rojkov | Блинком 2016 Бредни престарелого ролевика, 2016-12-11 17:44:55Опыт выгула группы иностранных ролевиков на петербургском конвенте Блинком 2016. Блинком прошел 10-11 декабря 2016 года в Петербурге, в Ленинградском дворце молодежи, количество участников 1100+.
Как пасти котов
Первый блин выпечен, даже не очень комом. На конвенте была англоязычная сессия. Для начала – доска почёта.
Этот проект состоялся благодаря heithell и tar_viniel, которые провели рекламную кампанию и в Европейском университете Санкт-Петербурга замутили научно-практическую конференцию с гордым названием Social Studies of Live-Action Role-Playing Games Academic conference, Faculty of Anthropology, European University at St. Petersburg
Концеренция прошла 8-9 декабря. Там всё было по взрослому – серьезное место, важные люди и доклады на английском языке. После чего наши иностранные гости остались на Блинком. Не в качестве рекламы, а благодарности ради отмечу, что англоязычную экскурсию оперативно, за 3 часа до начала, организовало экскурсионное бюро Коллекция экскурсий, за что им большое спасибо.
В оргкомитете Блинкома огромная благодарность Фрикси, которая внесла конструктивный элемент и создала для англоязычных гостей нормальную содержательную программу. Спасибо также Шико, который организовал размещение Блинкома в Ленинградском Дворце Молодёжи, совмещенном с гостиницей. Очень приятно выходить из номера и попадать прямо на конвент. Шико также просил меня заниматься оргработой по приёму иностранцев. Но я благополучно слил и приехал уже на конвент затыкать собой образовавшуюся дыру. Так что вся оргработа упала на хрупкие женские плечи вышеупомянутях Хейтхелл, Воробейки и Фрикси. За что им большое спасибо.
Собственно, иностранцев на Блинкоме было четверо : • J.Tuomas Harviainen – финский исследователь ролевого сообщества, человек в европейской среде очень известный и уважаемый. Он в тусовке с 1995 года, поэтому никаких проблем с ним не было – растворился в среде и чувствовал себя как дома, наплевав на языковой барьер. • Jason Cox – профессор ролевых искусств из США. С ним было посложнее, поскольку он в играх лет 5, опыт специфический – он преподаёт, а не играет. • Alessandro Giovannucci с супругой и маленьким ребенком– представитель мастерской группы «Лига Хаоса» из Италии. Но он только прочитал лекцию на Блинкоме про творчество своей мастерской группы, после чего благополучно куда-то продевался – больше мы его не видели. Мастерская группа его существует уже лет 20, работает в Nordic Style и делает игры на самые разные темы по всей Европе, никогда не повторяясь.
Ну чтож, начну делиться печальным опытом.
Привлечь иностранцев в Россию очень трудно. У нас довольно широкие знакомства в европейских и американских узких кругах. Но обычный ответ – да, нам интересно, но давайте в следующий раз. Сейчас работа, нет денег или ещё какая напасть. Ехать к нам опасаются. Так что приезд четырёх делегатов, да ещё и из разных регионов – огромный успех. Харвианен расскажет про нас в Скандинавии, Джейсон в Америке, а Алессандро – в Италии. Если в будущем году нынешние организаторы сохранят энтузиазм, можно будет сделать что-то помасштабнее.
Самая большая боль – въездные визы в Россию. Не то, чтобы их было невозможно получить. Просто наши иностранные коллеги не понимают важности сей процедуры и её сложности. А помочь им отсюда мы не можем, потому что не имеем соответствующего, уникального для каждой страны, опыта. В результате мы до последнего дня не знали, сколько же участников у нас будет. Американец получил свою визу за 12 часов до вылета и уплатил за неё агентству изрядное количество денег. Финну сделали приглашение от университета, но оно не проканало – пришлось делать туристическую визу за деньги через визовый центр при посольстве. Итальянцы оказались самыми дисциплинированными и предусмотрительными - вообще всё сделали через агентство и справились без нашей помощи. Если вы когда-либо соберетесь привозить иностранцев, то везите их как туристов – самый простой путь.
Иностранцы наши разбежались по городу, поселились в разных его концах, разных отелях. Предсказуемо Джейсон потерялся в первый день Блинкома и опоздал на англоязычную игру.
Больше всего меня стремал вопрос – чем занять иноземных гостей два дня конвента? С докладами, честно говоря, вышла засада. Люди сначала проявляли робкий энтузиазм, потом стремались, потом сливались. В результате, программу на один англоязычный поток мы набрали.
Очень хочется поблагодарить организаторов игр с присутствием англоязычных гостей : - Court of last Resort от Дениса Муравлянского - Прощальная вечеринка от Антона Зайцева. - Отдельная благодарность нашим израильским друзьям Шагги и Кверту, которые провели свой семинар про радикализацию и терроризм дважды – на русском и английском языках. И тут мы наткнулись на интересную и немножко обидную штуку – наши европейские друзья на доклад наших израильских друзей не явились. Есть всё-таки в международных отношениях тонкости, которых мы не понимаем. Спасибо американцу, он за европейцев отдувался. А между тем, семинар один из лучших на Блинкоме по содержанию : что делает простого человека радикалом, и как в это играть. - Мы зашли к Ксотару пострелять из ксотаро-пушек. Гости очень довольны. Джейсон, несмотря на свою хоббитскую комплекцию, один раз победил и один раз вышел в финал. Видно, у американцев в генах зашито владение помповым ружьём. - Погостили у Ребела на секции настольных игр. - А также благодарю тех многих, кто героически общался с нашими гостями на английском языке. Их оказалось немало, на Блинкоме достаточно людей способных изъясняться по английски.
