lenta.larp.ru — Агрегатор новостей ролевых блогов и сайтов Тестовый режим О проекте Последние активные (0) | Поиск | Sites: 73, articles: 7894 Last scan: 2023-04-01 22:53:18 |
mykingdom (rojkov) | Блинком 2011 Журнал по ролевым играм "Мое Королевство&, 2011-12-13 14:14:08 Ролевой конвент в Санкт-Петербурге, 10-11 декабря 2011, около 800 участников. Про медицину и литературуРечь на семинаре шла о том, как весело профессионалам от медицины читать художественную литературу с профессиональной точки зрения. Собственно, Кроки зачитывала нам фрагменты из книг и комментировала, в чем автор бредил.Есть несколько полезных советов, которые стоит принять на вооружение мастерам и писателям.
КомиксыЭта тема для меня загадочна. На семинаре утверждалось, что комиксы в мире крайне популярны (верю), и что в России их популярность тоже растет (сомневаюсь). Но поскольку нет издательств, которые бы финансировали их издание (в отличие от Европы, Америки и Японии), то русский комикс – явление уникальное и любительское. Хотя появляется уже и пользуется спросом русская манга. В Европе также есть такая штука, как графическая новелла – ориентированная на взрослую аудиторию.Я в детстве интересовался комиксами, если удавалось их достать. Видел штуки три за все свое школьное время. Мои многочисленные дети комиксов не просят, и ими не интересуются. Подозреваю, что Россия пропустила этот этап культуры, телевизор и компьютер не пустят комиксы на наш медиа-рынок. Культурное осмысление ролевых игрФлоран, как обычно, рассказывал о художественной критике. В этой теме есть одна важная мысль о том, что ролевые игры – это новая форма деятельности, а человечество уже сталкивалось с новыми явлениями. И если изучить предыдущий опыт исследований в культуре, не пытаясь изобрести велосипед, то можно получить результаты значительно быстрее.Флоран и другие худ.критики рассматривают ролевые игры как художественное произведение. Критика – это анализ таких произведений через текст. Критик должен владеть соответствующим языком (терминология), выражать свою позицию и отношение к произведению (игре). В 19 веке сложились две позиции в искусстве. Одна – эстетизм. Это искусство ради искусства. Человек должен наслаждаться произведением, и ничто не должно его от этого отвлекать. Критик Уильям Пейтер по этому поводу говорил «любая попытка навешивания морали или этики губит произведение. Человек наслаждается простотой, и не следует ее терять». Другой подход в искусстве – это внесение в него социальной проблематики. Искусство должно быть актуальным для сегодняшнего дня, обличать проблемы общества и предлагать пути решения. Художник творит не для денег, а создает произведение, значимое для ума и чувств, призванное делать мир лучше. В 20 веке появилась новая позиция в искусстве – постмодернизм. С одной стороны, это смешение стилей и эклектика. Это направление относится к современности с иронией. Его ценность в том, что потребителю предлагается весело и интересно провести досуг – поиграть со старыми смыслами. В постмодернизме все смешалось, и нельзя выделить актуальность. Да и описать это направление сложно. Ролевые игры являются таким видом постмодернистского искусства. В них есть эклектика, аллюзии на современность, собственно игра – осмысление мира в несерьезной форме. Далее Флоран привел несколько примеров игр, разложенных по вышеперечисленным направлениям. Есть у нас и игры для эстетики (Лагаан, О,Париж), и остросоциальные проекты вроде «На той Гражданской» или «Стоимости жизни». Имеет смысл взять еще одну классификацию для ролевых игр : предназначены ли они для осмысления общественных явлений, или направлены на расширение опыта личности. «XVI: шаг в бессмертие» - это осмысление общества, а «Готика» или «Дневник эмигранта» - проекты личностные. Впрочем, культурологический РИ аспект неисчерпаем. Лучше приезжайте на Комкон (15-18 марта 2012 года, http://www.comcon.su) и поговорите об этом с Флораном и другими худ.критиками. Там для обсуждения этой темы будет гораздо больше времени. Демография в АрдеВ этот раз секция толкинистики реально зажгла. Семинар про демографию в Средиземье я с удовольствием послушал, и сожалел, что многие другие доклады пропустил. Пожалуй, это была самая насыщенная содержанием секция на Блинкоме.