lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов
Тестовый режим
О проекте Последние активные (0)
Поиск
Sites: 73, articles: 7894
Last scan: 2023-04-01 22:53:18
lenta.larp.ru: luhrasp: Официальный Печатный Орган Лухраспа Кабирского: Внезапный, но ожидаемый пост про канал
luhrasp
luhrasp
Внезапный, но ожидаемый пост про канал
Официальный Печатный Орган Лухраспа Кабирского, фото-поездки-Седьмой-позитив-путешествия-зарисовки-отчёты, 2017-06-26 18:01:02

В последниее время я частенько пишу всякие истории о путешествии по каналам, но на самом деле до сих пор почти ничего не рассказал про сам канал Нивернэ. А он шикарный. Там история есть, особенности всякие интересные, и при всём при этом канал очень типичный, похожий на остальные европейские водные пути. Которые на самом деле сильно отличаются от того, что мы привыкли видеть в России.

Ещё он второй по туристической популярности во Франции, и люди называют его самым красивым каналом страны. Ну, некоторые люди. Ценители. Часть из них. Французская Википедия, как минимум.



Канал, помимо красот природных и церковно-готических, интересен ещё и тем, что он до невозможности современный. Хорошее покрытие мобильным интернетом, QR-коды на всех значимых объектах, собственный сайт и даже приложение под Андроид. Вы вообще много каналов знаете, у которых есть своё мобильное приложение? Я вот не очень.

При этом все шлюзы там ручные, на шестерёнках и, подозреваю, пришли к нам прямо из 19-го века. Хотя я вот после того, как узнал про приложение, начал подозревать, что это они специально. Туристов завлекать.


Зачем вообще нужны каналы? Первое, что приходит на ум - для того, чтобы что-то с чем-то соединять. Волгу с Доном, Обь с Енисеем, Атлантику с Тихим Океаном, Москву с пятью морями. Так, да не так - в Западной Европе значительная часть каналов проходит вдоль какой-то одной реки для улучшения её судоходных и эстетических качеств.

И канал Нивернэ он, конечно, соединяет бассейны Сены и Луары, но в основном нужен не для этого. Большую часть пути он течёт рядом с Йонной, пересекает Йонну, вливается в неё и вытекает в самых непредсказуемых местах. Местами он полностью приватизирует реку, которую в честь такого события перегораживают дамбами.



Йонна (это такой приток Сены) вообще является главной водной артерией этих мест. Местные древние французы активно использовали её для поездок в Париж - начиная века этак с 16-го они сплавляли по реке лес. Нарубали древесину где-то в верховьях, вязали из неё плоты, набирали запас еды на месяц, вооружались шестами и алга.



Сейчас так, конечно, уже не делают. Сухогрузы, железные дороги, все дела - невыгодно. Но местные реконструкторы в память о тех Героических Временах каждый год устраивают традиционный заплыв до Парижа. Вот тут даже видео есть, правда, в одном из роликов я увидел, что там под днищем есть моторчик, и немного разочаровался.

Вообще лесосплав - это такая важная местная духовная скрепа. В городах и деревнях стоят разные памятники Чуваку С Багром, на стенах есть тематические коллажи, в туристических офисах - проспекты. Регулярно проходят праздники, так или иначе связанные со сплавом (Википедия упоминает три), а некоторые коварные брёвна до сих пор таятся где-то там, в глубине, и Ждут.



Сплавляться, конечно, получалось не всегда. Если зима была холодной, уровень воды в реке падал, а если малоснежной - то он потом и летом не поднимался. А Йонна она такая, с коварными каменистыми перекатами и непредсказуемыми поворотами. Потому в 1784, после особо лютой зимы, французы собрались с силами и поняли: надо. Надо строить тут канал, чтобы нормально можно было плавать.

Потому что канал - это не только ценный мех, гарантированная глубина и возможность срезать повороты на меандрах. Это ещё и такая особая форма дна, при которой вода течёт максимально эффективно. Никаких тебе отмелей, заводей и русловой многорукваности - в канале можно достичь того, что дно не будет заиливаться, а расход воды при этом будет не очень большим. Поэтому проплыть можно будет даже в маловодные годы.



Для того, чтобы вода не подмывала стенки канала, их дополнительно укрепляли с помощью древесины, ткани и какой-то матери. Сейчас, после десятилетий эксплуатации, эти конструкции выглядят очень не очень - потому их постепенно заменяют на что-нибудь более железное.




