулей одного за другим.

Расположение мастерских по одну сторону стройплощадки оказалось не критично – готовые детали для любой выделенной сборки приносились со склада готовых деталей тремя людьми за одну ходку, это вообще не составляло проблемы. Но склад материалов, распилочная и склад готовых деталей – да, реально должны быть рядом.

Инструменты проектирования

SketchUp. Невозможно переоценить значимость этой программы. Простая в использовании, быстрая в освоении, она позволяет на этапе проектирования выявить и разрешить подавляющее большинство конструктивных проблем, которые при традиционном "импровизационном" строяке пришлось бы решать уже на месте, тратя время, силы и нервы. Бесплатной версии вполне достаточно, хотя платная (или пробная на 30 дней) всё же имеет некоторые полезные преимущества.

3Dconnexion SpaceNavigator. Манипулятор, который традиционно называют 3D-мышью, но на самом деле не являющийся ни мышью, ни даже трекболом, и наиболее близкий по своему устройству к джойстику, кардинально упрощает работу как в SketchUp-е, так и в Google Earth, и вообще в любой 3D-программе. Да, он стоит ощутимых денег, но если вы задумали что-то грандиозное – купите, не пожалеете.

Плагины к SketchUp. Их великое множество, и я даже близко не изучил их все, но хочу отметить несколько, которые очень пригодились. Для проверки кусков модели на корректность и выявления косяков, из-за которых не образуются плоскости там, где нужно, служит отличный плагин Solid Inspector2, его даже имеет смысл повесить на горячую клавишу. Для моделирования, например, верёвочных подвесов есть большой соблазн использовать просто линии, но это работает плохо – линии не видны в экспорте ни картинок, ни видео, и вообще не предназначены для этого, так что на помощь приходит плагин Tube Along Path который превращает линию, или несколько связанных линий, в тонкие цилиндры. Для быстрой замены во всей модели одного материала на другой помогает плагин Material Replacer. Для удобной инсталляции плагинов, которых нет в Extension Warehouse, служит плагин Simple Plugin Installer.

Библиотека 3D-моделей 3D Warehouse оказался куда богаче, чем я поначалу думал. В частности, там нашлись, например, готовые модели Солсберийского собора, которые можно скачать, открыть в SketchUp-е и использовать как источник пропорций и прочей информации с гораздо большим удобством, чем это можно сделать в Google Earth.

Google Earth. Очень вдохновляющая штука, но, как оказалось, на практике не нужная. 3D-модели зданий-прототипов можно найти в 3D Warehouse, фотографии и панорамы есть в Google Maps… Пожалуй, единственная уникальная функция Google Earth – это возможность поместить свою модель в соответствующие географические координаты и посмотреть, как она смотрится в контексте местности.

YouDo. Все мы знаем, что такое предыгровой аврал – особенно если ты мастер, капитан большой команды… ну или вот архитектор собора. Времени не хватает, сил не хватает, мозга не хватает… Денег обычно тоже не хватает, но обычно в меньшей степени, чем времени, сил и мозга. Если ты мастер или капитан команды, особенно если ты делаешь это не в первый раз, ты наверняка умеешь формулировать словами, что именно нужно сделать, чтобы решить те конкретные проблемы, на которые тебя не хватает. Формулируешь, вешаешь на YouDo, кто-то это для тебя делает, ты ему платишь небольшую, в общем-то, денежку. И дело сделано, и мозг в порядке. Рекомендую.

Технологии строительства

Из новых технологий следует в первую очередь отметить строяк "сверху вниз". В традиционном строяке процесс идёт снизу вверх – ставятся столбы, на них перекладины, потом стропила, в конце накидывается и крепится тент крыши. Здесь же сложные высокотехнологичные конструкции (крыши приделов) собирались полностью в комфорте на земле, и потом в сборе поднимались на высоту в сборе, и под них подводились столбы (точнее, сборки из двух столбов, тоже заготовленные заранее). Так же целиком собирались и потом ставились фасады, и тот же принцип (с другой технологией подъёма) был применён к башне и шпилю.