Суть демографического исследования была в том, что исследовались продолжительность жизни и скорость воспроизводства различных рас в Арде, а также приводились сравнения с демографической ситуацией в Европе. Интересно отметить, что Средиземье достаточно редко населено, но при этом обладает мощной сельскохозяйственной культурой, что позволило бы в нашей реальности людям быстро заполнить доступные земли. Но скорость размножения людей из мира Толкиена невысока. К сожалению, я не получил ответа на животрепещущий вопрос : орки склонны быстро и без лишних сантиментов размножаться огромными ордами. При этом они не покинули Средиземье, как эльфы. Значит ли это, что в Четвертую эпоху орки вытеснят людей? Увы, ответ включал в себя обзор событий с начала времен, и мы просто не успели дойти до 4 эпохи, кончилось время. Tolkien VS MartinЗамечательная дискуссия в рамках секции толкинистики была о сравнении двух могучих столпов фэнтези – Мартина и Толкиена. Можно ли их сравнивать, и как? В чем их отличие? Надо сказать, что участникам дискуссии было проще говорить про Мартина. Его больше читали, и в ролевой тусовке он в моде. Но я для себя вышел на интересное понимание.В мире Толкиена добро и зло жестко противостоят друг другу. Поступок каждого персонажа может склонить весы в ту или иную сторону, примирение невозможно. Помнится, в начале 80х, я не отрываясь, ночью, с убогого алфавитно-цифрового монитора читал Толкиена. Детство мое прошло во времена холодной войны, и книжка казалась жутко актуальной. Жизнь в СССР, окруженном врагами, была мобилизующим фактором. «Кругом враги, а мы бьемся за счастье человечества!» Недавно я перечитал «Властелина колец». Сегодня она воспринимается как эпос, история про безупречных легендарных героев, бьющихся против мистического Зла. Герои могут проявить слабость, но немыслимо для них усомниться в правильности сделанного выбора, перейти на другую сторону. Классический биполярный мир 20-го века. С одной стороны Германия, с другой – союзники. С одной стороны СССР, с другой – «цивилизованные страны». Уже в 90-е годы еще один фэнтезийный мир – Кринн – оказался не биполярным. Появилась третья сила - равновесие между тьмой и светом. Можно быть светлым или темным, но есть красные мантии – слуги Равновесия, которые не дают победить одной из сторон. У Мартина тоже есть полюса и равновесие. Рглор – это полюс огня, Иные – это полюс холода, традиционные религии вроде Семибожия – равновесие, которое не дает схлестнуться абсолютам. Эта позиция уже существенно более сложная и многовариантная. У тебя выбор не из двух блюд, а из значительно бОльшего их количества. В мире Мартина нет однозначно положительных и отрицательных героев. Читая главы, написанные от лица разных персонажей, мы, конечно, даем моральную оценку героям и негодяям. Но в следующей главе нам ее приходится пересматривать. Нет у Мартина жесткого размежевания – что есть добро, а что есть зло. Мы чуть выше говорили о постмодернистском искусстве, когда ранее незыблемые истины пробуются на прочность. Мартин – писатель уже нового, многополярного мира, когда толерантность стала реальностью и «понять – значит простить». Параллели с сегодняшней многополярной действительностью просматриваются невооруженным взглядом. Здесь, кстати, можно сделать забавный актуальный вывод о нашей современной политической жизни. Владимир Путин, тоже дитя эпохи Холодной войны, пытается сейчас возродить биполярный мир в наших головах с помощью политтехнологий. Увы, его попытка обречена на провал. Современная молодежь знает, что мир не делится на черное и белое, и Путин с его командой политтехнологов обязательно проиграет. Это мировоззрение просто устарело, оно не работает. Лозунг «кто не с нами – тот против нас» не работает. Увы, но это означает и уход Толкиена из списка самых читаемых книг в обозримом будущем. Символьный подход к РИЕще один заслуживающий внимания семинар от Вар и Доменики – про символьный подход к ролевым играм. Он традиционно применяется уральскими мастерами, но некоторые питерские и московские МГ тоже успешно его используют. Этот подход нельзя назвать школой, скорее это способ думать об игре в формате гипертекста, с фокусом на культурный контекст. Рассказать об этом в краткой заметке без профанации сложно, я только обозначу тему разговора. А статью ждите от авторов семинара.