Сам канал, как я уже упоминал, начали проектировать ещё в 1784-м. Однако затем во Франции случилось всякое, возникли основы современного устройства большинства стран Европы, разгневанные граждане кому-то что-то отрубили и перестроили один замок в один мост. "Наполеон придёт - порядок наведёт" - думали французы, и действительно: по-настоящему рыть канал Нивернэ начали только при Первой Империи. Однако потом опять случилось всякое, так что достроить этот местный аналог "Зенит-Арены" смогли только в 1841-м.



Первым делом по каналу начали сплавлять что? Правильно: лес. Подозреваю, что длину плотов оперативно подогнали под габариты шлюзов. Это вообще были очень удобные плоты, модульные, что позволяло сложные места проходить по частям, а дальше, там, где маршрут выходит сначала в Йонну, а потом в Сену, сбиваться в настоящие деревянные баржи. Жить там в палатках, еду готовить, в свободное время созерцать окружающую красоту. Мне бы такую работу.



Чёрт, я уже говорил, но повторюсь: им за это ещё деньги платили!



Если присмотреться, то в центре каждой дамбы на канале есть специальный широкий водосброс. Вообще он нужен для того, чтобы регулировать уровень в верхнем бьефе, там есть поднимающийся затвор с хитрыми шестерёнками, но плотогоны использовали его для того, чтобы не терять лишнего времени в шлюзах. Вот фотопруф.



Большая часть шлюзов канала Нивернэ - стандартная, системы Фрейсине. Шарль Луи Фрейсине это такой француз 19-го века, четырежды премьер-министр, временами - министр общественных работ. И вот в качестве последнего он в 1879 году сделал со шлюзами то же, что micro-USB сделало с телефонами: ввёл единый стандарт. По нему каждый шлюз должен быть как минимум 39 метров в длину, 5,5 в ширину, с минимальным уровнем воды в 2,2 метра. Благодаря этому стандартные речные баржи пениши смогли без проблем проходить где угодно, таварооборот вырос неивомерно и благосостояние народное увеличилось.

Сами шлюзы построены так, чтобы открыть их мог даже ребёнок. Ты просто крутишь ручку, ворота закрываются. Потом крутишь другую ручку, вода начинает поступать в камеру или уходить из неё, уровень выравнивается и можно открывать следующие ворота.



Причём в этой простой системе есть стопроцентная защита от идиота: ворота открываются против течения, и развести их при разных уровнях воды просто нереально. Я по опыту скажу, что даже при перепаде в 5 сантиметров нужно приложить неимоверные усилия, а полностью наполненный шлюз вы не откроете - там скорее механизм лопнет. Тонны, тонны воды.



Раньше к каждому шлюзу был приставлен специальный сотрудник, который жил тут же - в специальном и достаточно милом домике. Однако сейчас и кораблей стало меньше, и мобильность увеличилась - потому один чувак обычно обслуживает сразу несколько точек. Между ними он (или она) перемещается на фирменном мопеде или маленькой машинке.

Мы периодически высаживали десант, чтобы проехаться на от шлюза до шлюза на велосипедах, это интересно, а потом швартоваться проще. В какой-то момент я решил пройтись пешком и застопил нашего шлюзо-мэна: он как раз ехал по маршруту в своей машинке. И вот они реально там живут: в салоне были книги, чайник, плитка, цветок и маленькая собачонка. Хотя домики всё-таки милее, но сейчас их все продали или сдали в аренду, и живут там совсем другие люди.



Для сплава леса канал уже не используют, да и вообще грузовые перевозки по нему почти прекратились. На берегах ржавеют остатки былого величия: портовые заводи с разводными мостами, какие-то механизмы для насыпания сыпучих грузов, краны. Пениши по каналу ещё ходят, но в процентном соотношении их давно обошли туристические яхты.



В своём мега-посте про водный мега-туннель я упоминал, что канал Сен-Кантен хотят из грузового превратить в туристический, и это даже отчасти удалось. Канал Нивернэ в этом плане - пример полного успеха. Мы были там в апреле, не в самый, прямо скажем, сезон - и то периодически пересекались с кораблями, полными южноафриканцев, американцев, швейцарцев и немцев. Летом там, судя по гуглокартам, вообще столпотворение, а велодорожка, которая проходит по берегу канала, за год принимает чуть больше миллиона посетителей. Так что если вы миролюбивый мизантроп, апрель - ваш выбор)

Только холодно порой.
Нет никого.
И снег может пойти)







Комментарии: 5