larp_swamp (black_drozd) | Кнутпункт! Вести с болота, 2016-03-29 14:20:10Наши корреспонденты Хейтэлл и Воробейка, побывавшие на Кнутпункте — крупном международном конвенте в Скандинавии — уже успели несколько к нему привыкнуть, и сами затруднялись с тем, что бы такое рассказать широкой общественности. Поэтому нам пришлось взять у них интервью. Это почти как играющие мастера или игра с игротехами: немного неловко, но иногда по-другому просто нельзя!
Ролевики из России ездят на Кнутпункт уже не первый год. За что мы успели полюбить Кнутпункт?
Х.: Тут у всех будут разные ответы, наверное. Это и повод побывать за границей со смыслом, и практика английского, и поиски новых интересных решений для мастеров игр, и понимание, что наши РИ вообще-то очень круты, а наши ролевики — реально охрененны в своем упорине и умении играть. Это ощущение родства с финнами и поляками, которые реально во многом похожи на нас. Ну, и что уж скрывать, совместные тусилова и пьянки с песнями на разных языках. Вот в прошлом году у нас была офигенная общеславянская пьянка на Крудпункте в Дании. Пели по-польски, по-русски, по-сербски, по-украински.
В.: Я в этой истории третий раз, и сейчас КП мне нравится за то, что с каждым разом мне на нем все уютнее и комфортнее. В первый раз, в 2014-м, как раз после Крыма, скандинавские ролевики неприятно поразили меня чудовищной политизированностью, направленной против нас. В прошлом году было гораздо дружелюбнее, а в этом всю последнюю ночь нам довелось пересказывать историю России от самого начала ужасно заинтересовавшемуся ею канадцу, а рядом сидели финн, швед и украинец, и мы даже не подрались. Если по делу — то это как с любым конвентом: сначала ты никого не знаешь и оцениваешь только мероприятия (а они — особенно поначалу — поражают воображение, поскольку в каждой ролевой тусовке свои магистральные темы, и всегда интересно познакомиться с чужим наболевшим), а со временем нарабатываются знакомства, друзья, с которыми вы то в Италии вместе играли, то в Польше тусили, то в Финляндии — и уже, глядишь, ты почти как дома, только говоришь по-нерусски и вальсов нет.
Круто ли было делать это на пароме? Не мешали ли «цивилы»? Каково вообще тусовать в дурацком на кораблике? Х.: на мой взгляд, однократного такого опыта достаточно. Круто в том плане, что ты постоянно движешься, а подходы к Хельсинки и Стокгольму очень красивы с воды: все эти шхеры и острова выглядят просто невероятно. Впрочем, те, кто следит за нашим инстаграммом, могли это оценить. Пассажиры парома сменялись слишком часто, чтобы нам мешать — они приходили и уходили каждый день, а мы оставались и уже обжили паром, который стал нашим домом за эти пять дней. С другой стороны, конвент получился очень дорогим, и было довольно мало мест для легальной общей тусни по вечерам, это меня огорчило. Кроме того, в этот раз, в отличие от предыдущих, общий большой зал был темным и неудобным (потому что нам под общие мероприятия вообще-то отдали ночной клуб парома), так что к концу конвента ты далеко не всех знал в лицо или даже — из какой страны участник. С другой стороны, на КП никогда не страшно подойти к любому участнику и завязать разговор с любого места. Есть правило говорить по-английски в общественных местах и «правило свободного стула»: всегда, когда вы общаетесь в публичном месте, оставляйте в вашем кругу хотя бы один свободный стул, чтобы любой желающий мог присоединиться к беседе, — и это не изменилось. К вопросу о дурацком: у нордиков как-то это не принято, и все ходят в основном в цивиле типа джинсы-футболка, прикольно одеваясь только на последнюю вечеринку. В этом году её тема была «каким я был, когда пришел в РИ», и костюмы, в отличие от многих прошлых разов, порадовали разнообразием.
В.: Честно говоря, идея с корабликом меня с самого начала не порадовала. Для справки: обычно Кнутпункт проводится в снятом на выходные школьном комплекседетском лагере, когда толчки спят в классах в своих спальниках, а мероприятия проводятся соответственно в аудиториях, актовых залах и прочих школьных помещениях. Типа примерно как Зилант, но не Зилант. Еда при этом, входящая во взнос, очень проста, но обычно вполне нажориста и сносна, системы «хрючево, еда мужская 1 кг». Это сразу ставит всех в примерно равные условия и даёт возможность приехать практически любому желающему европейцу. Кроме прочего, я не фанат гонки антуража (а теперь она, кажется, начнется, что неминуемо скажется на ценах). Кораблик немедленно поднял, во-первых, стоимость (и пафос) проживания, а во-вторых, лишил нас возможности нормально есть, поскольку цены на еду на кораблике примерно аэропортовые, в связи с чем мы контрабандой пронесли туда кипятильник (не знаю до сих пор, запрещены ли там нагревательные приборы) и почти неделю питались отечественной разводной лапшой. И не только для наших там было дорого — я знаю людей из других стран, которые не поехали именно из-за стоимости. Что же касается бонусов переплыва — я, увы, не смогла ими воспользоваться (сиречь урвать пару часов погулять в Стокгольме), ибо загрузилась на паром с изрядной температурой и проболела весь конвент.