Разметка деталей перед или после распиловки. Идея заключается в том, чтобы нанести карандашом на деревянную деталь линии, по которым к ней будут крепиться другие детали. В готовом здании карандашная разметка не бросается в глаза (и даже наоборот, придаёт готовому зданию некий дополнительный шарм), её не нужно стирать или закрашивать, но она реально ускоряет процесс строительства и предохраняет от многих ошибок. Очень мало что на этом строяке пришлось переделывать, потому что в первый раз сделали неправильно. Особенно разметка помогает при работе на высоте, когда чтобы приложить к двум нужным точкам рулетку, нужно два, а то и три человека, две лестницы и куча времени.

Чертежи. Когда на каждую деталь и узел есть чертёж, можно делегировать напрямую рядовому работнику и разметку, и распиловку, и сборку простых узлов, и даже проверку, если вдруг кажется, что деталь изготовлена или узел собран неверно. Сборку более сложных узлов тоже можно делегировать после короткого инструктажа на уровне "смотри, вот это сюда, это сюда, а это вот так и вот так". Самые сложные задачи делегируются опытному строителю тоже за пять минут. А главное, имея в руках чертёж, люди работают гораздо более уверенно и автономно – им есть, с чем свериться, они делают меньше ошибок и им не нужно чуть что бегать переспрашивать, тратя время и своё, и архитектора.

Монтаж тентов и обтяжки стен через стропу. Серьёзного ветра на игре в итоге не было, так что гарантий дать не могу, но по косвенным данным мне кажется, что эта технология очень перспективная. Если тянуть за конец стропы – скобы без большого усилия вырываются одна за другой. Но если потянуть за ткань, нагрузка распределяется на все скобы одновременно, и они держат, а стропа распределяет нагрузку на бОльшую площадь ткани, и тем самым не даёт скобам порвать ткань.

Сборочные столы. Не то чтобы в конкретной реализации они были прямо все супер-эффективны, но вообще идею об оборудованном под конкретные серийные операции рабочем месте, даже в чистом поле, следует поддерживать и развивать. Каждый раз кажется, что можно и как-нибудь на травке, но на самом деле инвестиции в грамотную организацию процесса окупаются. То же самое касается порядка на стройплощадке.

Монтаж подвесов. Если в здании что-то нужно будет подвешивать к потолку, стоит продумать это заранее и оборудовать на соответствующей высотной детали крепёж и продеть в него верёвки до того, как эта деталь будет поднята на высоту. В строяке от 6 метров и выше почти неизбежно появляются точки, добраться до которых потом, даже с лестницей, будет невозможно.

Материалы

Обрезная доска, брус и штакет. Всё ещё самый правильный материал для сложного строяка. Штуки типа джокера и клиновых лесов хороши, когда нужно построить что-то большое, но простое по сути (крепость, например, или трёхэтажный прямоугольный дом). Но если задумал что-то действительно сложное – альтернативы дереву нет.

Фанера. Материал дорогой (зашить поверхность досками выходит дешевле), но в некоторых случаях позволяющий существенно экономить (по сравнению с зашивкой досками) время и силы, а иногда и просто незаменимый (например, под роспись).

Бетон. Я так и не углядел какой-то пользы от него, по-моему, это избыточная мера. Мне всё ещё кажется, что грамотная силовая связка столбов, необходимая для прочной конструкции, обеспечит и ту жёсткость, которую может дать бетон.

Саморезы. В итоге в соборе не было ни единого гвоздя (кроме тех, на которые наматывались излишки верёвок, на которых были подвешены венец с распятием и светильник), всё было собрано на саморезах. Сборка на саморезах технологична, предсказуема, не требует большой физической силы и точных, травматичных при ошибке движений, быстро осваивается даже незнакомыми с ней людьми, в случае неверной сборки соединения элементарно разбираются без вреда для скрепляемых материалов, и элементарно собираются снова в другом положении. Потайные головки саморезов уходят в доску целиком, не торчат, не цепляются, не вылезают наружу от динамической нагрузки. Широкие шляпки саморезов "для пластин" надёжно фиксируют собственно монтажные пластины, уголки, монтажную ленту. Очень важно! Ни в коем случае не купите вместо саморезов для дерева (с большим шагом резьбы) саморезы для гипсокартона (с малым шагом) – намучаетесь. Говорят (я сам не проверял), что длинные саморезы (100, 150) лучше покупать не чёрные, а жёлтые – они более гладкие и создают меньше сложностей для шуруповёрта и его оператора при завинчивании.