Для каждой игры должен быть выработан некий язык, который необходимо донести до мастеров и игроков. Я бы назвал это общим культурным контекстом. Необходимо понимать архетип (в другой терминологии – идею игры). Мастер должен быть способен выразить идею в одном предложении. Если это не так, значит он мало думал о своем проекте. Вторая опора игровой конструкции – система сюжетов и героев. И третья опора – модель. Все это не кажется новым до тех пор, пока мы не начинаем играть с символами. Мне, конечно же, понравились примеры. К примеру, можно назвать героя Артур Грей, а можно – Дориан Грей. Этот символ сразу же потянет за собой огромное количество ассоциаций. А если героя зовут Артур Дориан Грей, то это совсем хорошо, поскольку позволяет развернуть сюжет в несколько разных сторон. Важным для игры является узнавание игроком сюжета и символов, в которые он играет. Это доставляет ему тонкое интеллектуальное удовольствие от игры разума. И вот здесь можно тоже хорошо поиграть в неожиданные повороты ранее узнанных сюжетов. Простая деревенская девушка стоит на берегу и ждет, когда за ней приплывет корабль. Ей сказали в детстве, то принц под алыми парусами непременно придет. И вот корабль появляется, но паруса у него черные. Здесь сюжет можно развернуть в несколько сторон. Это Тесей, который бросится за любимой со скалы, или Тристан, или пираты, которые всех ограбят. Игра на символьном поле сложна. Если игроки не владеют языком символов (не читали первоисточника), то они останутся глухи к произносимым цитатам, и не увидят подсказок от мастеров. Есть и неприятная вероятность того, что язык символов из игры перейдет в быт и затрется от неправильного употребления. Игры на конвентеКалендарик на будущий год уже образовался. Поеду на «Статуты», «Грецию», «Черное пламя», «Нуменор» и «Холодную войну».Изобильно была представлена игра «Черное пламя» от Наррентума. Мастерская группа бодра, весела и работает слаженно. Пока народные массы рубились за механизмы распределения бусин духовности, мы с мастером по религии Марком Апрельским обсудили космогонию. По мне, гораздо более важный вопрос – как привлечь бронемишек в Храм Семибожий? Поорали революционные испанские песни на презентации игры «No pasaran». Еду в Фалангу. На «Холодную войну» поеду из принципа, причем на советскую сторону. СССР в агитматериалах показан тенденциозно, я с этим не согласен. Придется взять на себя борьбу с мировым империализмом. Винни-Пух и Пятачок мертвыПопал только на одно шоу на Блинкоме – спектакль «Винни-Пух и Пятачок мертвы». Как и было обещано, получил трэш и угар. Это жутковатая сказка наоборот. Алиса в Сказочной стране грезит уходом в реальный мир, а ее папа убежден, что реальности не существует. Винни и Пятачок – солдаты удачи, вооруженные перфораторами. В конце все плохо – Алиса всех убивает большим ножом. Вышел со спектакля озадаченный и смущенный духом.О передаче знанийВечная наша тема о передаче знаний в ролевых играх. Вот и народилось новое поколение, которое мечтает собрать все ролевое знание в одном каталоге и разложить его по строгим полочкам. Это случается каждые 2-3 года. В принципе, процесс хороший, потому что позволяет поддерживать в актуальном состоянии ролевые ресурсы. Но желающих классифицировать материалы по РИ ждет очередное разочарование. Основной совет, который я слышу из разных уст уже лет 10, - создать классификатор материалов по РИ. Удачных классификаторов я так и не видел. Впрочем, подожду, пока они выработают систему тегов, и внедрю ее затем на Александре VI. Это единственная технология, которая кажется мне перспективной.За 12 лет занятий ролевой журналистикой я пришел к выводу, что ролевое знание само по себе – очень маленькое. Наше бесконечное обсуждение вечных тем происходит от того, что нам интересно общаться друг с другом. Настоящим творческим актом является применение нашего маленького ролевого знания к различным другим знаниям – литературе, истории, социологии и образованию. И этот опыт как раз является ценным, но он не является универсально интересным. Тут и возникает конфликт олдовых и начинающих мастеров :
Who is Mr.Lebedev?На закрытии было объявлено о том, что Вадим Герцог (Иванов) покидает пост главы оргкомитета Блинкома. Следующим главойИ еще, на правах рекламы. В Питере работает ролевое кафе-клуб «Край света». От вокзала до него пилить и вправду не ближний свет, но пешком. Тем не менее, советую туда зайти. Обстановка уютная, помимо пива есть сидр. Адрес – улица Фонтанная, дом 5. Договорились о том, что в этом кафе будут продаваться журналы «Мое королевство». Покупателям – кофе в подарок. Комментарии: 9 |