Какие мероприятия были круче всех? Как им там крейлоэлектроника? А ваши доклады? Как вообще на нас реагируют? Х.: Честно говоря, для меня этот КП прошел достаточно ровно, без каких-либо озарений, помимо того, что я поняла, насколько круто было бы поиграть в большую игру у финнов, ведь они любят то же, что и я: погружение и вживание, и у шведов, ведь у них проходят самые большие в Скандинавии игры, на 300—500 человек. Мой КП состоял в основном из множества личных бесед с людьми из разных стран. Очень понравился формат «Best of ...» — часовые мероприятия, на которых все нордики рассказывали о своих лучших играх последних лет. Реально очень помогает понять их специфику. Мы позвали наиболее понравившихся спикеров на БлинКом, и они обещали подумать и доехать до нас, раз уж мы решили в этом году делать международную секцию на Конвенте. Мы, кстати, тоже постарались не ударить в грязь лицом и рассказали про яркие игры сезона-2015, поразив всех упоротостью «Салема», духовностью «Монастыря», страданиями игрока на «ПВД» и играми по скандинавской мифологии во льдах Карельского перешейка. По поводу «а как они к нам»? — да очень они к нам хорошо. Мне только один раз попалась девушка, которая сказала, что боится ехать в Россию, потому что мы захватываем мир и нетолерантны ни к кому. Все остальные ужасно интересовались, откуда и нас эти офигенные крейлозначки с переключающимися картинками, и — «неужела мы правда на всех играх живем в параллельных временных потоках?» — о чём им рассказал съездивший на «1905» швед Эрик Пиль (Erik Pihl). Воробейка убила всех наповал рассказом о мертвятниках, потому что в Скандинавии такого и в помине не было. Электроника, как всегда, вызвала бурные восторги, а в нашей каюте не было прохода от посетителей, которым Крейл по вечерам устраивал «коридорные» (точнее, каютные) презентации. Из совсем интересного: были с Фиделем на шаббате у израильтянина Даниэля, который тащится от русских РИ и читает о них в интернете всё что находит, но играет при этом в ивритоязычном ролевом сообществе. Там я наблюдала, как русские и немцы делят полек, а еврей общается с палестинцем на тему «как бы нам устроить совместную игру». Пили кошерное вино и ели яблоки. В последнюю ночь у нас в каюте, помимо шести наших друзей, собрались также швед, финн, канадец и еще пара неопознанных личностей (Испанец! Украинец! Но ты его проспала — В). В какой-то момент зашла речь (уже четыре часа как шла — В) об истории, и вот финн говорит этак политкорректно: — А потом мы потеряли Карелию и Карельский перешеек... — О, Карельский перешеек! Мы его обожаем! Лучшие ролевые полигоны находятся там! Там такие классные развалины! — Ну, я рад, что тебе нравится играть на ферме моей бабушки. Было неловко, но все только поржали. Вот так, в общем, они к нам относятся.
В.: Для начала нужно понимать специфику КП: на данный момент это по факту некоторая международная тусовка, давно переставшая быть собственно скандинавской, которой интересны игры определенного формата (который в некоторых аспектах совпадает с нашими играми, а в некоторых совсем другой). Соответственно, эта тусовка — европейский ролевой авангард, немного (если не совсем ничего) не имеющий общего с локальными ролевыми традициями (я сейчас намеренно упрощаю) тех стран, откуда приехали участники (включая, заметим, сами скандинавские страны).
Соответственно, и уровень мероприятий очень разный: на КП есть свои олдовцы, у которых прекрасные ораторские и презентационные навыки и масса интересного, а есть, как и везде, мероприятия скучные; капитанские; сделанные на коленке. Важно то, что, не зная имён, заранее обычно не догадаешься, куда стоит пойти. Что же до содержания этого КП — плюсую к Х: откровений не было, но было много индивидуальных разговоров (полблокнота интервью!). Моё довольно линейное представление о ролевом мире, надо сказать, после этого изрядно пошатнулось, и я в срочном порядке пытаюсь сейчас уложить в голове новые данные.
К нам (россиянам), как я уже упоминала, за последние пару лет перестали относиться как к сумасшедшим-с-гранатой и начали проявлять искренний интерес к нашей ролевой традиции, которая, имея совсем другие истоки и иную логику развития, накопила массу особенностей, которых не случилось на западе. Техномагия имеет непреходящий бурный успех. Отлично зашли рассказ про мертвятник (хотя о нём несколько лет назад на КП уже рассказывал Флоран, но текучка большая, и никто уже этого не помнит) и мастер-класс про булавки. На закуску приведу историю из него в пересказе бывшего на нём канадца: Я: Предупреждаю, что мастер-класс очень контактный. Если кому-то некомфортно, когда его трогают посторонние люди, прошу заранее покинуть помещение. Суровый норвежский дедушка: А какие ограничения по частям тела, которых будут касаться? Крейл (лукаво улыбаясь): Well, it depends… СНД (возмущенно): But it is not an answer! Я (мрачно): IT IS. Комментарий канадца: и вот тут-то я и понял, что пришел на Настоящий Русский Мастер-класс!