Биты для шуруповёртов. Да, это не часть инструмента, это расходный материал, их нужно покупать много, по ощущению – примерно одну на 150-200 закупленных саморезов. Стоит показать продавцу купленные саморезы, и купить биты ровно под них – они бывают довольно разные, даже если на глаз кажется, что крестик и крестик.

Болты. Обеспечивают ещё более точную и технологичную сборку, чем саморезы, плюс выдерживают значительно бОльшую нагрузку на смещение за счёт большей толщины. Но реально нужны они редко, только для каких-то очень специфических узлов. Планируя использовать болты, важно правильно оценить необходимую их длину (если это затруднительно, можно купить шпильки, которые нарезать по месту болгаркой), не забыть купить шайбы как под головку болта, так и под гайку, взять необходимые гаечные ключи (по два на каждый размер – для головки болта и для гайки; закручивать гайки пассатижами можно, но неудобно) и задуматься о том, не будут ли концы болтов излишне торчать, и если есть такой риск, не забыть взять болгарку для их обрезки. Шпильки вообще не имеют смысла без болгарки.

Монтажные пластины и уголки. Позволяют соединять доски встык и под прямым углом соответственно. В принципе, то же самое можно сделать и просто длинными саморезами, но это значительно менее технологично и прочно. Собираясь использовать пластины и уголки, стоит озаботиться и купить "белые" саморезы "для пластин", хотя на крайняк и "чёрные" или "жёлтые" с потайными головками сгодятся.

Монтажная лента. Бесценная вещь для соединения деталей, которые непонятно, как иначе соединить. Также отлично подходит для стягивания деталей с усилием – завинчиванием саморезов под углом. Тонкая лента, 0.5х20мм, отлично режется ножницами по металлу (которые надо не забыть взять, собираясь работать с лентой), толстая, 2х30мм, требует уже серьёзных усилий, чтобы её согнуть, а режется вообще только болгаркой, зато позволяет получать аналоги монтажных уголков с произвольными углами.

Тарпаулин. При цене в 34 рубля за квадратный метр, этот материал практически безальтернативен для тентов и покрытия крыши. Не надо бояться резать тенты – они реально дешёвые. Если предстоит много резать, возможно лучше купить рулон 2х50м, чем готовые тенты – если удастся найти нужный цвет.

Капроновая стропа 20мм для крепления тентов и ткани обтяжки. При цене в 5 рублей за метр, показала себя очень хорошо, монтаж стройстеплером сквозь стропу поверх ткани или тента очень простой и технологичный, результат смотрится эстетично, прочность получающегося крепления радикально выше крепления просто ткани или тента степлером. Если ожидается суровая ветровая нагрузка, вместо стройстеплера можно использовать саморезы для пластин, но такой монтаж уже требует внимательности и аккуратности.

Скотч. Незаменимая штука, когда нужно, например, самортизировать узлы крепления стропил у коньков крыш, где концы монтажной ленты или чуть выступающий болт могут под нагрузкой прорезать тент. Обматываешь весь узел щедро прозрачным скотчем – и готово, а снизу практически не заметно.

Москитная сетка как основа для витражей показала себя очень хорошо. Детали вырезаются из прозрачной плёнки, на которую рисунок наносится с помощью принтера, или просто из цветной плёнки, и крепятся канцелярскими булавками. Это просто, технологично, эффектно. Незакрытые плёнкой области свободно продуваются, обеспечивая вентиляцию и снижая ветровую нагрузку. Единственное что, сетку лучше использовать не белую, а чёрную – она менее заметна. Белой сетки осталось много, если кому нужно, я с готовность продам дешевле себестоимости.

Медная и латунная фольга. Не самый дешёвый, но простой и эффектный способ повысить антуражность элементов строяка и декора. В отличие от позолоченной бумаги, фольга не боится воды, гораздо лучше переносит физические нагрузки и трение. Обитые фольгой деревянные детали очень убедительно выглядят металлическими, гораздо лучше, чем покрашенные. Если бы собор простоял с обитыми медью крестами достаточно долго, думаю, они бы вполне себе позеленели, как настоящие. :)

Латунные колокольчики неожиданно отлично себя показали в качестве модели колоколов. Конечно, совсем маленькие, в несколько сантиметров, колокольчики звенят на совсем высоких нотах, но если они служат дополнением к "большим колоколам", сантиметров в 10-15, результат получается отличный. Хотя лучше всего звенит, конечно, корабельная рында.