Очень выручил мюзикл «Последнее испытание». На Джейсона произвел впечатление вызов, который российские ролевики бросили Бродвею!
Еще мы удачно забрели с американцем на круглый стол про РИ в бизнесе и образовании. Очень удачно в одном флаконе собрался дайджест и про коммерческие проекты (Квестория), и про работу с сиротами (Полдень), и экологические игры Митяя, игры про выборы от Руматы и Бегущий город от Игоря Голышева. Получилась хорошая ретроспектива про выход РИ в практику.
Опыт перевода семинаров в синхронном режиме – да, это работает. Но люди, которые слушают русскоязычного лектора, расстраиваются из-за бубнежа у них над ухом. И больше двух иностранцев зараз окучивать не получится.
Резюме. Уважаемые коллеги, делать конвент с присутствием иностранцев трудно. - Рекламная кампания работает плохо, вытаскивать сюда иностранцев массово получится не скоро. Пока они боятся далёкой России, а набрать постоянную аудиторию из отважных – уйдут годы. - Оргуха и визы. Это сложно. Надо делать всё заранее. Но поскольку делать эту нудную работу должны наши гости, то на этом пути могут возникнуть факапы. Заводите специального человека, который будет капать на мозги иностранцам и заставлять их делать всё вовремя. - Вопрос оплаты из-за рубежа открыт. Мы не попробовали никаких методов. Заплатили из своих, потом взыскали с иностранцев. - Селите их в одном месте, иначе потом гостей не соберёте. - Программа. Готовить её трудно. Наши русские товарищи не уверены в себе, их надо очень уговаривать делать мероприятия на английском. - Англоязычный поток нужен, нужно отдельное помещение и поток мероприятий. Иностранцы требуют заботы всё рабочее время конвента, нельзя их просто усадить в баре и общать. У нас проканало, потому что энтузиастов было больше, чем иностранцев. И то, периодически я ощущал пустоту и брошенность на амбразуру. - А вот с англоязычными русскими ролевиками проблем нет, можно не заботиться о переводе на русский лекций от наших иноземных гостей. Владеющих языком в нашей среде вполне достаточно.
Стая товарищей, делавшая иностранную секцию на Блинкоме, отправляется размышлять – готова ли она на аналогичные приключения в будущем.
И про всё остальное
Кстати, программа конвента была хорошей. В промежутках между выпасом иностранцев мне удалось забежать на пару мероприятий.
Вот, к примеру, доклад Совы из Пскова «Библия и ролевые игры». Очень необычное содержание про примеры притворства и лицедейства в религиозных текстах. Проблема возникла от того, что церковь к РИ в Псковской области относится не слишком лояльно. Там можно найти немало примеров как в осуждение, так и в прославление нашей деятельности. Но самый важный пример, что прославлять Христа искренне или понарошку считается одинаково богоугодным делом.
Про театральную постановку «Город слышит» я рассказывать не буду, чтобы не палить контору. Это такое новаторское театральное искусство, где роли актеров играют зрители. Мы участвовали в бета-тестировании проекта. А больше я вам ничего не скажу. Сами схОдите.
Зима близко?
Ну, мимо темы скорой гибели ролевого сообщества я пройти не мог. И даже презрел свой долг пастыря котов.
Еще один отличный семинар про зиму, весну, лето и осень субкультур мне удалось удачно посетить. Обсуждалась там книга Татьяны Щепанской «Система : тексты и традиции субкультуры», которая была создана на материале по изучению движения хиппи. И тут её попытались применить к нашей замечательной ролевой субкультуре. Автор Эрион Хивай.
Краткая суть его в том, что любая субкультура переживает четыре стадии в своей жизни : - Зима-отвержение, когда большое общество выбрасывает на обочину жизни какую-то группу людей по произвольному признаку-символу. Происходит это из-за недостатка какого-то ресурса в обществе – в том числе эмоционального. - Весна. Символ становится группо-образующим. По нему в неофиты определяют своих. В этот же момент происходит размежевание внутри субкультуры, появляется геральдика. Символ остаётся, но приобретает разные окраски и дополнения. Группы делят территорию и неофитов, проявляют активность. - Лето. Символ становится нормой. Основная часть сообщества занята делом – куёт тот ресурс, которого не хватало зимой. Причём делает это предельно эффективно. Заниматься неофитами ей некогда, для этого появляются специальные хранители. Хранитель должен быть в три раза более праведным членом субкультуры, чем члены ядра, чтобы подавать всем пример правильного поведения. Хранители настолько выделяются, что даже подвергаются осмеянию. Но они хранители нормы. Пример – монашество. Нельзя блудить – так давайте возьмем обет целибата, нельзя пьянствовать – давайте вообще не будем пит вина. - И наконец, осень и смерть. Большое общество забирает в себя такое полезное и деловое ядро субкультуры. Хранители остаются у разбитого корыта, встречаются и рефлексируют происшедшее. Так создаётся эзотерическое знание об устройстве человечества, которое потом передаётся следующим поколениям. Роль хранителей – восстановить субкультуру на новом уровне, когда в ней возникнет нужда, когда общество опять отторгнет свою часть.
Только та субкультура чего-нибудь стоит, которая пережила смерть. Ролевики ещё не прожили своего первого поколения. Нам всего лишь двадцать пять, и у нас лето.
Удачи, Блинком
Что могу сказать, хороший конвент получился. Спасибо всем. Комментарии: 22 |