Что такого есть на Кнутпункте, чего у нас нет? Что бы мы могли взять себе?
В.:В целом, полагаю, практически всё кнутпунктовское на каком-нибудь российском конвенте да встречается. Поэтому я перечислю, что мне у них нравится. Во-первых, «предыгровая подготовка»: всегда очень грамотная работа с заявками мероприятий, сайтом, выложенными в сети анонсами, электронным расписанием и прочие подобные вещи. В-вторых, работает «кнутпунктовский каучсёрфинг», когда можно централизованно вписаться к местным до или после конвента, что ужасно актуально для нас в дорогой-как-крыло-самолета Скандинавии. В-третьих, мне ужасно нравится мероприятие (которое мы попытались запилить и на прошедшем Блинкоме) «Мои самые ужасные мастерские ошибки»: помогает обмениваться опытом, при этом без потери статуса, поскольку делают это олдовые мастера, которых никому не придет в голову гнобить за ошибки. Оно оформлено в виде шоу, обычно в качестве последнего мероприятия конвента, так что всем весело и полезно. В-четвертых, реально помогает «правило свободного стула» (см. выше у Х): перестаешь стрематься незнакомых людей, получая внутреннее психологическое оправдание побороть стеснительность и подойти к олдовцамк интересному разговорук симпатичному человеку без опасности быть посланным в грубой форме. В-пятых, мне нравится интернациональность. Не знаю, как себя чувствуют на Кнутпункте сами нордики, которые давно перестали быть хозяевами на своем же собственном конвенте, но мне как понаехавшей всегда страшно интересны не только финны-датчане-шведы, но и поляки, итальянцы, французы, британцы и даже канадцы с американцами. И евреи с арабами кстати тоже. Отличных ролевиков хватает везде. Этот интернационализм мы попробуем в какой-то мере воспроизвести на наступающем «Блинкоме».
На какие игры к нордикам можно съездить в будущем сезоне?
В.: Надо сказать, что этот вопрос опоздал, потому что на международные игры нужно записываться в среднем за год. Соответственно, на почти все англоязычное в этом сезоне мест уже не осталось (если, конечно, не удастся урвать место слившегося игрока). Но если хотите рискнуть, то из интересного можно мониторить следующее: • Календарь (содержит далеко не всё, но надо же с чего-то начинать), • Фб-группы Larpers BFF и Globetrotting larpers (обе закрытые, нужно подать заявку на вступление) служат как раз для обмена международным опытом и анонсов международных мероприятий.
Я в этом году съездила на нордик-игру в Финляндии «Цена вдохновения» и собираюсь на две игры в Испании — англоязычную «Русалка на берегу» (декаданс, коммуна и море безумия) и испаноязычную с допуском англоязычных игроков «Синее пламя» (антиутопия, мир-по-Оруэллу, кучка несогласных, борьба, вот это всё). Еще меня страшно интригует англоязычная чешская игра «Легион» — про чехословаков в Сибири в нашу Гражданскую войну (!), второй прогон которой обещали следующей зимой (уж очень крутая тема) и игра «Demeter» — про парусник, на котором в гробу плывет Дракула (аренда парусника входит во взнос). Отдельно чрезвычайно рекомендую проекты наших итальянских друзей: англоязычный прогон (даже два) «Черной пятницы» в ноябре в живописнейшей деревушке под Турином и июльский «Дракарис» по «Игре престолов» — италоязычный, но с допуском англоязычных игроков. Последний рекомендую особо, т.к. это небывалый для Италии формат на 300 игроков, все из которых имеют индивидуальные вводные и свои сюжеты (то есть то, как на самом деле делаются наши игры, но за границей существует четкое разделение на маленькие игры с сюжетом и большие с боёвкой и командными вводными), при этом в замке, с офигенным антуражем и проч. Делают отличные олдовые мастера, и я в них верю. И вообще итальянцы исключительно дружелюбны к зарубежным игрокам, очень опекают, помогают и заботятся (проверено на себе), и логика у них наша, а не инопланетная, как иногда бывает у скандинавов. Кстати, наш шведский друг Эрик Пиль (иностранный журналист и революционер с «1905») делает этой осенью игру Disconnect про трансгуманизм. Игра на шведском, но он обещал придумать иностранных персонажей желающим русским ролевикам, буде такие случатся. Если хочется дешево и сердито — можно поехать на малые форматы, например, на Минский ларп-фестиваль в мае, и позарубаться пару дней в кабинетки.
Комментарии: 22 |