Сварные стальные кольца стоят дёшево, и успешно заменяют блоки для подвеса не слишком тяжёлых предметов типа светильников – верёвка отлично скользит по полированной стали. Более того, в чём-то кольца даже лучше блоков – они дешевле, они не такие заметные, как блоки, а главное, в них верёвка не может соскользнуть вбок и застрять.

Шурупы-кольца тоже можно использовать в качестве блоков, но их не так просто найти с нужными размерами, плюс, ввинченный шуруп-кольцо не так надёжен, как кольцо, подвешенное на верёвке вокруг доски или через отверстие в доске. Но для небольших нагрузок шурупы-кольца очень удобны, например, для крепления верёвок к подвешиваемым деревянным деталям.

Инструменты строительства

Лазерный нивелир с автовыравниванием. Гениальное достижение человеческой мысли! При существенном масштабе строительства (когда нельзя из конца в конец положить доску на ребро и пузырьковый уровень на неё) и желании хотя бы примерно выдержать горизонтали, инструмент совершенно незаменимый. Важно помнить, что в солнечный день расстояние эффективной работы снижается до нескольких метров, и красные очки и красная бумага становятся прямо-таки критичными.

Стремянки. Категорически, фатально необходимая вещь! Сколько я видел строяков, в которых элементарные вещи делались часами ровно по этой причине – отсутствия лестниц... И одна лестница, конечно, лучше, чем ни одной, но когда ВСЕМ нужно вешать тенты, а лестница одна… ну, это лучше, чем если бы её не было, но всё равно плохо. Если у вас сколь-нибудь масштабный строяк, лестниц нужно две. Круто, если у вас есть стремянка-трансформер – кроме того, что её можно приставить к дереву и натянуть конёк на высоте 6 метров, её можно ещё и сложить вдвое и дотянуться на 4 метра там, где приставную лестницу приставить тупо не к чему. Но у трансформеров есть существенный недостаток – они громоздкие, тяжёлые, и неповоротливые. Таскать трансформер с места на место в одиночку – один раз ок, два раза ок, потом достаёт, устаёшь. Если нужно втащить лестницу куда-то через узкий проём, складывание трансформера тоже занимает существенное время и требует усилий. Поэтому если в дополнение к трансформеру у вас есть обычная лёгонькая алюминиевая стремяночка, которую можно сложить, перенести на другое место и разложить снова, и всё это одной рукой, без малейшего усилия и не выпуская из другой руки шуруповёрт – то вам повезло, ну или вы хорошо подумали. Два трансформера плюс лёгкая стремянка – убойная комбинация, почти для любых задач.

Бензобур. Вещь необходимая почти на любом строяке. То есть, бывает, конечно, строяк без вкапывания столбов, но ну очень редко. Обратите внимание, что при одном и том же моторе буры бывают диаметром ~20 сантиметров, а бывают ~30 сантиметров. Вторыми ощутимо сложнее бурить, если почва плотная, а главное, задолбаешься фиксировать столб в такой огромной яме, особенно если столб – это доска 25х100. Так что покупая/одалживая бур стоит обратить на это внимание, и брать тот, что потоньше.

Цепная электропила. Как бензопила, только электрическая. Оказалась сказочно удобной! Не надо готовить смесь и заправлять (цепное масло нужно всё равно, но там бак большой), не надо заводить, нажал на курок – пилит, отпустил курок – цепь мгновенно остановилась. Очень круто! Цепи подходят обычные (только длину и шаг звена нужно, конечно, точно подбирать), сборка-разборка и чистка тоже полностью аналогичны бензопиле. Минусы – нужно электричество, и немало (не меньше 2 КВт), и нужно таскать с собой кабель и следить за тем, чтобы его не перепилить, но для большинства задач плюсы перевешивают. Проблема, которая бесила меня всю дорогу – у пилы очень короткий, буквально 30 сантиметров, шнур с вилкой, которая всё время норовит вылететь из удлинителя, – как выяснилось, решается очень просто – шнур с удлинителем нужно завязать узлом вокруг соединения! Век живи, век учись.

Электролобзик. Брался сугубо для криволинейных пилов фанеры, а оказался ужасно удобен при обычной распиловке досок, там, где требуется хоть какая-то аккуратность. Удобнее, точнее и безопаснее, чем ножовка или цепная пила, хотя цепная, конечно, гораздо быстрее, особенно если нужно пилить много и не очень точно. При наличии электричества и необходимости пилить аккуратно – прямо-таки незаменимый инструмент!

Ручная циркулярная пила. Бралась для прямолинейных пилов фанеры, ровно для них и использовалась. По большому счёту, больше ни для чего не нужна, и для прочих задач неудобна. Циркулярка на станине, с опускным механизмом, гораздо более универсальна, но и габариты-вес-цена у неё совсем другие.

Болгарка. Бралась для отрезания по месту длинных болтов при креплении стропил. Использовалась по назначению, то есть, очень эпизодически. Ещё ею же подрезали неаккуратно смонтированные уголки при стропилах, которые торчали и рисковали порвать тент, местами торчащие слишком длинные саморезы и прочее. Объём работы ничтожный (минут 10-15 за весь строяк), но без неё было бы тяжело.

Шуруповёрты. Главные рабочие лошадки современного строяка. Про них можно говорить много, но ключевые тезисы такие. Сетевые шуруповёрты обычно гораздо мощнее и быстрее в работе, чем аккумуляторные, но требуют значительно большего навыка, и при ошибках значительно быстрее убивают биты. Плюс, за ними тянется шнур, что означает, что они годны для работы на сборочных точках, и практически непригодны для работы на высоте. Аккумуляторные в этом смысле значительно более универсальны. Аккумуляторы Li-Ion лучше, чем Ni-Mh. Чем больше вольтаж (его обычно пишут крупно на аккумуляторах и зарядках, и мелко – на корпусе самого шуруповёрта) – тем лучше. Хорошо, если у шуруповёрта есть импульсный режим, когда он крутит не равномерно, а рывками, но зато с большей силой – при работе с длинными (100 и длиннее) саморезами это прямо спасение. Хорошо, когда у шуруповёрта есть светодиод подсветки мишени; особенно хорошо, если он включается не одновременно с мотором, а светит некоторое время после того, как отпустишь курок, это позволяет при работе в условиях плохой освещённости комфортно выбирать место, куда сверлить, и всё такое. Не покупайте технику марки Интерскол, она разваливается.

Электродрель. Даже не ударная, существенно отличается от шуруповёрта. Шурупы ею крутить неудобно (нет ограничителя усилия, как следствие – прокручивается, портит биты), но сверлит она гораздо лучше, чем шуруповёрт. То есть, если вам нужно сверлить только дерево, и не очень много, то шуруповёртом вполне можно обойтись, но дрель делает своё дело на порядок быстрее.

Ножовки с зубом меньше, чем "Бобёр", на строяке не актуальны – даже штакет мелким зубом пилить слишком долго. С бОльшим зубом – тоже не было нужды. Так что "Бобёр" – ровно то, что надо, а всё, что требует бОльшего зуба, уже точно стоит пилить бензо/электроинструментом.

Благодарности

В дополнение к большому посту с благодарностями, хочу сказать отдельное большое спасибо фотографам, которые снимали игру и строяк. Каждый снимал по своему, каждый выбирал, что снимать, по своим критериям, но в итоге фотографии удачно дополнили друг друга и позволили мне проиллюстрировать практически все этапы строяка. Алия, Ахелия, Вильерс, Джесс, Ира Абз, КсюшА, Лекси, Марыся, Митос, Мор, Ри, Фириэль, Хэлдэнн, Чаян, Энти – спасибо вам!

И большое спасибо всем, кто читал, комментировал, уточнял и задавал вопросы – благодаря вам этот отчёт стал лучше, понятнее, и содержит меньше ошибок, чем мог бы.

УРА! ДОББИ СВОБОДЕН! Что у нас там дальше, Стимпанк, да?..
Комментарии: 24